(с изменениями на 23 апреля 2018 года)
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 02.02.2015 N 17-пп, от 23.04.2018 N 141-пп)
В целях дальнейшего совершенствования и выработки общих стратегических направлений развития региональной системы защиты прав потребителей, взаимодействия и оперативности принятия согласованных решений органами законодательной и исполнительной власти, правоохранительными и контрольно-надзорными органами, общественными объединениями потребителей Правительство области постановляет:
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 02.02.2015 N 17-пп)
1. Утвердить Стратегию развития региональной системы защиты прав потребителей в Белгородской области на 2011 - 2020 годы (далее - Стратегия, прилагается).
2. Утвердить план первоочередных мероприятий по реализации Стратегии (прилагается).
3. Назначить координатором Стратегии заместителя Губернатора области - начальника департамента экономического развития области О.В.Абрамова.
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 02.02.2015 N 17-пп, от 23.04.2018 N 141-пп)
4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов разработать и утвердить на 2011 - 2020 годы аналогичные муниципальные стратегии, руководствуясь основными положениями Стратегии.
5. Рекомендовать органам исполнительной власти, государственным органам области, территориальным органам федеральных органов власти, органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, участвующим в реализации Стратегии, ежегодно до 1 марта и 1 августа информировать координатора Стратегии о ходе ее исполнения.
6. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Об исполнении постановления информировать ежегодно к 1 марта.
Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2020 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 02.02.2015 N 17-пп, от 23.04.2018 N 141-пп)
Потребительская политика является важной составляющей государственной социально-экономической политики, так как в ее сферу входит защита абсолютно всего населения страны и конкретно каждого человека; более того, она оказывает огромное влияние на изменение направления вектора всей политики государства в сторону интересов людей.
В Белгородской области работа по созданию условий для обеспечения и защиты прав потребителей, начатая в 1992 году после принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", к настоящему времени является неотъемлемой частью Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области, утвержденной законом Белгородской области от 2 апреля 2003 года N 74 "Об утверждении Программы улучшения качества жизни населения Белгородской области".
Для успешного решения поставленных задач была принята региональная программа по защите прав потребителей на 2006 - 2010 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 19 января 2006 года N 4-пп "О региональной комплексной программе по защите прав потребителей в Белгородской области на 2006 - 2010 годы", которая стала продолжением предыдущих программ на 1995 - 2000 годы и 2001 - 2005 годы, и разработан комплекс практических мер, направленных на формирование необходимых условий для обеспечения потребительских прав жителей области и защиту их экономических интересов.
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 02.02.2015 N 17-пп)
Реализованный комплекс мероприятий позволил повысить социальную защищенность жителей области: ежегодно в органы власти обращается более десяти тысяч потребителей по поводу нарушения потребительских прав.
Созданная региональная система позволяет свыше 90 процентов всех конфликтных ситуаций с продавцами и исполнителями услуг разрешать в досудебном порядке в пользу потребителя и возмещать понесенный материальный ущерб в полном объеме. В течение года в бюджеты потребителей в целом по области возвращается около 8,0 млн. рублей.
Основная доля, или 80 процентов от общего числа поступивших обращений, приходится на получение потребителями устных консультаций в целях самостоятельного урегулирования спорных ситуаций. За последние пять лет количество консультаций подобного характера возросло в два раза.
Вместе с тем, в региональной системе защиты прав потребителей в сфере потребительского рынка в настоящее время существует широкий спектр нерешенных проблем, а именно:
- низкая правовая культура потребителей;
- недостаточная информированность населения о состоянии рынка, качестве и безопасности товаров и услуг, потребительских правах и обязанностях;
- низкая квалификация кадров в оптовых организациях и розничных торговых предприятиях (далее - РТП);
- слабая система взаимодействия между органами, наделенными функциями контроля;
- недостаточная реализация полномочий и потенциала общественных объединений потребителей.
Наличие вышеперечисленных проблем значительно усугубляет ситуацию по защите потребительских прав жителей области в связи с заметным изменением номенклатуры потребительского рынка. В последнее время в торговле активно стали применяться различные системы дисконтных карт, предоставляться кредиты и дополнительные услуги, развиваться новые направления (электронная торговля, телевизионная продажа товаров по образцам с применением дистанционных продаж и рекламы).
Существенным разнообразием стал отличаться и рынок платных услуг, предоставляемых жителям области, где также появились новые виды услуг: аудиторские, риэлтерские, консалтинговые, лизинговые, оценочные услуги. В этом секторе потребительского рынка из-за низкой правовой культуры граждане крайне уязвимы и поэтому испытывают определенный дискомфорт.
По этой же причине отсутствует практика применения действующего законодательства у специалистов по защите прав потребителей.
В связи с периодом экономического спада и финансового кризиса платежеспособность потребителей в значительной степени снизилась. Данная тенденция привела к сокращению объемов реализации товаров, работ, услуг, уменьшению средней суммы чека, и, как следствие, к переориентации потребительского спроса в более дешевый сегмент, где существует риск приобретения товаров, работ, услуг ненадлежащего качества.
В то же время в 2010 году в законодательство были внесены изменения, отменяющие необходимость сертификации продукции производителями-предпринимателями. Согласно действующему законодательству соответствие качества продукции может быть подтверждено декларацией. Данные меры являются кредитом доверия, предоставленным государством товаропроизводителям и предпринимателям, разумное использование которого будет являться залогом успешного бизнеса.
Абзац исключен. - Постановление Правительства Белгородской области от 23.04.2018 N 141-пп.
В связи с вышеперечисленным возникла необходимость разработки Стратегии развития системы защиты прав потребителей в Белгородской области на период с 2011 по 2020 годы, включающей в себя меры экономического, организационного и правового характера, направленные на охрану прав и законных интересов потребителя, на региональном уровне с учетом местных условий.
Основой Стратегии развития системы защиты прав потребителей является стремление к балансу между активной адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для свободного развития человека, способного самостоятельно и грамотно действовать на потребительском рынке товаров, работ, услуг.
Главным итогом всей проводимой работы должна стать действенная государственная система защиты прав потребителей, благодаря которой жители области должны занять прочное положение на потребительском рынке и получить реальную возможность отстаивать свои потребительские права.
При определении приоритетов Стратегии предполагается исходить из основной цели: совершенствование региональной системы защиты прав потребителей и ее интеграция в различные сферы потребительского рынка, а также повышение способности потребителей быстро и эффективно самостоятельно решать возникающие проблемы с минимальным применением административного и судебного вмешательства.
Данная цель реализуется на основе последовательного решения комплекса взаимосвязанных между собой задач, в том числе:
- выявление и профилактика негативных тенденций в сфере потребительского рынка;
- организация просвещения и обучения населения основам потребительских знаний и культуре потребительского поведения;
- совершенствование правовой защиты потребителей;
- укрепление взаимодействия органов исполнительной власти области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и общественных объединений потребителей;
- создание условий и организация повышения квалификации специалистов, занятых в сфере защиты прав потребителей;
- поддержка добросовестного бизнеса в сфере потребительского рынка.
Основным критерием эффективности системы защиты прав потребителей следует считать возможность быстрого и эффективного разрешения потребительских проблем, причем административное или судебное вмешательство должно быть скорее исключением, чем правилом.
Исходя из цели и основных задач предполагается, что дальнейшая работа по развитию региональной системы защиты прав потребителей должна включать в себя механизм последовательной реализации следующих приоритетных направлений:
3.1. Меры по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы, регулирующей отношения в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей.
Механизм реализации данного направления предусматривает разработку нормативных правовых актов, обеспечивающих дополнительные меры по укреплению региональной системы защиты прав потребителей.
Исполнителями и участниками данного направления являются Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Белгородской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Белгородской области), областная Дума, Правительство области.
(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 02.02.2015 N 17-пп)