Действующий

О КОМПЛЕКСНОМ ИНВЕСТИЦИОННОМ ПЛАНЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ГОРОДА СОКОЛА ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 13.04.2015)

2.2. Разработка возможных сценариев реализации целей проекта, согласование со стратегией развития региона


В зависимости от выбора направлений развития производственного комплекса на территории города с учетом принятия внешних условий развития ситуации определены три рабочих сценария развития города.

Первый сценарий - "Инерционный"

Суть сценария - развитие с "минимальными возможностями". При осуществлении данного сценария местная власть действует "по ситуации" и принимает решения в целях оперативного устранения проблем при наличии финансового обеспечения их реализации на региональном и федеральном уровнях.

Градообразующие предприятия продолжают сохранять низкую конкурентоспособность выпускаемой продукции, "довольствуясь" лишь разовыми преференциями регионального и федерального значения. При этом сохраняется низкое качество профессиональной подготовки трудового потенциала, способного лишь в единичных случаях к внедрению передовых инновационных технологий в производство.

Инфраструктурная составляющая города как неотъемлемый элемент хозяйственного комплекса отличается реализацией выборочных инвестиционных проектов в части объектов, требующих оперативного вмешательства, что называется "латанием дыр", без явной перспективы долгосрочного жизнеобеспечивающего эффекта.

Вопросы повышения эффективности производства ключевых отраслей экономики - промышленности, строительства в значительной степени зависят от самих субъектов бизнеса, бюджетное финансирование в данном случае носит разовый характер.

Сценарий предусматривает, что внешние условия достаточно непредсказуемы, поэтому ориентироваться необходимо на задачи и мероприятия, выдвигаемые на региональном и федеральном уровнях, поскольку гарантируется соответствующая государственная поддержка. По данному сценарию наиболее приемлемой является ситуация "моментального" реагирования на оперативное решение возникающих текущих проблем и возможное решение краткосрочных задач.

Реализация "Инерционного" сценария будет являться результатом целенаправленного следования основным направлениям государственной политики. В этом случае не удастся сохранить накопленные конкурентные преимущества, инвестиционная привлекательность города существенно снижается.

Сильные стороны (возможности) сценария:

- оперативное решение текущих проблем;

- обеспеченность государственной поддержкой федерального и регионального уровней;

- наличие сотрудничества власти и бизнеса.

Слабые стороны (угрозы) сценария:

- эффект "снежного кома" в накоплении существующих проблем;

- сохраняется моноструктурность экономики;

- сохраняется социальная напряженность;

- прогрессирует низкий уровень качества жизни населения;

- велик риск миграции трудоспособного населения.

Второй сценарий - "Либеральный"

Суть сценария - минимальное участие крупных компаний в социально-экономическом развитии города, создание условий для развития малого и среднего бизнеса.

Накладывая данный сценарий на существующую реальность, мы имеем следующую картину конкурентоспособности города.

Состояние действующих градообразующих предприятий отличает низкая эффективность маркетинговой стратегии по причине выпуска неконкурентоспособной продукции, что не гарантирует устойчивого развития экономики. Проблему моноструктурности экономики города планируется решать посредством последовательной и планомерной диверсификации бизнеса.

Поддержка малого бизнеса осуществляется на федеральном и региональном уровнях при активном участии местной власти. Приоритет отдается субъектам малого предпринимательства, действующим в сферах, отличных от бюджетообразующих отраслей, - в обрабатывающем производстве и строительном комплексе.

Проблемы финансовой обеспеченности градообразующих предприятий решаются без непосредственного участия городской администрации, соответственно действия местной власти сконцентрированы на решении вопросов создания достойной жизнеобеспечивающей инфраструктуры города. Следовательно, процесс реализации инвестиционных проектов носит преимущественно социальный характер.

В части повышения инвестиционной привлекательности города процесс создания высокоорганизованной инфраструктурной составляющей в рамках подготовки инвестиционных площадок базируется на собственных финансовых возможностях территории.

Возможные результаты реализации данного сценария сводятся к следующему:

в экономической сфере:

- экономика градообразующих предприятий формируется и развивается при непосредственном участии самих собственников, поддержка со стороны местной администрации минимальна, приветствуется экономическая самостоятельность бизнес-элиты;