ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

УКАЗ

от 30 сентября 2009 года N 197

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ

 (в ред. указов Главы Республики Марий Эл от 16.03.2012 N 24, от 26.03.2015 N 68)

В соответствии с пунктом "а" статьи 79 Конституции Республики Марий Эл, в целях обеспечения реализации прав и свобод граждан в Республике Марий Эл

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию правового просвещения граждан в Республике Марий Эл.

2. Органам исполнительной власти Республики Марий Эл в течение месяца со дня вступления в силу настоящего Указа внести в Правительство Республики Марий Эл предложения о мероприятиях, направленных на реализацию Концепции правового просвещения граждан в Республике Марий Эл.

3. Рекомендовать органам государственной власти Республики Марий Эл и органам местного самоуправления Республики Марий Эл определить конкретные формы правового просвещения граждан в рамках Концепции, утвержденной настоящим Указом.

4. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Марий Эл, Руководителя Администрации Главы Республики Марий Эл Турчина Д.И.

(п. 4 в ред. Указа Главы Республики Марий Эл от 16.03.2012 N 24)

5. Настоящий Указ вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Президент
Республики Марий Эл
Л.МАРКЕЛОВ

     г. Йошкар-Ола
     30 сентября 2009 года
     N 197


Утверждена
Указом
Президента
Республики Марий Эл
от 30 сентября 2009 года N 197


КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ


(в ред. Указа Главы Республики Марий Эл от 26.03.2015 N 68)

I. Основные тенденции правового просвещения граждан в Республике Марий Эл


Концепция правового просвещения граждан в Республике Марий Эл (далее - Концепция) определяет основные цели, задачи, направления деятельности и мероприятия по правовому просвещению граждан в Республике Марий Эл.

Укрепление основ правового государства, формирование гражданского общества и реализация конституционных прав и свобод граждан непосредственно связаны с состоянием правовой культуры граждан, уровнем их правового сознания. В связи с этим правовое просвещение и правовое воспитание граждан должны быть одними из приоритетных направлений в работе как органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления в Республике Марий Эл, так и общественных объединений, организаций и их должностных лиц независимо от сферы деятельности.

(в ред. Указа Главы Республики Марий Эл от 26.03.2015 N 68)

Формирование юридически грамотного населения является одной из главных задач развития правового государства. Граждане являются одним из главных факторов обеспечения развития государства и общества.

Фундаментальная роль права, на котором основываются государство и гражданское общество, диктует потребность формирования правовой культуры общества, повышения юридической осведомленности граждан, их готовности следовать закону и видеть в этом свой непосредственный интерес.

В целях привития гражданам уважения к закону, преодоления правового нигилизма необходимо максимально использовать имеющийся потенциал органов государственной власти Республики Марий Эл для систематического правового воспитания и просвещения населения. Работа по разъяснению законодательства должна проводиться в тесном контакте с органами местного самоуправления и общественными объединениями, средствами массовой информации с учетом состояния законности и правопорядка, а также аудитории.

Процесс развития правовой культуры в современной России имеет повышенную общественную значимость. Даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих - механизмов их реализации и адекватной правовой культуры и правосознания.

С учетом значимости проблемы правового просвещения граждан, обозначенной Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, сформулированы положения настоящей Концепции.

II. Основные цели и задачи правового просвещения граждан в Республике Марий Эл


Основными целями правового просвещения граждан в Республике Марий Эл являются:

повышение правовой культуры, то есть осознание своих прав и уважение к чужим правам, подкрепленное знанием отечественной системы законов и международных правовых актов, повышение правовой активности, реализация правовых знаний и убеждений в повседневной правовой практике, в законопослушном поведении;

формирование правового сознания как совокупности представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также освоение навыков правового положительного поведения.

Выбор указанных целей в числе приоритетных обусловлен следующим.

Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым в Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечена особая значимость правового просвещения граждан и сформулированы конкретные подходы к развитию гражданского общества и демократического государства.

Степень развития гражданского общества определяет уровень правовой культуры.

Правовая культура характеризует правовые ценности, результаты и достижения общества в правовой сфере, степень и тенденцию развития юридической теории и практики.

Развитие правосознания предполагает формирование глубокого и устойчивого интереса к вопросам законности, законодательства, демократии, правосудия и управления, преодоления пассивности гражданского общества к различного рода правонарушениям.

При этом важно постоянно поддерживать интерес к законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Марий Эл, их развитию и изменениям, правовой информации по правовому регулированию в Российской Федерации и Республике Марий Эл, работе органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При формировании и реализации концепции правового просвещения граждан в Республике Марий Эл выдвигаются следующие неотложные задачи и приоритеты:

1) обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления в Республике Марий Эл, общественных объединений и иных организаций в области правового просвещения граждан;

(в ред. Указа Главы Республики Марий Эл от 26.03.2015 N 68)

2) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл и местного самоуправления в Республике Марий Эл в области правового просвещения граждан;

(в ред. Указа Главы Республики Марий Эл от 26.03.2015 N 68)

3) разъяснение законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл через средства массовой информации;

4) проведение учебы по правовым вопросам для депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, представительных органов местного самоуправления, государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, муниципальных служащих в Республике Марий Эл;

5) проведение семинаров, совещаний по разъяснению действующего законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Марий Эл и изменений, вносимых в федеральные и республиканские законы;

6) деятельность общественных объединений и формирований, общественных органов правоохранительного характера (административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", общественных приемных и т.п.);

(в ред. Указа Главы Республики Марий Эл от 26.03.2015 N 68)

7) проведение в общеобразовательных школах, училищах, вузах и других учебных заведениях бесед, лекций, встреч с работниками правоохранительных органов, специалистами, работающими в различных сферах;

8) организация приема по юридическим вопросам граждан с участием юристов-специалистов, в том числе с выездом на места;

9) создание постоянно действующих общественных приемных для правового консультирования граждан.

III. Механизмы и основные направления правового просвещения граждан в Республике Марий Эл


Успешная реализация задач, поставленных настоящей Концепцией, связана с эффективностью реализации мероприятий по следующим направлениям:

распространение правовых знаний;

обучение правовым способам жизнедеятельности;

формирование у граждан представлений о ценности права и правах человека в жизни каждой конкретной личности и общества.

С учетом указанных направлений основными мероприятиями по реализации настоящей Концепции являются:

1) в сфере распространения правовых знаний:

организация правовой учебы государственных гражданских служащих Республики Марий Эл и муниципальных служащих в Республике Марий Эл, профессиональная служебная деятельность которых связана с работой по изучению гражданами текущего и нового законодательства, касающихся всех сфер деятельности;

проведение правовой учебы депутатов Государственного Собрания Республики Марий Эл, представительных органов местного самоуправления по изучению текущего и нового законодательства;

организация учебы по правовым вопросам для руководителей организаций;

публикация материалов по правовой проблематике в республиканских печатных изданиях;

организация цикла передач в республиканских средствах массовой информации;

выпуск информационных стендов по направлениям деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл;

организация республиканских конференций по проблемам правового просвещения граждан;

разработка органами исполнительной власти Республики Марий Эл методических рекомендаций по различным вопросам применения действующего законодательства, в том числе для органов местного самоуправления в Республике Марий Эл;

2) в сфере обучения правовым способам жизнедеятельности:

обеспечение распространения знаний в различных сферах законодательного регулирования среди учащихся общеобразовательных школ, училищ, вузов;

проведение в общеобразовательных школах, училищах классных часов по правовой тематике, деловых игр, направленных на обучение правовым способам защиты конституционных прав;

приглашение специалистов правоохранительных органов для проведения правовых лекций, родительских собраний, классных часов;

проведение конкурсов рисунков, сочинений, турниров знатоков, отражающих проблемы прав человека и ребенка;

организация правовой учебы педагогических работников, в том числе по вопросам защиты прав и интересов ребенка;

проведение семинаров-совещаний с руководителями организаций и предприятий по разъяснению действующего законодательства в различных сферах;

создание Интернет-порталов по вопросам правовой пропаганды, обучения граждан правовым способам защиты прав и свобод, в том числе досудебному порядку обжалования решений, действий (бездействия) органов исполнительной власти Республики Марий Эл, должностных лиц указанных органов, государственных гражданских служащих Республики Марий Эл, республиканских государственных учреждений (предприятий) и их работников;

деятельность информационно-правовых центров, в том числе на базе высших учебных заведений ("юридические клиники"), участие в их деятельности специалистов правовых служб органов исполнительной власти Республики Марий Эл, местного самоуправления, ведущих юристов Республики Марий Эл;

3) в сфере формирования у граждан представлений о ценности права и правах человека в жизни каждой конкретной личности и общества:

активизация работы Марийского регионального отделения Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России";

повышение эффективности работы органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления по рассмотрению обращений граждан;

организация приема граждан руководителями органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления;

использование программно-целевых подходов к реализации политики Республики Марий Эл в сфере защиты прав и свобод социально незащищенных категорий граждан, направленных на улучшение качества жизни людей, в том числе реализацию их законных прав и интересов;

повышение эффективности деятельности административных комиссий в Республике Марий Эл;

обобщение практики применения законов Республики Марий Эл от 4 декабря 2002 года N 43-З "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл", от 3 декабря 2004 года N 58-З "О профилактике правонарушений в Республике Марий Эл", от 9 ноября 2005 года N 42-З "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Марий Эл", от 30 декабря 2008 года N 80-З "Об административных комиссиях в Республике Марий Эл", от 31 октября 2014 года N 44-З "О регулировании отдельных отношений, связанных с участием граждан в охране общественного порядка на территории Республики Марий Эл";

(в ред. Указа Главы Республики Марий Эл от 26.03.2015 N 68)

совершенствование законодательства Республики Марий Эл, активизация работы по приведению законодательства Республики Марий Эл в единое правовое поле Российской Федерации;

повышение эффективности правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Марий Эл на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл;

организация проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Марий Эл и их проектов;

формирование нормативной правовой базы по организации проведения антикоррупционной экспертизы;

освещение в республиканских средствах массовой информации деятельности органов исполнительной власти Республики Марий Эл и органов местного самоуправления по защите прав и свобод граждан.

IV. Заключение


Реализация основных положений и предложений настоящей Концепции позволит обеспечить повышение правовой культуры, формирование правового сознания населения Республики Марий Эл, окажет положительное воздействие на ситуацию, связанную с обеспечением и защитой прав человека и гражданина на территории Республики Марий Эл, что в целом позитивно отразится на уровне и качестве жизни населения Республики Марий Эл.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»