ПРАВИТЕЛЬСТВО КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 марта 2015 года N 49-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 14 АВГУСТА 2013 Г. N 236-ПП
Правительство Кабардино-Балкарской Республики
постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 14 августа 2013 года N 236-ПП "О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы".
Председатель Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.МУСУКОВ
Утверждены
постановлением
Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 12 марта 2015 года N 49-ПП
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 14 АВГУСТА 2013 Г. N 236-ПП
1. В пункте 2 слова "(М.А. Керефов)" исключить.
2. В государственной программе "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы, утвержденной указанным постановлением:
1) паспорт государственной программы изложить в следующей редакции:
"ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Ответственный исполнитель государственной программы | Министерство промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики |
Соисполнители государственной программы | Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики; |
Подпрограммы государственной программы | "Обеспечение выпуска высококонкурентной импортозамещающей продукции, направленной на развитие промышленности" на 2015 - 2020 годы; |
Цели государственной программы | формирование и проведение промышленной и инновационной политики, в том числе направленной на производство импортозамещающей продукции; |
Задачи государственной программы | опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития отраслей промышленности и производства импортозамещающей продукции; |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг; |
Сроки и этапы реализации государственной программы | 2013 - 2020 годы |
Ресурсное обеспечение государственной программы | ресурсное обеспечение государственной программы всего составляет 37625064,36 тыс. рублей: |
Ожидаемые результаты реализации государственной программы | рост объемов отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг к 2020 году увеличится по сравнению с фактическим объемом 2013 года в 4,8 раза и составит 56300,0 млн рублей; <*> |
Примечание:
<*> с учетом реализации инвестиционных проектов.";
2) раздел I государственной программы изложить в следующей редакции:
"I. Характеристика состояния промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике, в том числе основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития
Промышленность
Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики "Развитие промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике" на 2013 - 2020 годы (далее - Госпрограмма) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 7 февраля 2013 года N 74-рп.
Динамичное развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики тесно связано с состоянием ее промышленности, для чего требуется интенсивное развитие промышленного потенциала на базе передовых технологий с созданием большого количества новых рабочих мест с высокой оплатой труда.
Госпрограмма - неотъемлемая часть структурной политики модернизации экономики Кабардино-Балкарской Республики, представляющая комплекс мер, направленных на развитие промышленности и ориентированных на повышение конкурентоспособности промышленных предприятий, повышение эффективности производств, совершенствование их структуры, импортозамещение.
Госпрограмма обеспечит неуклонные и относительно устойчивые темпы экономического развития, способствующие реализации таких макроэкономических показателей, как стабильность цен, уравновешенность платежного баланса, высокая занятость населения.
В качестве основного направления роста выбрано развитие диверсифицированной экономики за счет привлечения существенного объема инвестиций, в первую очередь, в промышленность.
Промышленность в Кабардино-Балкарской Республике имеет достаточные перспективы развития. Создана благоприятная налоговая среда, введены в практику лизинговые схемы. Однако для развития промышленности требуется решение таких проблем, как структурные диспропорции промышленного комплекса, высокая степень износа основных фондов, низкая восприимчивость к внедрению инноваций, технологическое отставание в ряде отраслей, низкая производительность труда, высокая материало- и энергоемкость производимой продукции, отсутствие современного оборудования для производства инновационной конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, недостаточная доля продукции с высокой долей добавочной стоимости, кадровое обеспечение, слабые финансово-экономические возможности целого ряда отраслей для инновационного развития.
Поддержка промышленности должна формироваться исходя из понимания того факта, что государство не является стационарным и постоянным источником финансирования части текущих и капитальных затрат предприятий. Финансирование должно предоставляться на проектной основе для реализации конкретных целей развития. В среднесрочном периоде доля бюджетного финансирования должна последовательно сокращаться в пользу внебюджетных источников. Меры поддержки должны быть конечны, и на определенном этапе отрасли, получившие поддержку государства, должны войти в режим развития на основе рыночных ресурсов и генерации стоимости в эффективно работающих компаниях.
Министерство промышленности и торговли Кабардино-Балкарской Республики курирует около сорока промышленных предприятий различных форм собственности, осуществляющих деятельность по следующим видам экономической деятельности: "производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования", "производство машин и оборудования без производства оружия и боеприпасов", "производство транспортных средств и оборудования", "металлургическое производство и производство готовых металлических изделий", "текстильное и швейное производство", "производство кожи, изделий из кожи и производство обуви", "химическое производство", "производство резиновых и пластмассовых изделий", "обработка древесины и производство изделий из дерева", "целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность", "прочие производства".
Реализация промышленной политики в республике проводится в соответствии с современными методами управления экономикой, что позволяет своевременно вырабатывать меры управленческого воздействия, направленные на повышение эффективности производства, создание конкурентоспособной продукции, соответствующей мировым стандартам. На протяжении последних нескольких лет российская экономика в целом и большинство отраслей производственной деятельности вышли на путь достаточно стабильного роста. В этих условиях промышленная политика уже не является антикризисным инструментом, направленным на спасение тех или иных отраслей в краткосрочной перспективе. Она сосредоточена на мерах долгосрочного, стратегического характера, направленных на создание условий для ускорения экономического роста.
Положительная динамика наблюдается в машиностроении, цветной металлургии, в легкой промышленности, в прочих отраслях промышленности. Одним из главных факторов, влияющих на увеличение темпов роста промышленного производства, несомненно, является реализация перспективных инвестиционных проектов, внедрение новых технологий.
В целях формирования долгосрочных направлений инновационного развития промышленного сектора республики утверждена Стратегия развития промышленного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на период до 2025 года (машиностроения и металлообработки, цветной металлургии, медицинской, легкой и деревообрабатывающей промышленности), программные мероприятия которой взаимосвязаны с основными положениями и приоритетными направлениями Стратегии социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики до 2030 года.
В Стратегии уделено особое внимание инновационному и наукоемкому развитию промышленного комплекса республики, созданию новых рабочих мест, значительному увеличению уровня заработной платы. Успешная реализация мероприятий позволит вывести промышленный комплекс республики на более высокий уровень.
Создаются благоприятные условия для интенсификации процессов ресурсосбережения при имеющихся перспективах вложения капитала в ресурсоэффективность и энергосбережение, снижающих возможные финансово-экономические риски и превращающих их в эффективную сферу бизнеса. На предприятиях внедряются энергосберегающие, малоотходные, ресурсосберегающие, наукоемкие технологии, автоматизированные системы управления производством.
Несомненная перспектива и потенциал развития промышленного комплекса республики заключается в развитии конкурентоспособных научно-технологических направлений. Задача коммерциализации технологий решается путем построения инновационной инфраструктуры и выбора приоритетов развития не только научно-технологических, но и экономических.
Торговля
Торговля является одной из важнейших отраслей экономики Кабардино-Балкарской Республики, состояние и эффективность функционирования которой непосредственно влияют на развитие производства потребительских товаров и уровень жизни населения. Основной социальной целью развития торговли является предоставление потребителям широкого ассортимента качественной, доступной продукции.
В настоящее время в развитии розничной торговли республики наблюдаются следующие положительные тенденции: рост числа хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность в сфере торговли, стабильный рост оборота розничной торговли, снижение доли продажи товаров на рынках, устойчивое насыщение торговой сети основными продовольственными и непродовольственными товарами.
Вместе с тем, несмотря на быстрые темпы роста оборота розничной торговли в последние годы, по объемам на душу населения Кабардино-Балкарская Республика по-прежнему отстает от общероссийского показателя.
Качественные преобразования в отрасли связаны с дальнейшим сокращением неорганизованной формы торговли и открытием торговых организаций различных форматов: гипермаркетов, крупных торговых центров и комплексов, масштабным развитием розничных сетей. При этом развитие сетевого ритейлера осуществляется в основном за счет аренды и приобретения торговых площадей без капитальных вложений в новое строительство.
В Кабардино-Балкарской Республике осуществляют деятельность федеральные и региональные розничные сетевые компании. К наиболее крупным из них относятся сети магазинов: продовольственных - "Магнит", "Караван", "Ласточкино гнездо", "Кенгуру", "Симба"; непродовольственных - "Поиск", "Эльдорадо", "М.Видео", "Эксперт", "Детский мир", "Евросеть", "Связной", "Золушка", "Адидас", "585" и др.
Тенденция роста сетевой торговли создает дополнительные возможности расширения рынка, повышает прозрачность торговых операций, увеличивает налоговые поступления, позволяет внедрять современные, передовые технологии, расширяет географию сбыта для производителей. Сетевая торговля способствует развитию конкуренции между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность в республике, в формате "удобного магазина", расположенного в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения, решению проблемы соблюдения типизации и рационального размещения торговой сети, стимулирует производителей повышать качество продаваемых товаров.
Важную роль в снабжении населения товарами играют розничные рынки, которые являются наиболее приемлемой формой продажи сельскохозяйственной продукции крестьянско-фермерскими хозяйствами и гражданами, ведущими подсобные хозяйства.
В республике функционируют 16 розничных рынков. При этом активность стихийных форм торговли на рынках снижается вследствие приведения розничных рынков в соответствие с законодательными и иными нормативными правовыми актами.
Республиканский сектор оптовой торговли представлен значительным количеством относительно небольших компаний и характеризуется низкой консолидацией. В связи с этим крупные розничные сети самостоятельно организуют в рамках своих компаний дистрибьюторские подразделения, обслуживающие зачастую не только точки продаж материнской компании, но и торговые объекты других, более мелких розничных сетей. В целом организация оптового звена не структурирована.
Объем оптового оборота ниже розничного более чем на 70 процентов, что свидетельствует о потенциале развития инфраструктуры оптовой торговли, необходимости капиталовложений в целях создания складских баз и зональных торговых центров.
В республике отсутствуют логистические комплексы, оказывающие промышленным и торговым организациям услуги по ответственному хранению грузов, погрузочно-разгрузочным работам, комплектации заказов, предпродажной подготовке, страхованию, инвентаризации, доставке грузов и другие услуги.
Для решения данной проблемы требуются развитие логистического оптового бизнеса, создание распределительных оптовых центров, оказание поддержки субъектам предпринимательства, занимающимся оптовой и оптово-розничной деятельностью, в выделении земельных участков для строительства объектов оптовой торговли, привлечение инвестиций и кредитных ресурсов.
Большинство актуальных проблем развития торговли являются общими для всех регионов, они сформулированы в Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015 - 2016 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 25 декабря 2014 года N 2733.
К ним относятся:
недостаточная эффективность государственного регулирования;
недостаточный уровень развития инфраструктуры (недостаток торговых и складских объектов, высокая стоимость покупки и аренды объектов недвижимости и земли, высокая стоимость проведения работ по обеспечению инженерными коммуникациями, недостаток торговой и транспортной инфраструктуры на удаленных территориях, слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли, недостаточный уровень развития кооперации и т.д.);
низкая квалификация и недостаток кадров на всех уровнях;
недостаточная привлекательность для бизнеса развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах.";
3) раздел II государственной программы изложить в следующей редакции:
"II. Приоритеты государственной политики, цели, задачи в сфере промышленности и торговли в Кабардино-Балкарской Республике, ожидаемые конечные результаты реализации Госпрограммы, сроки и этапы ее реализации
1. Приоритеты государственной политики
Главными приоритетами и основными направлениями конкурентной политики на период до 2020 года являются:
общее улучшение конкурентной среды за счет развития транспортной, информационной, финансовой, инвестиционной, энергетической инфраструктуры и обеспечение ее доступности для участников рынка;
повышение эффективности защиты конкуренции от антиконкурентных действий исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и хозяйствующих субъектов.
Достижение цели конкурентной политики предполагает решение следующих задач:
сокращение административных барьеров, препятствующих и усложняющих начало и ведение предпринимательской деятельности;
создание логистической, торговой, энергетической, информационной инфраструктуры, необходимой для развития предпринимательской деятельности;
повышение информационной прозрачности деятельности исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления, включая публикацию основных процедур и результатов деятельности;
сокращение прямого участия исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики и органов местного самоуправления в хозяйственной деятельности.
В этом контексте наиболее значимыми являются следующие направления модернизации техники и технологий:
ресурсосбережение;
увеличение доли продукции высокой степени переработки;