ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 августа 2013 года N 236-ПП


О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике"

(с изменениями на 31 августа 2020 года)

(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12.03.2015 N 49-ПП, от 29.07.2015 N 166-ПП, от 28.12.2015 N 312-ПП, от 30.05.2016 N 97-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 30.01.2017 N 4-ПП, от 12.07.2019 N 119-ПП, от 03.09.2019 N 150-ПП, от 03.06.2020 N 122-ПП, от 31.08.2020 N 193-ПП)




В соответствии с Распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 23 ноября 2016 г. N 626-рп Правительство Кабардино-Балкарской Республики постановляет:


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП)


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" (далее - госпрограмма).


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 27.12.2016 N 241-ПП)


2. Министерству финансов Кабардино-Балкарской Республики предусматривать средства на реализацию мероприятий госпрограммы при формировании республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики на соответствующие годы.


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12.03.2015 N 49-ПП)



Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
Р.ХАСАНОВ



Утверждена
Постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 14 августа 2013 г. N 236-ПП



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ В КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ"

(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12.03.2015 N 49-ПП, от 29.07.2015 N 166-ПП, от 28.12.2015 N 312-ПП, от 30.05.2016 N 97-ПП, от 27.12.2016 N 241-ПП, от 30.01.2017 N 4-ПП, от 12.07.2019 N 119-ПП, от 03.09.2019 N 150-ПП, от 03.06.2020 N 122-ПП, от 31.08.2020 N 193-ПП)




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ

(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2017 N 4-ПП, от 03.06.2020 N 122-ПП)

Координатор государственной программы

Министерство промышленности, энергетики и торговли Кабардино-Балкарской Республики

(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2019 N 119-ПП, от 03.06.2020 N 122-ПП)

Исполнители государственной программы

Министерство промышленности, энергетики и торговли Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство земельных и имущественных отношений Кабардино-Балкарской Республики;

Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики

(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2019 N 119-ПП, от 03.06.2020 N 122-ПП)

Подпрограммы государственной программы

"Обеспечение выпуска высококонкурентной импортозамещающей продукции, направленной на развитие промышленности";

"Развитие торговли в Кабардино-Балкарской Республике";

"Защита прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике";

"Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности Кабардино-Балкарской Республики";

"Создание в Кабардино-Балкарской Республике промышленного комплекса "Этана"

Цели государственной программы

формирование и проведение промышленной и инновационной политики, в том числе направленной на производство ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции;

развитие отраслей промышленности и повышение на этой основе активного экономического роста;

обеспечение производства высокотехнологичной продукции с высокой добавочной стоимостью в условиях конкурентной среды на рынках товаров и услуг;

повышение качества и уровня жизни граждан в Кабардино-Балкарской Республике за счет организации новых производств;

осуществление практического взаимодействия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и хозяйствующих субъектов в сфере промышленности независимо от их формы собственности;

создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в пределах территориальной доступности;

создание в Кабардино-Балкарской Республике современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения Кабардино-Балкарской Республики площадью торговых объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой деятельности;

предотвращение нарушений прав потребителей;

создание эффективной системы защиты установленных законодательством Российской Федерации прав потребителей, обеспечение равных условий для их реализации каждым гражданином;

перевод промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на энергосберегающий путь развития на основе обеспечения рационального использования энергетических ресурсов

Задачи государственной программы

опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития отраслей промышленности и производства ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции;

снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной, импортозамещающей продукции;

создание условий для роста промышленного производства;

создание условий для обновления технологической базы соответствующих отраслей промышленности;

создание условий для обеспечения предприятий промышленности рабочими кадрами, обладающими высокой профессиональной квалификацией и современными компетенциями;

создание условий для научных исследований и разработок;

обеспечение для российских компаний равных условий конкуренции на российском и мировом рынках;

развитие международной кооперации предприятий промышленности и содействие их встраиванию в глобальные цепочки добавочной стоимости;

создание условий для экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью;

развитие конкуренции, в том числе через поэтапное сокращение доли государства в капитале компаний;

определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической (ценовой) и физической (территориальной) доступности товаров, повышение качества и культуры торгового сервиса для населения Кабардино-Балкарской Республики;

построение современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения установленных нормативов обеспеченности населения Кабардино-Балкарской Республики площадью торговых объектов, сбалансированного развития всех элементов торгового комплекса, обеспечивающего формирование эффективной системы товародвижения;

совершенствование форм и методов координации управления в сфере торговли, правового регулирования и саморегулирования рынка, устранение административных барьеров, препятствующих развитию торговли;

формирование системы обеспечения эффективной и доступной защиты прав потребителей в Кабардино-Балкарской Республике;

обеспечение защиты населения Кабардино-Балкарской Республики от недоброкачественных товаров (работ, услуг);

разработка и внедрение на промышленных предприятиях новых высокоэффективных энергосберегающих технологий;

вывод из эксплуатации старого оборудования, ввод новых мощностей, соответствующих по удельным расходам лучшей мировой практике, модернизация мощностей промышленных предприятий;

внедрение систем энергетического менеджмента на промышленных предприятиях

Целевые показатели (индикаторы) государственной программы

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности "Обрабатывающие производства", кроме производства пищевых продуктов и производства напитков;

индекс промышленного производства;

численность работников предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, кроме пищевой отрасли;

среднемесячная заработная плата работников предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, кроме пищевой отрасли;

доля инновационной продукции в общем объеме продукции предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, кроме пищевой отрасли;

уровень загрузки производственных мощностей предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, кроме пищевой отрасли;

удельный расход топливно-энергетических ресурсов на производство основных видов промышленной продукции;

доля промышленных предприятий, которые провели модернизацию технологического процесса с применением энергоэффективных технологий, в общем количестве промышленных предприятий;

доля износа основных производственных фондов промышленных предприятий;

количество созданных на промышленных предприятиях передовых энергоэффективных технологий;

достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения республики площадью торговых объектов (в расчете на 1000 человек);

оборот розничной торговли в республике;

оборот розничной торговли на душу населения в республике;

количество утвержденных схем размещения нестационарных торговых объектов в муниципальных районах и городских округах;

уровень исполнения утвержденных лимитов бюджетных обязательств по расходам на обеспечение функций государственных органов в рамках настоящей государственной программы;

доля муниципальных районов и городских округов, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей;

количество консультаций в сфере защиты прав потребителей;

количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности;

количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности;

уровень правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей);

количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей;

удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей;

удельный вес продукции, реализуемой на территории Кабардино-Балкарской Республики, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции)

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.08.2020 N 193-ПП)

Сроки и этапы реализации государственной программы

2014 - 2020 годы

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.09.2019 N 150-ПП)

Объемы и источники финансирования государственной программы

объем финансирования государственной программы составляет 26671974,60 тыс. рублей, из них:

в 2014 г. - 82810,50 тыс. рублей;

в 2015 г. - 956163,70 тыс. рублей;

в 2016 г. - 609614,30 тыс. рублей;

в 2017 г. - 987035,70 тыс. рублей;

в 2018 г. - 1135771,20 тыс. рублей;

в 2019 г. - 21833541,60 тыс. рублей;

в 2020 г. - 1067037,60 тыс. рублей,

в том числе:

за счет средств федерального бюджета:

в 2014 г. - 63778,3 тыс. рублей;

за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 156205,40 тыс. рублей, из них:

в 2014 г. - 19032,20 тыс. рублей;

в 2015 г. - 35163,70 тыс. рублей;

в 2016 г. - 23009,40 тыс. рублей;

в 2017 г. - 18611,70 тыс. рублей;

в 2018 г. - 18391,20 тыс. рублей;

в 2019 г. - 19559,60 тыс. рублей;

в 2020 г. - 22437,60 тыс. рублей;

за счет внебюджетных средств - 26451990,90 тыс. рублей, из них:

в 2015 г. - 921000,00 тыс. рублей;

в 2016 г. - 586604,90 тыс. рублей;

в 2017 г. - 968424,00 тыс. рублей;

в 2018 г. - 1117380,00 тыс. рублей;

в 2019 г. - 21813982,00 тыс. рублей;

в 2020 г. - 1044600,00 тыс. рублей;

подпрограммы "Обеспечение выпуска высококонкурентной импортозамещающей продукции, направленной на развитие промышленности" составляет 5732757,00 тыс. рублей за счет внебюджетных средств, в том числе:

в 2015 г. - 921000,00 тыс. рублей;

в 2016 г. - 560200,00 тыс. рублей;

в 2017 г. - 951557,00 тыс. рублей;

в 2018 г. - 1100000,00 тыс. рублей;

в 2019 г. - 1200000,00 тыс. рублей;

в 2020 г. - 1000000,00 тыс. рублей;

подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в промышленности Кабардино-Балкарской Республики" составляет 41931,90 тыс. рублей за счет внебюджетных средств, в том числе:

в 2016 г. - 26404,90 тыс. рублей;

в 2017 г. - 2867,00 тыс. рублей;

в 2018 г. - 3860,00 тыс. рублей;

в 2019 г. - 4200,00 тыс. рублей;

в 2020 г. - 4600,00 тыс. рублей;

подпрограммы "Создание в Кабардино-Балкарской Республике промышленного комплекса "Этана" составляет 20677302,00 тыс. рублей за счет внебюджетных средств, в том числе:

в 2017 г. - 14000,00 тыс. рублей;

в 2018 г. - 13520,00 тыс. рублей;

в 2019 г. - 20609782,00 тыс. рублей;

в 2020 г. - 40000,00 тыс. рублей;

основного мероприятия "Финансовое обеспечение выполнения функций государственных органов, оказания услуг и выполнения работ" составляет за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 131805,40 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 г. - 18732,20 тыс. рублей;

в 2015 г. - 16063,70 тыс. рублей;

в 2016 г. - 18009,40 тыс. рублей;

в 2017 г. - 18611,70 тыс. рублей;

в 2018 г. - 18391,20 тыс. рублей;

в 2019 г. - 19559,60 тыс. рублей;

в 2020 г. - 22437,60 тыс. рублей;

основного мероприятия "Поддержка проектов по производству конкурентоспособной продукции" составляет за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 900,00 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 г. - 300,00 тыс. рублей;

в 2015 г. - 300,00 тыс. рублей;

в 2016 г. - 300,00 тыс. рублей;

мероприятия "Воспроизводство минерально-сырьевой базы" составляет за счет средств республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики - 23500,00 тыс. рублей, в том числе:

в 2015 г. - 18800,00 тыс. рублей;

в 2016 г. - 4700,00 тыс. рублей;

прочих мероприятий, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов прошлых лет из федерального бюджета, в рамках государственной программы Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" за счет средств федерального бюджета - 63778,3 тыс. рублей,

в том числе в 2014 г. - 63778,3 тыс. рублей

(позиция в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 31.08.2020 N 193-ПП)

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по виду деятельности "Обрабатывающие производства", кроме производства пищевых продуктов и производства напитков, в 2020 году составит 12,2 млрд рублей; <*>

индекс промышленного производства в 2020 году составит 110 процентов; <*>

численность работников предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, кроме пищевой отрасли, к 2020 году увеличится до 6,2 тыс. чел.; <*>

среднемесячная заработная плата работников предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, кроме пищевой отрасли, к 2020 году составит 19500 рублей; <*>

доля инновационной продукции в общем объеме продукции предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, кроме пищевой отрасли, к 2020 году составит 25 процентов; <*>

уровень загрузки производственных мощностей предприятий обрабатывающих отраслей промышленности, кроме пищевой отрасли, к 2020 году составит 80 процентов; <*>

удельный расход топливно-энергетических ресурсов на производство основных видов промышленной продукции к 2020 году составит 21,0 кг у.т./тыс. рублей;

доля промышленных предприятий, которые провели модернизацию технологического процесса с применением энергоэффективных технологий, в общем количестве промышленных предприятий к 2020 году составит 70 процентов;

доля износа основных производственных фондов промышленных предприятий к 2020 году уменьшится до 30 процентов;

количество созданных на промышленных предприятиях передовых энергоэффективных технологий к 2020 году будет доведено до 40;

к 2020 году темп роста розничной продажи товаров через все каналы реализации составит 101,2 процента;

темп роста оборота розничной торговли на душу населения достигнет к 2020 году 104,2 процента;

схемы размещения нестационарных торговых объектов будут утверждены во всех 13 муниципальных районах и городских округах;

реализация мероприятий государственной программы в сфере торговли позволит обеспечить достижение нормативов минимальной обеспеченности населения Кабардино-Балкарской Республики торговыми площадями в целом по республике:

площадью стационарных торговых объектов в размере 520,2 кв. м на 1000 человек;

площадью нестационарных торговых объектов по продаже продовольственных товаров и сельхозпродукции в размере 13,1 кв. м на 1000 человек;

площадью нестационарных торговых объектов по продаже продукции общественного питания в размере 1,4 кв. м на 1000 человек;

площадью нестационарных торговых объектов по продаже печатной продукции в размере 2,5 кв. м на 1000 человек;

площадью торговых мест, используемых для осуществления деятельности по продаже продовольственных товаров на розничных рынках в размере 3,5 кв. м на 1000 человек;

доля муниципальных районов и городских округов республики, в которых оказываются бесплатные консультационные услуги в сфере защиты прав потребителей в 2020 году составит 100 процентов;

количество консультаций в сфере защиты прав потребителей в 2020 году увеличится до 1500;

количество распространенных печатных информационных материалов (буклетов, памяток, брошюр, плакатов и др.), направленных на повышение потребительской грамотности, в 2020 году составит 14000 единиц;

количество публикаций и сообщений в средствах массовой информации, направленных на повышение потребительской грамотности, в 2020 году вырастет до 70;

уровень правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей (по результатам опросов потребителей) в 2020 году составит 85 процентов опрошенных;

количество граждан (потребителей, хозяйствующих субъектов), принявших участие в мероприятиях, направленных на правовое просвещение в сфере защиты прав потребителей, в 2020 году составит 6000;

удельный вес претензий потребителей, удовлетворенных хозяйствующими субъектами в добровольном порядке, от общего числа обращений, поступивших в органы и организации, входящие в систему защиты прав потребителей, в 2020 году достигнет 67 процентов;

удельный вес продукции, реализуемой на территории Кабардино-Балкарской Республики, не соответствующей требованиям качества и безопасности по результатам лабораторных исследований (от общего объема исследованной продукции), в 2020 году составит 8 процентов

(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2020 N 122-ПП)


________________


* С учетом реализации инвестиционных проектов.



I. Характеристика состояния промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12.03.2015 N 49-ПП, от 03.06.2020 N 122-ПП)



Промышленность


Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" разработана в соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 25 декабря 2017 г. N 745-рп.


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2019 N 119-ПП)


Динамичное развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики тесно связано с состоянием ее промышленности, для чего требуется интенсивное развитие промышленного потенциала на базе передовых технологий с созданием большого количества новых рабочих мест с высокой оплатой труда.


Госпрограмма - неотъемлемая часть структурной политики модернизации экономики Кабардино-Балкарской Республики, представляющая комплекс мер, направленных на развитие промышленности и ориентированных на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, повышение эффективности производств, совершенствование их структуры, импортозамещение.


Госпрограмма обеспечит неуклонные и относительно устойчивые темпы экономического развития, способствующие реализации таких макроэкономических показателей, как стабильность цен, уравновешенность платежного баланса, высокая занятость населения.


В качестве основного направления роста выбрано развитие диверсифицированной экономики за счет привлечения существенного объема инвестиций, в первую очередь, в промышленность.


Промышленность в Кабардино-Балкарской Республике имеет достаточные перспективы развития. Создана благоприятная налоговая среда, введены в практику лизинговые схемы. Однако для развития промышленности требуется решение таких проблем, как структурные диспропорции промышленного комплекса, высокая степень износа основных фондов, низкая восприимчивость к внедрению инноваций, технологическое отставание в ряде отраслей, низкая производительность труда, высокая материало- и энергоемкость производимой продукции, отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости, кадровое обеспечение, слабые финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития.


Поддержка промышленности должна формироваться исходя из понимания того факта, что государство не является стационарным и постоянным источником финансирования части текущих и капитальных затрат предприятий. Финансирование должно предоставляться на проектной основе для реализации конкретных целей развития. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. Меры поддержки должны быть конечны, и на определенном этапе отрасли, получившие поддержку государства, должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов и генерации стоимости в эффективно работающих компаниях.


Министерство промышленности, энергетики и торговли Кабардино-Балкарской Республики курирует около сорока промышленных предприятий различных форм собственности, осуществляющих деятельность по следующим видам экономической деятельности: "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов", "производство транспортных средств и оборудования", "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", "текстильное и швейное производство", "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви", "химическое производство", "производство резиновых и пластмассовых изделий", "обработка древесины и производство изделий из дерева", "целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность", "прочие производства".


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 03.06.2020 N 122-ПП)


Реализация промышленной политики в республике проводится в соответствии с современными методами управления экономикой, что позволяет своевременно вырабатывать меры управленческого воздействия, направленные на повышение эффективности производства, создание конкурентоспособной продукции, соответствующей мировым стандартам. На протяжении последних нескольких лет российская экономика в целом и большинство отраслей производственной деятельности вышли на путь достаточно стабильного роста. В этих условиях промышленная политика уже не является антикризисным инструментом, направленным на спасение тех или иных отраслей в краткосрочной перспективе. Она сосредоточена на мерах долгосрочного, стратегического характера, направленных на создание условий для ускорения экономического роста.


Положительная динамика наблюдается в машиностроении, цветной металлургии, в легкой промышленности, в прочих отраслях промышленности. Одним из главных факторов, влияющих на увеличение темпов роста промышленного производства, несомненно, является реализация перспективных инвестиционных проектов, внедрение новых технологий, переход промышленных предприятий к использованию новых ресурсосберегающих технологий.


(в ред. Постановления Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 28.12.2015 N 312-ПП)


В целях формирования долгосрочных направлений инновационного развития промышленного сектора республики утверждена Стратегия развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 года (машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, медицинской, легкой и деревообрабатывающей промышленности), подписано Генеральное соглашение о сотрудничестве при создании промышленного комплекса в Кабардино-Балкарской Республике (Российская Федерация) от 7 ноября 2016 г. N 01-25/01-С (далее - Генеральное соглашение).


(в ред. Постановлений Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 30.01.2017 N 4-ПП, от 12.07.2019 N 119-ПП)


Абзац исключен. - Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 12.07.2019 N 119-ПП.


Создаются благоприятные условия для интенсификации процессов ресурсосбережения при имеющихся перспективах вложения капитала в ресурсоэффективность и энергосбережение, снижающих возможные финансово-экономические риски и превращающих их в эффективную сферу бизнеса. На предприятиях внедряются энергосберегающие, малоотходные, ресурсосберегающие, наукоемкие технологии, автоматизированные системы управления производством.


Несомненная перспектива и потенциал развития промышленного комплекса республики заключается в развитии конкурентоспособных научно-технологических направлений. Задача коммерциализации технологий решается путем построения инновационной инфраструктуры и выбора приоритетов развития не только научно-технологических, но и экономических.


Торговля


Торговля является одной из важнейших отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции.


В настоящее время в развитии розничной торговли республики наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, стабильный рост оборота розничной торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.


Вместе с тем, несмотря на быстрые темпы роста оборота розничной торговли в последние годы, по объемам на душу населения Кабардино-Балкарская Республика по-прежнему отстает от общероссийского показателя.


Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ритейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.


В Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании. К наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит", "Караван", "Ласточкино гнездо", "Кенгуру", "Симба"; непродовольственных - "Поиск", "Эльдорадо", "М.Видео", "Эксперт", "Детский мир", "Евросеть", "Связной", "Золушка", "Адидас", "585" и др.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»