Недействующий

 
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 8 октября 2012 года N 351

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании Постановления Правительства Орловской области от 29.10.2013 N 368.
____________________________________________________________________
 (в ред. Постановлений Правительства Орловской области от 22.03.2013 N 91, от 30.08.2013 N 298, от 25.09.2013 N 329, от 19.12.2013 N 437)



В целях создания экономических условий для устойчивого развития агропромышленного комплекса Орловской области и реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы" Правительство Орловской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы".

2. Управлению пресс-службы, связей с общественностью и аналитической работы Аппарата Губернатора и Правительства Орловской области (М.Е. Ивашина) опубликовать настоящее постановление в газете "Орловская правда", а также разместить в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в сети Интернет.

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Орловской области, руководителя агропромышленного блока В.Ф. Новикова.

Председатель Правительства
Орловской области
А.П.КОЗЛОВ


     
Приложение
к постановлению
Правительства Орловской области
от 8 октября 2012 года N 351



ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2013 - 2020 ГОДЫ"

 (в ред. Постановлений Правительства Орловской области от 22.03.2013 N 91, от 30.08.2013 N 298, от 25.09.2013 N 329, от 19.12.2013 N 437)

ПАСПОРТ долгосрочной областной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в
Орловской области на 2013 - 2020 годы"

(в ред. Постановления Правительства Орловской области от 19.12.2013 N 437)

Наименование Программы

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Орловской области на 2013 - 2020 годы (далее также - Программа)

Основание для разработки Программы

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717

Заказчик Программы

Правительство Орловской области

Разработчик Программы

Департамент сельского хозяйства Орловской области

Руководитель Программы

Руководитель Департамента сельского хозяйства Орловской области

Ответственный исполнитель Программы

Начальник управления сельского хозяйства Департамента сельского хозяйства Орловской области

Цель и задачи Программы

Цель - устойчивое развитие сельских территорий на основе увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции и продукции ее переработки, повышения конкурентоспособности продукции и финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса, воспроизводства и повышения эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизации производства.
Задачи:
1) увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности продукции растениеводства и ее переработки;
2) увеличение объемов производства и повышение конкурентоспособности продукции животноводства и продуктов ее переработки;
3) увеличение поголовья животных специализированных мясных пород и помесных животных, полученных от скрещивания с мясными породами, с внедрением новых технологий их содержания и кормления;
4) развитие малых форм хозяйствования на селе;
5) техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие отраслей

Важнейшие целевые индикаторы Программы

1) индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), %;
2) индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах), %;
3) индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах), %;
4) индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), %;
5) индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, %;
6) рентабельность сельскохозяйственных организаций, %;
7) среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), рублей

Сроки и этапы реализации Программы

2013 - 2020 годы.
Программа реализуется в один этап

Объемы и источники финансирования Программы, всего

48184687,53 тыс. рублей,

из них по годам:

2013 - 6034225,00 тыс. рублей;
2014 - 5194725,12 тыс. рублей;
2015 - 5481442,88 тыс. рублей;
2016 - 5762375,68 тыс. рублей;
2017 - 6175097,67 тыс. рублей;
2018 - 6495448,07 тыс. рублей;
2019 - 6434391,93 тыс. рублей;
2020 - 6606981,18 тыс. рублей

В том числе по направлениям затрат:

Капитальные вложения, всего

0

НИОКР, всего

25000,0 тыс. рублей,

из них по годам:

2013 - 5000,0 тыс. рублей;
2014 - 0,0 тыс. рублей;
2015 - 0,0 тыс. рублей;
2016 - 0,0 тыс. рублей;
2017 - 5000,0 тыс. рублей;
2018 - 5000,0 тыс. рублей;
2019 - 5000,0 тыс. рублей;
2020 - 5000,0 тыс. рублей

Прочие расходы, всего

48161628,03 тыс. рублей,

из них по годам:

2013 - 6031165,50 тыс. рублей;
2014- 5194725,12 тыс. рублей;
2015 - 5481442,88 тыс. рублей;
2016 - 5762375,68 тыс. рублей;
2017 - 6175097,67 тыс. рублей;
2018 - 6495448,07 тыс. рублей;
2019 - 6434391,93 тыс. рублей;
2020 - 6606981,18 тыс. рублей

В том числе по источникам финансирования:

Областной бюджет, всего

2377234,33 тыс. рублей,

из них по годам:

2013 год - 266364,50 тыс. рублей;
2014 год - 160928,30 тыс. рублей;
2015 год - 161938,80 тыс. рублей;
2016 год - 188609,60 тыс. рублей;
2017 год - 390058,31 тыс. рублей;
2018 год - 396946,97 тыс. рублей;
2019 год - 401782,97 тыс. рублей;
2020 год - 410604,88 тыс. рублей

Федеральный бюджет, всего

13252311,36 тыс. рублей,

из них по годам:

2013 - 2193799,50 тыс. рублей;
2014 - 1379916,30 тыс. рублей;
2015 - 1376426,30 тыс. рублей;
2016 - 1412654,20 тыс. рублей;
2017 - 1657806,22 тыс. рублей;
2018 - 1721632,92 тыс. рублей;
2019 - 1743659,39 тыс. рублей;
2020 - 1766416,53 тыс. рублей

Прогнозируемые объемы привлечения внебюджетных источников финансирования, всего

32555141,84 тыс. рублей,

из них по годам:

2013 - 3574061,00 тыс. рублей;
2014 - 3653880,52 тыс. рублей;
2015 - 3943077,78 тыс. рублей;
2016 - 4161111,88 тыс. рублей;
2017 - 4127233,14 тыс. рублей;
2018 - 4376868,18 тыс. рублей;
2019 - 4288949,57 тыс. рублей;
2020 - 4429959,77 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

1) увеличить объем производства и переработки продукции растениеводства к 2020 году:
а) зерновых и зернобобовых - до 2500,0 тыс. тонн;
б) сахарной свеклы - до 1726,0 тыс. тонн;
в) картофеля - до 491,65 тыс. тонн;
г) масличных культур - до 176,32 тыс. тонн,
из них:
подсолнечника - до 61,69 тыс. тонн;
рапса - до 85,0 тыс. тонн;
сои - до 29,63 тыс. тонн;
д) плодово-ягодной продукции - до 40,0 тыс. тонн;
е) муки - до 93,0 тыс. тонн;
ж) крупы - до 25 тыс. тонн;
з) масла подсолнечного нерафинированного и его фракций - до 18,5 тыс. тонн;
и) сахара - до 246 тыс. тонн;
к) плодоовощных консервов - до 7,0 млн. условных банок;
2) довести площадь закладки многолетних насаждений до 100 гектаров в год;
3) увеличить объем производства и переработки продукции животноводства к 2020 году:
а) скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе) - до 140 тыс. тонн;
б) молока в хозяйствах всех категорий - до 281 тыс. тонн;
в) сыров и сырных продуктов - до 1,4 тыс. тонн;
г) масла сливочного - до 0,8 тыс. тонн;
4) довести поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей, до 10 тыс. голов;
5) за 2016 - 2020 годы довести количество начинающих фермеров, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки, до 95 единиц;
6) построить или реконструировать за период реализации Программы 35 семейных животноводческих ферм;
7) за период с 2013 по 2020 год обеспечить приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями новой техники:
а) тракторы - 841 единица;
б) зерноуборочные комбайны - 607 единиц;
в) кормоуборочные комбайны - 62 единицы;
8) реализовать 6 инновационных проектов к 2020 году;
9) обеспечить рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве в 2020 году по сравнению с показателями 2010 года на 32,2%;
10) довести к 2020 году удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологии, до 11,5%

 

I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом


В 2011 году объем производства продукции сельского хозяйства в Орловской области составил 36,6 млрд. рублей, или 131,8% к уровню 2010 года. В сопоставимой оценке индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2011 году впервые за последние 20 лет превысил уровень 1990 года на 10,7% (график 1 - не приводится). По объему производства продукции растениеводства уровень 1990 года был превышен в 2000 году и составил 108,6%, а в 2011 году - 185,4%. Сложнее обстоит ситуация с производством продукции животноводства: в 2011 году индекс производства продукции животноводства к уровню 1990 года составил лишь 44,9%.

График 1

     

Индексы производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий к уровню 1990 года*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  

В отрасли свиноводства, с учетом выхода на проектную мощность реализуемых инвестиционных проектов по строительству свинокомплексов, наметился существенный рост поголовья свиней, а также устойчивая тенденция на увеличение объемов производства свинины.

Вышел на проектную мощность ООО "Знаменский СГЦ" (первая очередь). В организации действуют 3 племенных завода общей мощностью 3 тыс. голов основных свиноматок 4 пород, где производится 75 тыс. голов чистопородного племенного молодняка в год. На 2 племенных репродукторах производится свыше 260 тыс. голов гибридного молодняка.

За 2011 год реализовано 38,4 тыс. голов чистопородного племенного и гибридного молодняка свиней в 38 регионов России и Казахстан, а также 26,8 тыс. тонн свинины в живом весе.

Кроме того, введены в эксплуатацию станция искусственного осеменения по производству 300 тыс. доз семени в год, элеватор на 100 тыс. тонн единовременного хранения зерна, комбикормовый завод по производству 30 тонн комбикорма и 10 тонн белково-витаминных минеральных добавок в час. В 2012 году планируется закончить строительство убойного цеха мощностью 1 тыс. голов свиней в смену с последующей углубленной переработкой полученного сырья.

В 2012 году начато строительство второй очереди комплекса. В результате мощности предприятия в 2015 году увеличатся практически в два раза.

В 2012 году планируется выход на проектную мощность свинокомплекса ЗАО "Орелсельпром" (108 тыс. голов в год).

В результате реализации данных проектов производство свинины с 27,8 тыс. тонн в 2007 году увеличилось до 53,6 тыс. тонн в 2011 году, а в 2015 году планируется довести ее производство до 75 тыс. тонн.

Наиболее уязвимой отраслью на данный момент является молочное и мясное скотоводство. Стагнация производства в ней достигла критического состояния. Объем производства молока в сельскохозяйственных организациях с 1990 по 2011 год сократился в 4,2 раза, в хозяйствах населения - в 2,2 раза (график 2 - не приводится).

График 2

     

Производство молока сельскохозяйственными товаропроизводителями Орловской области*

________________
     * Рисунок не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.  


Происходит неуклонное снижение численности поголовья крупного рогатого скота. С 1990 по 2011 год численность крупного рогатого скота снизилась с 718,1 тыс. голов до 134,9 тыс. голов, поголовье коров снизилось с 234,3 тыс. голов до 53,7 тыс. голов и находится на критическом уровне (таблица 1). В 2011 году впервые за 22 года удалось остановить падение численности поголовья коров (+ 948 голов).

Таблица 1

     

Динамика поголовья крупного рогатого скота в Орловской области

     
тыс. голов

Показатели

Годы

2011 год к уровню 2006 года, %

1991

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Крупный рогатый скот, всего

718,1

213,1

191,6

173,5

157,1

151,6

139,6

134,9

70,4

В том числе коровы

234,3

85,3

73,0

65,7

61,1

56,2

52,7

53,7

73,6


Реализация приоритетного национального проекта "Развитие АПК" и Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа на 2008 - 2012 годы) позволили несколько стабилизировать объемы производства молока. Однако конкурентоспособность его производства находится на недостаточном уровне и в основном зависит от ценовой политики на молоко и молочную продукцию, которая не отличается стабильностью, и лишь в некоторой степени увеличение рентабельности определяется повышением производительности труда, основанной в первую очередь на использовании ресурсосберегающих технологий и высокопродуктивных животных.

Стабилизации поголовья крупного рогатого скота способствовало введение в 2008 - 2011 годах молочного комплекса на 600 коров, а также проведение реконструкции 5 молочных комплексов общей мощностью 1960 голов коров. В итоге доля инновационной технологии беспривязного содержания коров и доения в доильном зале составила 21,8%.

Кроме того, проведена модернизация свыше 50 молочных комплексов и ферм, что обеспечило повышение производительности труда операторов машинного доения в 1,5 - 2 раза.

Для повышения генетического потенциала продуктивности с 2008 года закуплено 4230 голов племенных нетелей и телок молочных пород крупного рогатого скота, в том числе 2600 голов за рубежом.

В результате продуктивность коров во всех категориях хозяйств в 2011 году составила 4355 кг или увеличилась по сравнению с 2007 годом на 863 кг, а в сельскохозяйственных организациях - 4202 кг и 1100 кг соответственно.

Таким образом, ускоренное развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока при обеспечении его высокой конкурентоспособности, следует рассматривать как важнейшую задачу региональной аграрной политики, решение которой позволит обеспечить эффективное и динамичное развитие всей отрасли животноводства.

Еще более сложная ситуация в производстве мяса говядины, основную часть которой (99%) составляет низкокачественная говядина, получаемая от убоя выбракованных коров. Это еще больше снижает конкурентоспособность ее производства, так как интенсивность выращивания и потенциальные возможности молодняка молочных пород значительно ниже, чем при использовании специализированных мясных пород, но основное - низкие качественные показатели производимой продукции.

В рамках программы по развитию мясного скотоводства закуплено 700 голов племенных телок, внедрена технология трансплантации эмбрионов мясных пород.

Однако процесс перехода на высокотехнологичное производство происходит недостаточно динамично - низкая эффективность использования потенциала отрасли, недостаточная инвестиционная активность и уровень государственной поддержки.

В отрасли растениеводства основой увеличения продуктивности растений является повышение плодородия почв. Плодородие определяется многими факторами, одним из которых являются элементы питания растений. Поэтому увеличить плодородие почв возможно, в том числе за счет внесения минеральных удобрений.

Содержание в почвах подвижного фосфора является одним из определяющих признаков уровня плодородия почвы и степени ее окультуренности. На пахотных землях хозяйств Орловской области преобладают почвы с содержанием подвижного фосфора от 26 до 100 мг на кг почвы. Для его пополнения необходимо внесение подвижного фосфора в дозе 1 т на 1 га. Внесение фосфорных удобрений в Орловской области планируется на площади до 50,0 тыс. га на период до 2020 года.

Кислые почвы в Орловской области составляют 56%. Для нейтрализации таких почв и повышения их плодородия основным мероприятием является известкование, применение которого улучшает количество и качество урожая. Дозы внесения извести для пахотных почв в зависимости от уровня кислотности от 3,9 до 5,5 составляют 6 - 8 т на 1 га. Внесение извести на полях Орловской области за 2013 - 2020 годы планируется на площади до 100 тыс. га в год.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году территория Орловской области подверглась радиоактивному загрязнению. Из 24 районов области радиоактивное загрязнение с разными площадями и интенсивностью радиоизлучения было обнаружено на территории 21 района. В 900 населенных пунктах с населением более 138 тысяч человек плотность радиоактивного загрязнения составляла от 1 до 5 Ku/кв. км. Были загрязнены около 1 млн. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 800 тыс. га пашни, 200 тыс. га пастбищ и сенокосов.

Основным радионуклидом, представляющим опасность для человека, является цезий-137. Из почвы радиоцезий поступает в продукцию растениеводства, далее переходит в животноводческую продукцию, а затем в организм человека.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»