2008 г. - отчет | 2009 г. - оценка | |
Дотации, субсидии | 27.3 | 78 |
Собственные доходы | 72.7 | 22 |
На 2009 год по бюджету города Сокола утверждена Программа мероприятий по увеличению доходной базы в сумме 4.6 млн. рублей, в т.ч. за счет сокращения недоимки по налогам - 2.7 млн. рублей, снижения неплатежей по доходам от использования муниципального имущества - 1.4 млн. рублей.
Удельный вес местных налогов в собственных доходах составляет 31%, из них налог на имущество физических лиц - 23%, земельный налог - 8%.
Для укрепления доходной базы местных бюджетов законом области бюджетам поселений на постоянной основе с 1 января 2009 года передан транспортный налог с физических лиц по нормативу 30%. В результате сбор транспортного налога с физических лиц в текущем году возрос на треть по сравнению с 2008 годом.
Недоимка по платежам в бюджет города по состоянию на 1 декабря 2009 года сложилась в объеме 18.3 млн. руб. и удвоилась по сравнению с началом года. Практически 90% прироста недоимки приходится на долги по налогу на имущество физических лиц.
Исполнение расходной части бюджета города Сокола за 2009 год ожидается в объеме 243.9 млн. рублей с ростом к 2008 году в 2.4 раза.
Наибольший удельный вес в структуре расходов бюджета города составили расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 74.1%, или 180.8 млн. рублей.
Средства направлены на строительство газовой котельной, ремонты магистральной тепловой сети и водопровода, ремонт улиц и благоустройство. За счет собственных доходов обеспечено только 20% расходов по отрасли ЖКХ, остальные расходы - за счет финансовой помощи из областного бюджета.
Ожидаемый объем муниципального долга города на 1 января 2010 года составляет 34.6 млн. рублей, или 67.8% от предельного объема, установленного бюджетным законодательством (100% собственных доходов). Основную долю в структуре долга занимают муниципальные гарантии - 56.6%.
Сложившийся в 2009 году уровень дотационности городского бюджета свидетельствует о высокой зависимости местного бюджета от финансовой помощи из вышестоящего бюджета при исполнении расходных обязательств.
Существенными рисками для бюджетной системы города являются возможное дальнейшее сокращение объемов производства реального сектора экономики, приводящее к росту задолженности по налоговым платежам.
В бюджетной системе моногорода существует ряд проблем:
- высокая зависимость бюджета города от финансовой помощи областного бюджета;
- зависимость бюджета города от поступлений налога на доходы физических лиц, работающих на градообразующих предприятиях города и в бюджетной сфере;
- невысокая эластичность расходов бюджета - практически отсутствуют резервы для стимулирования инвестиционной активности, опережающего развития инфраструктуры;
- в отраслях бюджетной сферы затянулось практическое внедрение методов бюджетирования, ориентированных на результат;
- недостаточно применяется мер по совершенствованию механизмов реализации муниципальных целевых программ и их оптимизации. Незадействованными в большинстве случаев остаются механизмы софинансирования программных мероприятий из внебюджетных источников;
- не сформирована система оценки эффективности использования бюджетных средств и результаты этой оценки.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития города в посткризисный период.