(с изменениями на 28 декабря 2018 года)
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 29.12.2014 N 520, от 25.05.2015 N 162, от 02.02.2016 N 15, от 24.05.2016 N 142, от 24.08.2016 N 274, от 24.10.2016 N 348, от 10.07.2017 N 243, от 21.08.2017 N 312, от 12.09.2017 N 339, от 29.12.2017 N 517, от 09.08.2018 N 236, от 19.09.2018 N 304, от 28.12.2018 N 455)
В целях создания благоприятных условий жизнедеятельности и развития детей, их семейного воспитания Правительство Курганской области постановляет:
1. Утвердить государственную Программу Курганской области "Дети Зауралья - заботимся вместе!" согласно приложению к настоящему Постановлению.
2. Признать утратившим силу Постановление Правительства Курганской области от 14 октября 2013 года N 478 "О государственной Программе Курганской области "Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав".
3. Опубликовать настоящее Постановление в Курганской областной общественно-политической газете "Новый мир".
4. Настоящее Постановление вступает в силу через десять дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения начиная с 1 января 2014 года.
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора Курганской области по социальной политике.
Временно исполняющий обязанности
Губернатора Курганской области
А.Г.КОКОРИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ "ДЕТИ ЗАУРАЛЬЯ - ЗАБОТИМСЯ ВМЕСТЕ!"
(в ред. Постановлений Правительства Курганской области от 29.12.2014 N 520, от 25.05.2015 N 162, от 02.02.2016 N 15, от 24.05.2016 N 142, от 24.08.2016 N 274, от 24.10.2016 N 348, от 10.07.2017 N 243, от 21.08.2017 N 312, от 12.09.2017 N 339, от 29.12.2017 N 517, от 09.08.2018 N 236, от 19.09.2018 N 304, от 28.12.2018 N 455)
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 21.08.2017 N 312)
Наименование | Государственная Программа Курганской области "Дети Зауралья - заботимся вместе!" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель | Управление по социальной политике Правительства Курганской области |
Соисполнители | Главное управление социальной защиты населения Курганской области; Департамент образования и науки Курганской области; Департамент здравоохранения Курганской области; Главное управление по труду и занятости населения Курганской области; Управление культуры Курганской области; Управление по физической культуре, спорту и туризму Курганской области; Управление по печати, средствам массовой информации и архивному делу Курганской области; Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (по согласованию); комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Курганской области; уполномоченный при Губернаторе Курганской области по правам ребенка; государственные и муниципальные организации и учреждения (по согласованию); органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области (по согласованию); общественные организации и объединения (по согласованию); региональные средства массовой информации (по согласованию) |
Подпрограммы | "Лига помощи: профилактика социального сиротства, лишения родительских прав"; "Никому не отдам: профилактика отказов матерей от новорожденных детей"; "Новая семья: создание благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей"; "Разные дети - равные возможности"; "Комплекс мер по развитию системы социального сопровождения семей с детьми на территории Курганской области"; "Ты не один: комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра"; "Комплекс мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Курганской области" |
Цели | Стимулирование рождаемости в Курганской области; сокращение степени социально-экономического семейного неблагополучия, снижение количества отказов от новорожденных, лишения родителей родительских прав; создание благоприятных условий семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей; предупреждение и снижение уровня детской инвалидности; повышение доступности и качества медико-социальной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе в раннем возрасте; улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ОВЗ; повышение качества социальной помощи семьям с детьми, уровня ее доступности и результативности посредством институализации социального сопровождения на территории Курганской области; профилактика социального сиротства; организация в Курганской области межведомственной системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) начиная с раннего возраста, семьям, в которых они воспитываются; создание региональной комплексной многоуровневой системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Задачи | Укрепление института семьи, поддержание престижа материнства и отцовства, формирование ценностей ответственного родительства, ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия; внедрение новых технологий и методов работы по раннему выявлению семейного неблагополучия и оказанию индивидуализированной адекватной поддержки семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации, в том числе предоставления им новых видов социальных услуг; внедрение эффективных технологий и методов профилактики социального сиротства, включая социальное сопровождение семей с детьми, находящихся в социально опасном положении, мониторинг жизнедеятельности семей группы риска по лишению родителей родительских прав; внедрение механизма межведомственного взаимодействия по выявлению и сопровождению женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или принятии рожденного ребенка из медицинского учреждения; развитие системы комплексных социально-медико-психологических услуг, обеспечение их доступности для женщин, сомневающихся в необходимости рождения ребенка или принятии рожденного ребенка из медицинской организации; создание системы информационного сопровождения семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; подготовка граждан к принятию ребенка на воспитание в семью, помощь в подборе детей, формирование осознанного отношения к приему ребенка в семью; внедрение эффективных технологий семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; внедрение новых технологий индивидуального сопровождения замещающих семей специалистами: организация правовой, медицинской, психологической, педагогической помощи замещающим семьям; ранняя профилактика вторичного сиротства и возвратов детей из замещающих семей в учреждения для детей-сирот; методическое обеспечение процесса семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; ранняя профилактика детской инвалидности; внедрение новых методов медико-социальной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в раннем возрасте; создание условий для повышения доступности и качества медико-социальной реабилитации и абилитации детей-инвалидов и детей с ОВЗ; оказание помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ; создание условий для социализации и интеграции детей-инвалидов в среду здоровых сверстников; профессиональная ориентация и предпрофессиональная подготовка детей-инвалидов к возможной для них трудовой деятельности; формирование позитивного и заинтересованного отношения здоровых граждан к детям-инвалидам, преодолению изолированности семей с детьми-инвалидами, развитие методического обеспечения деятельности специалистов учреждений, оказывающих услуги детям-инвалидам; совершенствование региональной нормативной правовой базы, обеспечивающей эффективные изменения в системе социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи; развитие и укрепление продуктивной модели межведомственного взаимодействия и профессионального сотрудничества по социальному сопровождению семей с детьми; организация эффективного кадрового, информационно-методического обеспечения деятельности организаций и учреждений, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми; внедрение инновационных технологий и развитие эффективных практик социального сопровождения семей с детьми; информационная поддержка комплекса мер, обобщение и распространение эффективных региональных практик социального сопровождения семей с детьми; формирование межведомственной системы комплексной помощи детям с РАС начиная с раннего возраста, семьям, в которых они воспитываются; создание в детских организациях условий для развития, обучения и адаптации к жизни в обществе детей с РАС через внедрение новых методов профилактики детской инвалидности и медико-социальной реабилитации и абилитации таких детей, в том числе в раннем возрасте; поддержка семей с детьми-аутистами, преодоление их изолированности, создание условий для повышения уровня жизни семей и самореализации родителей детей с РАС в трудовой и общественной деятельности; повышение информированности населения о детях с РАС, формирование дружественного отношения к таким детям; организация межведомственного и внутриотраслевого взаимодействия, обеспечивающего деятельность по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет (далее - целевая группа); разработка и реализация программ профессионального самоопределения и формирования первичных профессиональных трудовых навыков по специальностям, востребованным на рынке труда; информационно-методическое сопровождение предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ; развитие социального партнерства заинтересованных субъектов в решении вопросов предпрофессиональной подготовки; распространение региональных практик, эффективных технологий и методик работы по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
Целевые индикаторы | Численность родителей, лишенных родительских прав (человек); численность родителей, ограниченных в родительских правах (человек); численность родителей, восстановленных в родительских правах (человек); численность родителей, в отношении которых отменено ограничение в родительских правах (человек); число семей с несовершеннолетними детьми, находящихся в социально опасном положении (семья); удельный вес семей, находящихся в социально опасном положении, снятых с учета в связи с улучшением положения, от общего количества снятых с профилактического учета (процент); численность детей, находящихся в социально опасном положении (человек); удельный вес детей-воспитанников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, возвращенных в родные семьи (процент); численность детей, поступивших повторно в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (человек); удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в общей численности детского населения (процент); отношение численности третьих или последующих детей (родных, усыновленных), родившихся в отчетном финансовом году, к численности детей указанной категории, родившихся в году, предшествующем отчетному году (условная единица); удельный вес отказов от новорожденных в общей численности родившихся детей (за отчетный период) (процент); удельный вес матерей из числа намеревавшихся отказаться от новорожденного ребенка и изменивших решение об отказе от новорожденного ребенка (забравших ребенка) в общей численности матерей, с которыми была проведена работа (за отчетный период) (процент); количество беременных, находящихся в трудной жизненной ситуации, посетивших кабинет медико-социальной помощи (человек); удельный вес женщин, получивших доабортное консультирование в кабинете медико-социальной помощи, от числа женщин, планирующих прерывание беременности (процент); удельный вес женщин, изменивших решение о прерывании беременности, от числа женщин, получивших доабортное консультирование в кабинете медико-социальной помощи (процент); численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи (человек); удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан, от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процент); численность детей, возвращенных в интернатные учреждения из замещающих семей (человек); удельный вес детей, возвращенных в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из замещающих семей, от общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан (процент); удельный вес детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в приемные семьи, в общей численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (процент); удельный вес кандидатов в замещающие родители, прошедших подготовку для передачи ребенка в семью, от общего количества граждан, желающих принять детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью (процент); удельный вес замещающих семей, стоящих на учете службы сопровождения с проблемами воспитания, развития, обучения, от общего количества семей, находящихся на сопровождении (процент); удельный вес замещающих семей, находящихся на сопровождении, от общего количества замещающих семей (процент); удельный вес специалистов, прошедших обучение новым технологиям и методам работы с замещающей семьей (процент); удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов (процент); удельный вес детей до 3-х лет с ОВЗ, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3-х лет с ОВЗ (процент); удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физкультурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов (процент); удельный вес детей-инвалидов, получивших услуги по оздоровлению и отдыху, в общей численности детей-инвалидов (процент); удельный вес семей с детьми-инвалидами, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник, социальное такси) на период занятости родителей, в общей численности семей с детьми-инвалидами (процент); количество трудоустроенных родителей (одного из родителей), воспитывающих детей-инвалидов (человек); число привлеченных некоммерческих организаций к решению проблем детей-инвалидов (единица); численность волонтеров, оказывающих услуги детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами (человек); численность семей с детьми, находящихся на социальном сопровождении (семья), в том числе: замещающих семей (включая приемные) (семья); семей, воспитывающих детей-инвалидов (семья); семей, воспитывающих детей с ОВЗ в возрасте до 3 лет (семья); многодетных семей (семья); матерей с новорожденными детьми, имеющих намерение отказаться от ребенка (семья); семей с одним родителем, воспитывающих несовершеннолетних детей (семья); семей, воспитывающих детей, вступивших в конфликт с законом (семья); семей с несовершеннолетними родителями (родителем) (семья); семей, находящихся в социально опасном положении (семья); число учреждений социального обслуживания населения, внедривших социальное сопровождение семей с детьми (единица); численность специалистов, осуществляющих социальное сопровождение семей с детьми (человек); численность специалистов, прошедших обучение по вопросам организации социального сопровождения семей с детьми (человек); наличие межведомственных региональных информационных банков данных семей, имеющих детей, доступных для межведомственного использования и оценки эффективности социального сопровождения (да/нет); число некоммерческих организаций, привлеченных к решению проблем детей и семей, в рамках программ социального сопровождения семей с детьми (единица); численность добровольцев, прошедших специальную подготовку и привлеченных к решению проблем детей и семей с детьми в рамках программ социального сопровождения семей (человек); количество подготовленных и распространенных методических изданий для специалистов, обеспечивающих организацию социального сопровождения семей с детьми (единица); удовлетворенность помощью семьями с детьми (% от общей численности семей с детьми, получивших помощь по социальному сопровождению) (процент); численность семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию посредством социального сопровождения (семья), в том числе: замещающих семей (включая приемные) (семья); семей, воспитывающих детей-инвалидов (семья); семей, воспитывающих детей с ОВЗ в возрасте до 3-х лет (семья); многодетных семей (семья); матерей с новорожденными детьми, имеющих намерение отказаться от ребенка (семья); семей с одним родителем, воспитывающих несовершеннолетних детей (семья); семей, воспитывающих детей, вступивших в конфликт с законом (семья); семей с несовершеннолетними родителями (родителем) (семья); семей, находящихся в социально опасном положении (семья); доля семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию, с учетом помощи по социальному сопровождению, от общего количества семей с детьми, получивших такую помощь (процент); доля детей с РАС в возрасте до 3-х лет, включенных в систему ранней помощи, от численности выявленных таких детей (процент); доля семей с детьми с РАС, получивших комплексное межведомственное сопровождение, от общей численности семей с детьми-аутистами, выявленными в Курганской области (процент); доля семей с детьми с РАС, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и др.), от общей численности семей с детьми с РАС, выявленных в Курганской области (процент); доля детей с РАС, охваченных услугами детских образовательных организаций, соответствующих возрасту и уровню развития детей, от численности выявленных таких детей (процент); число специалистов, прошедших специальное обучение по предоставлению реабилитационных, образовательных, социальных услуг детям с РАС и семьям, их воспитывающим (человек); численность волонтеров, оказывающих услуги детям с РАС и семьям, их воспитывающим (на конец отчетного периода) (человек); численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ в возрасте от 14 до 18 лет, включенных в программы предпрофессиональной подготовки (человек), в том числе: численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ, воспитывающихся в семьях (человек); численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ, проживающих и воспитывающихся в учреждениях интернатного типа (человек); численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ, прошедших диагностику, определяющую готовность детей к профессиональному самоопределению (человек); численность детей-инвалидов и детей с ОВЗ, принявших участие в конкурсных мероприятиях, демонстрирующих профессиональные интересы и достижения детей (человек); численность родителей, получивших помощь по вопросам профессионального самоопределения детей целевой группы и формирования у них первичных профессиональных трудовых навыков (человек); численность руководителей и специалистов, прошедших обучение по работе с детьми целевой группы с учетом их особенностей, функциональных ограничений и индивидуальных возможностей (человек); количество служб, обеспечивающих предпрофессиональную подготовку, созданных на базе организаций разной ведомственной принадлежности (единиц), в том числе: количество организаций социального обслуживания (единиц); количество образовательных организаций (единиц); других организаций (единиц); количество муниципальных образований Курганской области, участвующих в реализации программ предпрофессиональной подготовки в рамках комплекса мер (единиц); число организаций, привлеченных к деятельности по предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ (единиц), в том числе: количество социально ориентированных некоммерческих организаций (единиц); количество бизнес-структур (единиц); других организаций (единиц); численность добровольцев, прошедших специальную подготовку и принимающих участие в реализации комплекса мер (человек); количество конкурсных мероприятий, демонстрирующих профессиональные интересы и достижения детей, с указанием уровней их проведения (муниципальных, региональных, межрегиональных) (единиц); количество программ профессионального самоопределения детей-инвалидов и детей с ОВЗ и формирование у них первичных профессиональных трудовых навыков, включенных в базу регионального ресурсного центра (единиц); количество посещений единого общедоступного информационного ресурса (единиц); количество разработанных и изданных методических материалов для специалистов, родителей, детей-инвалидов и детей с ОВЗ (единиц); количество материалов, опубликованных в средствах массовой информации (сюжетов, статей, передач и т.п.) (единиц); численность руководителей и специалистов, принявших участие в итоговом региональном (межрегиональном) мероприятии (человек) |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 09.08.2018 N 236) | |
Сроки реализации | 2014 - 2018 годы |
Объемы бюджетных ассигнований | Планируемый общий объем бюджетных ассигнований за счет средств областного бюджета на реализацию Программы составит в 2014 - 2018 годах 5494757,66 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год - 687122 тыс. рублей, 2015 год - 1218724,06 тыс. рублей, 2016 год - 1399261,1 тыс. рублей, 2017 год - 1615280,5 тыс. рублей, 2018 год - 574370 тыс. рублей. Средства федерального бюджета (по согласованию) составят: 2017 год - 440979,0 тыс. рублей, 2018 год - 407387,2 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 09.08.2018 N 236) | |
Ожидаемые результаты реализации | Повышение уровня рождаемости в Курганской области; формирование у сообщества, проживающего на территории Курганской области, ценностей ответственного родительства; развитие на территории региона эффективной системы межведомственного взаимодействия органов и учреждений по раннему выявлению семейного неблагополучия, оказанию поддержки семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении; формирование и развитие в регионе эффективной системы профилактики отказов от новорожденных детей; сокращение в регионе числа отказов от новорожденных, лишений родительских прав, беспризорных и безнадзорных детей, сохранение семейной среды воспитания детей; улучшение демографической ситуации в регионе; развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни населения, в том числе замещающих семей и детей, оставшихся без попечения родителей; снижение показателей детской инвалидности; повышение доступности и качества медицинской помощи детям-инвалидам и детям с ОВЗ; наличие эффективной модели социального сопровождения семей с детьми в Курганской области; утверждение нормативных и распорядительных документов, обеспечивающих развитие системы социального сопровождения семей с детьми в Курганской области; наличие механизма устойчивого межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, участвующих в социальном сопровождении семей с детьми; наличие системы эффективного информационного, методического и кадрового обеспечения деятельности организаций и учреждений, занятых в системе социального сопровождения семей с детьми; включение социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих ресурсов в социальное сопровождение семей с детьми; улучшение условий жизнедеятельности семей с детьми путем организации их социального сопровождения; увеличение числа семей с детьми, преодолевших трудную жизненную ситуацию посредством социального сопровождения, профилактика социального сиротства; формирование условий для создания новых рабочих мест; увеличение доли детей с РАС в возрасте до 3-х лет, включенных в систему ранней помощи, от численности выявленных таких детей; увеличение доли семей с детьми с РАС, получивших комплексное межведомственное сопровождение, от общей численности семей с детьми-аутистами, выявленных в Курганской области; увеличение доли семей с детьми с РАС, получивших социальные услуги (группы кратковременного и дневного пребывания, домашний помощник и др.), от общей численности семей с детьми с РАС, выявленных в Курганской области; увеличение доли детей с РАС, охваченных услугами детских образовательных организаций, соответствующих возрасту и уровню развития детей, от численности выявленных таких детей; увеличение числа специалистов, прошедших специальное обучение по предоставлению реабилитационных, образовательных, социальных услуг детям с РАС и семьям, их воспитывающим (на конец отчетного периода); увеличение численности волонтеров, оказывающих услуги детям с РАС и семьям, их воспитывающим (на конец отчетного периода); наличие эффективной региональной комплексной многоуровневой системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Курганской области; утверждение нормативных и распорядительных документов, обеспечивающих развитие системы предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Курганской области; наличие механизма устойчивого межведомственного взаимодействия и координации работ органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций и учреждений, участвующих в предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ; наличие системы эффективного информационного, методического и кадрового обеспечения деятельности организаций и учреждений, занятых в предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов и детей с ОВЗ; включение социально ориентированных некоммерческих организаций, добровольческих ресурсов в предпрофессиональную подготовку детей-инвалидов и детей с ОВЗ |
(в ред. Постановления Правительства Курганской области от 21.08.2017 N 312)
В Курганской области продолжают наблюдаться тенденции к снижению числа семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации (признанных нуждающимися в социальном обслуживании): по состоянию на 31 декабря 2016 года в электронный банк данных занесены сведения о 8375 таких семьях (2015 год - 27005 семьях, 2014 год - 32886 семьях).
Вместе с тем в общем количестве социально неблагополучных семей растет число семей и детей, находящихся в социально опасном положении: 2016 год - 1648 семей и 3532 ребенка, 2015 год - 1381 семья и 2949 детей, 2014 год - 1246 семей и 2629 детей. Ежегодно более 600 детей по причине семейного неблагополучия нуждаются в прохождении курса социальной реабилитации в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, из них в 2016 году 29,9% поступили в специализированные учреждения повторно (2015 год - 7,4%, 2014 год - 4,8%).
Также в Курганской области остается стабильным количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2012 год - 5401, 2013 год - 5339, 2014 год - 5245, 2015 год - 5266, 2016 год - 5337), и число выявленных детей, оставшихся без попечения родителей (2012 год - 772, 2013 год - 758, 2014 год - 733, 2015 год - 868, 2016 год - 933).
С 2015 года приоритетным направлением стало применение эффективных мер по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, на межведомственной основе, что привело к увеличению количества родителей, лишенных родительских прав (2012 год - 402, 2013 год - 396, 2014 год - 358, 2015 год - 363, 2016 год - 432), а также к увеличению числа детей, родители которых лишены родительских прав (2012 год - 489, 2013 год - 473, 2014 год - 414, 2015 - 451, 2016 год - 579).
За период реализации областных программ организована деятельность по семейному устройству детей, оставшихся без родительского попечения, что способствовало уменьшению количества детей, состоящих на учете в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей (2012 год - 1132 ребенка, 2013 год - 910 детей, 2014 год - 598 детей, 2015 год - 591 ребенок, 2016 год - 570 детей).
В семьях граждан воспитывается 89% детей, признанных оставшимися без попечения родителей (2012 год - 80%, 2013 год - 84%, 2014 год - 87%, 2015 год - 89%). В 2011 году на воспитание в семьи граждан передано 777 детей, что составило 95% от общего числа выявленных, в 2012 году - 79%, в 2013 году - 93%, в 2014 году - 100%, в 2015 году - 100%, в 2016 году - 100%.
Несмотря на принимаемые в Курганской области меры по предотвращению дезорганизации семей с детьми, до сих пор остается актуальной проблема сохранения для ребенка условий семейного воспитания, сокращения числа лишений родительских прав.
В Курганской области проживает более 81000 инвалидов, из них более 3000 - дети. В целях повышения доступности и качества медико-социальной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в раннем возрасте, реализуется подпрограмма государственной Программы Курганской области "Разные дети - равные возможности", софинансированная Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (далее - Фонд).
В результате реализации подпрограммы "Разные дети - равные возможности" удельный вес детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей-инвалидов увеличился на 15%; удельный вес детей до 3-х лет с ОВЗ, получивших реабилитационные услуги, в общей численности детей до 3-х лет с ОВЗ увеличился на 15%; удельный вес детей-инвалидов, систематически занимающихся физической культурой, спортом, творчеством, в общей численности детей-инвалидов увеличился на 24%; первичный выход на инвалидность детей в возрасте от 0 до 17 лет (включительно) сократился на 8,1%.
Учитывая вышеизложенное, необходимо продолжить работу по реализации мероприятий, направленных на предупреждение и снижение уровня детской инвалидности, повышение доступности и качества медико-социальной реабилитации и абилитации детей с инвалидностью и ОВЗ, в том числе в раннем возрасте, улучшение качества жизни детей-инвалидов и детей с ОВЗ, рост толерантного отношения к детям-инвалидам и семьям с детьми-инвалидами в обществе.
Одним из важнейших механизмов предупреждения детского и семейного неблагополучия является социальное сопровождение семей с детьми. Согласно статье 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" социальное сопровождение семей с детьми заключается в деятельности по оказанию им содействия в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия.
В целях повышения качества, доступности и результативности социальной помощи семьям с детьми требуется совершенствование модели социального сопровождения, ее институализация на территории Курганской области.
Одним из видов нарушения развития нервной системы у детей является синдром аутизма. Сегодня нет единого мнения о причине, вызывающей эту болезнь. Имеют место теории от генной предрасположенности (если у родителей есть больной ребенок, то вероятность рождения второго ребенка с подобным диагнозом доходит до 20 - 30%) до влияния низкой массы тела (НМТ) новорожденного (у детей с НМТ симптомы аутистического расстройства встречаются в несколько раз чаще).
Известно, что детский аутизм как феномен проявляется в разнообразных формах, при различных уровнях интеллектуального и речевого развития, но основной симптомокомплекс аутичного поведения составляет триада нарушений:
нарушения социального взаимодействия;
трудности взаимной коммуникации;
эмоциональная дефицитарность и наличие патологически привычных действий, т.е. стереотипного поведения.
Атипичный признак развития проявляется в возрасте около двух лет. В этом возрасте болезнь начинает прогрессировать, что приводит к постепенному отставанию развития, особенно развития речи, затрудняется общение с окружающими, особенно с детьми, ребенок с РАС не реагирует на обращение, уходит в себя. Раннее начало лечебно-коррекционных мероприятий значительно улучшает состояние и прогноз развития ребенка с аутизмом. Если начать лечебную терапию в раннем возрасте, можно добиться заметных улучшений в развитии большинства детей с РАС.
В этой связи очевидна проблема осведомленности и ответственности медицинских работников детских поликлиник и педагогов детских садов в части раннего выявления ребенка с особенностями коммуникативного развития и информирования его родителей о возможных трудностях и необходимости специального консультирования.
Любая инвалидность для ребенка означает существенное ограничение жизнедеятельности, социальную дезадаптацию. Анализ форм ограничения жизнедеятельности детей-инвалидов в Курганской области свидетельствует: около 30% составляют ограничения к самостоятельному передвижению, на втором месте ограничения по способности к обучению (до 26%), на третьем - способность к общению (до 15%).
Дети с РАС являются одной из наиболее уязвимых категорий детей по уровню адаптации в жизненном и образовательном пространстве.
Статистика констатирует, что если не оказывать детям с РАС лечебно-коррекционную помощь, то до 70% аутистов с годами становятся глубокими инвалидами, нуждающимися в постоянной, ежеминутной помощи посторонних.
В настоящее время в Курганской области реабилитационная и абилитационная помощь детям с РАС и семьям, их воспитывающим, оказывается медицинскими, образовательными, социозащитными организациями.
Проведение мониторинга потребностей семей с детьми с РАС в услугах в сфере здравоохранения, образования, занятости и социальной защиты обеспечит контроль за эффективностью региональной межведомственной системы комплексной помощи детям с РАС и семьям, в которых они воспитываются.
Требуется повысить уровень социальной включенности детей с РАС в сферу образования и занятости, исключить дефицит реабилитационных и абилитационных услуг, обеспечить их своевременность и высокое качество психолого-медико-социальной реабилитации и абилитации. С этой целью на базе государственных организаций образования, здравоохранения, социальной защиты населения создаются специализированные структурные подразделения: службы, кабинеты коррекционной терапии, интегративные площадки, арт-терапевтические мастерские, профориентационные студии, реализующие новые технологии реабилитации и коррекции коммуникативных и социальных проблем детей и подростков с РАС.
Реализация подпрограммы "Ты не один: комплексная помощь детям с расстройствами аутистического спектра" в 2017 - 2018 годах позволит организовать в Курганской области комплексную помощь детям с РАС начиная с раннего возраста, семьям, в которых они воспитываются.
Более 76% детей-инвалидов, проживающих в Курганской области, воспитываются в семьях, более 20% - проживают в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Все эти дети нуждаются в особой заботе, защите и поддержке государства, в том числе и в вопросах их профессионального самоопределения. Как правило, при выборе профессии дети-инвалиды и их родители (законные представители) сталкиваются со следующими затруднениями: отсутствием знаний о наиболее востребованных профессиях на современном рынке труда, о формах и путях получения профессионального образования, а также неумением выстраивать реалистичные жизненные планы, карьерные стратегии.