ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2013 года N 70-пп

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

(в редакции постановлений Правительства Белгородской области от 23.06.2014 N 223-пп, от 11.07.2016 N 252-пп, от 19.12.2016 N 442-пп)

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, Правительство Белгородской области постановляет:

1. Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Белгородской области (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта", прилагается).

2. Управлению социальной защиты населения Белгородской области (Батанова Е.П.) обеспечить проведение мероприятий по оптимизации структуры сети и штатной численности с учетом неэффективных социальных услуг, непрофильных подразделений в соответствии с мероприятиями, предусмотренными "дорожной картой".

(в ред. постановления Правительства Белгородской области от 19.12.2016 N 442-пп)

3. Департаменту финансов и бюджетной политики Белгородской области (Боровик В.Ф.) обеспечить финансирование "дорожной карты" в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете по отрасли "Социальная политика" на соответствующий год.

4. Рекомендовать главам администраций муниципальных районов и городских округов обеспечить реализацию "дорожной карты".

5. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области Н.Н.Зубареву.

(в ред. постановлений Правительства Белгородской области от 11.07.2016 N 252-пп, от 19.12.2016 N 442-пп)

Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 марта года, следующего за отчетным, до 2019 года.

Губернатор Белгородской области
Е.САВЧЕНКО

     




Утвержден
постановлением
Правительства Белгородской области
от 25 февраля 2013 года N 70-пп



 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ (2013 - 2018 ГОДЫ)"

 (в редакции постановления Правительства Белгородской области от 19.12.2016 N 442-пп)


 I. Общее описание "дорожной карты"


1. Реализация "дорожной карты" "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Белгородской области (2013 - 2018 годы)" призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, связанных с переходом на "эффективный контракт".

Для полного удовлетворения потребностей населения в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходима модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

С целью сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной региональной нормативной правовой базе.

В рамках реализации подпрограммы 2 "Модернизация и развитие социального обслуживания населения" государственной программы Белгородской области "Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Белгородской области от 16 декабря 2013 года N 523-пп "Об утверждении государственной программы Белгородской области "Социальная поддержка граждан в Белгородской области на 2014 - 2020 годы", за счет всех источников исполнено:

в 2013 году - 1712,2 млн. рублей;

в 2014 году - 1781,5 млн. рублей;

в 2015 году - 1908,5 млн. рублей.

В 2016 году ожидаемое исполнение - 2059,0 млн. рублей.

Планируется направить:

в 2017 году - 2089,3 млн. рублей;

в 2018 году - 2255,8 млн. рублей;

в 2019 году - 2393,35 млн. рублей;

в 2020 году - 2413,9 млн. рублей.

Система социального обслуживания представлена государственными и муниципальными организациями (стационарные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, интернат для умственно отсталых детей, специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов, комплексные центры социального обслуживания населения, включающие службы социальной помощи на дому, срочной помощи, социально-медицинской и т.п., реабилитационные центры для несовершеннолетних, попавших в трудную жизненную ситуацию, детские дома для детей-сирот); частными организациями (пансионат для пожилых людей, учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) и социально ориентированными некоммерческими организациями, предоставляющими срочные услуги и услуги в форме стационарного обслуживания.

По состоянию на 1 января 2016 года в системе социального обслуживания функционировало 70 организаций, в том числе 15 областных государственных социальных организаций, 7 организаций социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (5 государственных и 2 частные), 14 муниципальных организаций для пожилых граждан и инвалидов, 1 областной и 12 муниципальных социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, 22 муниципальных комплексных центра социального обслуживания населения (в организациях для пожилых граждан и инвалидов проживают 2252 человека, в организациях для несовершеннолетних находится 481 человек, услуги социального обслуживания на дому оказаны 20454 гражданам).

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами.

2.1. Недостаточно высокий уровень доступности социального обслуживания для граждан, проживающих в сельской местности.

На 1 января 2016 года на территории Белгородской области насчитывается 1602 населенных пункта, из них 29 городских (1,8 процента) и 1573 сельских (98,2 процента), в которых проживают 510530 человек и 1039051 человек соответственно. По данным Федеральной службы государственной статистики, в области наблюдается рост численности населения, проживающего в сельской местности (на 1 января 2015 года численность населения составляла 1036177 человек, на 1 января 2016 года - 1039051 человек). Особое внимание уделяется обслуживанию жителей отдаленных сельских поселений.

Число населенных пунктов с расстоянием от административного центра свыше 5 км составляет 1580. Таким образом, около 30 процентов населения из числа граждан пожилого возраста и инвалидов находятся вне зоны расположения отделений социального обслуживания. Данный факт обусловлен низкой кратностью проезда общественного пассажирского транспорта, затратами времени движения от сельских населенных пунктов до комплексных центров социального обслуживания населения, недостаточным финансовым содержанием сельских дорог.

По состоянию на 1 января 2016 года наблюдается динамика сокращения числа населенных пунктов, не имеющих общественного транспортного сообщения, с 208 до 200. Таким образом, произошло увеличение числа населенных пунктов, имеющих общественное транспортное сообщение, с 1394 до 1402.

Усиление критериев доступности возможно, в том числе, за счет развития мобильных служб, бригадного метода, применения стационарозамещающих технологий социального обслуживания по оперативному оказанию наиболее востребованных социальных услуг получателям, проживающим в отдаленных населенных пунктах.

Согласно проведенному мониторингу в области наиболее востребованными являются услуги по социальному обслуживанию на дому, дополнительные услуги, не включенные в перечень социальных услуг, утвержденных законом Белгородской области от 5 декабря 2014 года N 321 "О регулировании отдельных вопросов организации социального обслуживания в Белгородской области".

Среди многообразия различных технологий работы с населением востребованной формой социального обслуживания остается деятельность мобильных социальных служб, которые созданы в 22 комплексных центрах социального обслуживания населения. В рамках реализации ежегодно принимаемой Социальной программы осуществляется модернизация автотранспорта мобильных служб, ежегодно приобретается по два автомобиля. На 1 января 2016 года автомобильным транспортом оснащены 17 мобильных бригад. Ежегодно около 7,0 тыс. граждан, проживающих в отдаленных районах области, обслуживаются специалистами мобильных служб. На 1 ноября 2016 года социальные услуги посредством мобильных бригад предоставлены 6124 гражданам.

В 2017 - 2018 годах в рамках Социальной программы планируется приобретение автотранспорта для 4 организаций социального обслуживания на общую сумму около 4,2 млн. рублей, в том числе в 2017 году - 2 автомобиля на сумму около 2,1 млн. рублей, в 2018 году - 2 автомобиля на сумму около 2,1 млн. рублей.

Правительством Белгородской области поддерживается и развивается добровольческая (волонтерская) деятельность, в том числе по оказанию помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам. Свыше 4,0 тыс. человек в прошедшем 2016 году приняли участие в проводимых акциях "Забота", "Помощь", "Милосердие", направленных на удовлетворение первостепенных нужд пожилых людей.

В рамках муниципальных акций "Милосердие", "Забота", "Ветеран живет рядом" добровольцами оказана помощь в быту, в том числе уборке жилых помещений, приусадебных участков, приобретении продуктов и лекарственных средств. Всего охвачено услугами более 1000 граждан из числа ветеранов войны и труда, членов семей погибших (умерших) инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны. В оказании практической помощи приняли участие около 500 молодых добровольцев.

Широкое развитие волонтерское движение в Белгородской области получило 4 года назад. За это время в регионе начали свою деятельность десятки организаций различной направленности: социальные, спортивные, экологические, патриотические и т.д.

Под крылом Белгородской митрополии с участием органов социальной защиты населения открылось сразу несколько добровольческих союзов. Это "Молодежное братство Святого Белогорья", активисты которого проводят мероприятия, акции и творческие вечера с ребятами, оказывают помощь детям из неблагополучных семей, гражданам пожилого возраста и инвалидам. Марфо-Мариинское сестричество - это организация сестер, ухаживающих за больными, помогающих бездомным, нищим, заключенным и другим нуждающимся людям, в том числе пожилого возраста.

Охват пожилых людей указанными акциями составил более 14,0 тыс. человек.

В Белгородской области требуется более широко развивать стационарозамещающие технологии и методики предоставления социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания и в форме социального обслуживания на дому, такие как:

- "Служба сиделок" - предоставление услуг сиделки, направленное на оказание помощи и поддержание жизнедеятельности получателя социальных услуг, нуждающегося в постоянном или временном постороннем уходе.

В 2016 году 305 человек воспользовались услугами сиделок. В 2017 году планируется предоставить данные услуги 310 гражданам, в 2018 году - 320;

- "Семья выходного дня" - форма пребывания пожилых людей в семье социального работника в выходные и праздничные дни. Одинокий пожилой человек круглосуточно пребывает в спокойной домашней обстановке, где ему уделяется повышенное внимание и уход.

В 2017 году планируется предоставить данные услуги 15 гражданам, в 2018 году - 30 гражданам;

- "Социальный туризм" - весьма широкое направление, включающее в себя комплекс мероприятий - от неторопливой прогулки в парке с элементами познавательной экскурсии до дальней поездки с посещением памятников культуры. Способствует сохранению и развитию здоровья и снижению физического и эмоционального напряжения.

В 2016 году 631 человек стали участниками реабилитационных мероприятий по направлению "Социальный туризм". В 2017 году планируется привлечь 650 граждан к указанным мероприятиям, в 2018 году - 700 граждан;

- "Санаторий на дому" - это социально-реабилитационная услуга, предусматривающая содействие в получении услуг по обеспечению санаторным обслуживанием пенсионеров и инвалидов. Пожилые люди, которые по состоянию здоровья не могут пройти курс оздоровительных мероприятий, нуждаются в профилактической социально-медицинской помощи в домашних условиях. Данный вид помощи включает в себя реабилитационные мероприятия социально-медицинского характера в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, в том числе массаж, ингаляции, ультразвуковое исследование, лечебную физическую культуру.

В 2016 году 910 граждан пожилого возраста и инвалидов получили социально-реабилитационные услуги на дому. В 2017 году планируется предоставить данные услуги 920 гражданам, в 2018 году - 930;

- "Отделения дневного пребывания" - отделения, предназначенные для оказания социально-бытовых, социально-медицинских, культурных и иных услуг, организации питания, отдыха и проведения реабилитационных мероприятий гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению.

В 2016 году на базе отделения дневного пребывания получили услуги 198 граждан пожилого возраста и инвалидов. В 2017 году услуги будут предоставлены не менее 200 гражданам, в 2018 году - 200;

"Социальная няня" - услуга, предоставляемая по заявительному принципу гражданам пожилого возраста и инвалидам, в том числе детям-инвалидам.

В 2016 году 6 человек воспользовались услугами сиделок. В 2017 году планируется предоставить данные услуги 10 гражданам, в 2018 году - 10.

На 1 октября 2016 года функционируют 6 государственных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подведомственных управлению социальной защиты населения области, из них 5 - для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 1 - государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания системы социальной защиты населения "Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей" и два частных учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Разуменский дом детства" и "Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка" во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.

В Белгородской области оценка соответствия организаций, в которые помещаются под надзор дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 "о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" проводилась в соответствии с распоряжением Губернатора Белгородской области от 19 августа 2016 года N 498-р "О создании экспертной группы по оценке соответствия учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481".

По результатам экспертной оценки соответствия учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требованиям Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481 учреждениям при максимальном количестве баллов по всем направлениям их деятельности согласно критериям - 1000 баллов установлено: 5 учреждений в полном объеме соответствуют требованиям.

В отношении государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания системы социальной защиты населения "Большетроицкий детский дом-интернат для умственно отсталых детей" разработан план мероприятий ("дорожная карта"), предусматривающий создание нормативно-правовой базы, обеспечение комфортных условий содержания, воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по семейному типу, осуществление ремонта и реконструкции пищеблока, учебных классов, спортивного зала, медицинского блока, оборудование спортивной площадки, приведение штатной численности педагогических и медицинских работников в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года N 481.

Особое внимание уделяется постинтернатному сопровождению выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направленному на социализацию выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования (не достигших 18-летнего возраста, не способных в силу несформированности социальных навыков к самостоятельному проживанию, испытывающих трудности с устройством на работу, получением жилья, обустройством своего быта).

Во всех учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, были разработаны программы социализации детей, предусматривающие создание основы для овладения знаниями, умениями и навыками, необходимыми им в последующей самостоятельной жизни.

Для обеспечения временного проживания выпускников указанных категорий граждан, содействия их жизнеустройству в соответствии с приказами управления социальной защиты населения области начиная с 2011 года функционируют социальные гостиницы на базе государственных бюджетных образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Белгородский детский дом", "Старооскольский детский дом" и "Разуменский детский дом"), службы семейного устройства воспитанников (Старооскольский и Белгородский "Южный" детские дома).

В социальных гостиницах учреждений проживают 36 выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе 22 - в Старооскольском центре развития и социализации детей физкультурно-спортивной направленности "Старт", 7 - в Центре подготовки и постинтернатного сопровождения выпускников "Расправь крылья", 2 - в Белгородском центре развития и социализации ребенка "Южный", 4 - в Ровеньском центре развития и социализации ребенка имени Российского детского фонда. Оборудованы социальные комнаты для выпускников в государственном бюджетном учреждении "Прохоровский центр развития и социализации ребенка" и частном учреждении "Прохоровский Православный центр развития и социализации ребенка" во имя святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»