Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 октября 2013 года N 425


Об утверждении Республиканской программы "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2024 на основании Постановления Правительства Республики Мордовия от 27.12.2023 N 754.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 18 сентября 2018 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Мордовия от 28.04.2014 N 187, от 18.08.2014 N 392, от 16.02.2015 N 88, от 24.02.2016 N 98, от 28.06.2016 N 322, от 18.07.2016 N 362, от 22.02.2017 N 126, от 29.01.2018 N 47, от 18.09.2018 N 478)




В целях улучшения социально-экономического положения граждан пожилого возраста и инвалидов Правительство Республики Мордовия постановляет:


1. Утвердить прилагаемую Республиканскую программу "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы (далее - Программа).


2. Министерству финансов Республики Мордовия при формировании республиканского бюджета Республики Мордовия на очередной финансовый год и плановый период предусматривать бюджетные ассигнования на реализацию Программы.


3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства Республики Мордовия М.С.Сезганова.



Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ



Утверждена
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 4 октября 2013 г. N 425
     (изложена в редакции
постановления Правительства
Республики Мордовия
от 18 сентября 2018 г. N 478)



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

(в ред. Постановления Правительства Республики Мордовия от 18.09.2018 N 478)




ПАСПОРТ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЫ "СТАРШЕЕ ПОКОЛЕНИЕ" НА 2014 - 2018 ГОДЫ

Наименование программы

Республиканская программа "Старшее поколение" на 2014 - 2018 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

распоряжение Правительства Республики Мордовия от 8 июля 2013 года N 353-Р;

протокол совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2012 года N ДМ-П12-51пр "О повышении качества жизни пожилых людей";

постановление Правительства Республики Мордовия от 25 февраля 2013 года N 57 "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Мордовия (2013 - 2018 годы)"

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия

Государственные заказчики Программы

Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия, Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия, Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерство информатизации и связи Республики Мордовия

Основные разработчики Программы

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия, Министерство здравоохранения Республики Мордовия, Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия, Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия, Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Министерство образования Республики Мордовия, Министерство информатизации и связи Республики Мордовия

Цель Программы

формирование на территории Республики Мордовия организационных, правовых, социально-экономических условий для осуществления мер по улучшению положения и качества жизни пожилых людей, повышению степени их социальной защищенности, активации участия пожилых людей в жизни общества

Задачи Программы

совершенствование нормативных правовых актов Республики Мордовия в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста;

развитие системы организационных мер, направленных на улучшение качества жизни пожилых людей, повышение степени их социальной защищенности;

предоставление адресной социальной помощи с учетом возрастных особенностей, состояния здоровья, доходов, жилищно-бытовых и других условий;

забота о здоровье пожилых людей, основанная на деятельности по профилактике и снижению заболеваемости;

обеспечение доступности квалифицированной медицинской, социальной и медико-социальной помощи путем ее оказания мобильными бригадами социального обслуживания и выездными бригадами органов здравоохранения;

обеспечение дифференцированного оказания социальных услуг населению с учетом оценки индивидуальной нуждаемости;

создание возможности использования пожилыми людьми спортивных и оздоровительных объектов;

создание и организация деятельности попечительских советов при стационарных учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

обеспечение доступа пожилых граждан к культурным ценностям;

привлечение к работе в учреждениях социального обслуживания населения квалифицированных специалистов

Важнейшие целевые показатели

привлечение к работе в учреждениях социального обслуживания населения квалифицированных специалистов;

увеличение численности граждан пожилого возраста, получивших адресную помощь и поддержку в рамках проведения месячника пожилых людей и декадника инвалидов, от общего количества пенсионеров республики;

доля граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, в общем числе граждан, обратившихся за получением социальных услуг в учреждения социального обслуживания населения;

проведение диспансеризации и профилактических осмотров;

формирование выездных бригад специалистов с целью проведения диспансерного обследования, консультаций для лиц с ограниченной подвижностью;

проведение регулярных активных патронажей на дому и регулярных выездов по отдельным категориям граждан;

приобретение спецавтотранспорта для организации выездной торговли в сельских населенных пунктах, в том числе отдаленных;

доля лиц пожилого возраста, систематически занимающихся физической культурой и спортом, от общего количества пожилых граждан

Сроки реализации Программы

реализация Программы рассчитана на 2014 - 2018 годы и не предусматривает выделения этапов реализации

Объемы и источники финансирования Программы

на реализацию Программы предусмотрено 8771,6 тыс. рублей, в том числе 7696,6 тыс. рублей за счет средств республиканского бюджета Республики Мордовия и 1075,0 тыс. рублей - внебюджетные средства.

Средства республиканского бюджета Республики Мордовия:

2014 год - 1788,6 тыс. рублей;

2015 год - 1370,0 тыс. рублей;

2016 год - 1500,0 тыс. рублей;

2017 год - 1538,0 тыс. рублей;

2018 год - 1500,0 тыс. рублей

Внебюджетные средства:

2014 год - 0,0 тыс. рублей;

2015 год - 1075,0 тыс. рублей;

2016 год - 0,0 тыс. рублей;

2017 год - 0,0 тыс. рублей;

2018 год - 0,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

усиление правовой защиты пожилых людей;

повышение качества жизни пожилых людей посредством реализации

целенаправленных мероприятий по оказанию адресной социальной помощи, социальных и медицинских услуг;

увеличение доли граждан, получивших социальные услуги в учреждениях социального обслуживания населения, к 2018 году до 100%;

обеспечение проведения мобильными бригадами диспансерного обследования на дому лиц с ограниченной подвижностью в количестве 1800 чел.;

обучение в школах здоровья для пожилых и пациентов старших возрастных групп - 1550 чел.;

обеспечение доступа пожилых людей к культурным ценностям - 1190 чел.;

ликвидация очередности на получение социальных услуг в отделениях социальной помощи на дому;

обучение граждан пожилого возраста компьютерной грамотности

Система организации управления и контроля за исполнением программы

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия - государственный заказчик-координатор Программы совместно с Министерством финансов Республики Мордовия и Министерством экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия в установленном порядке осуществляет общее руководство и контроль за реализацией мероприятий Программы, целевым расходованием выделенных финансовых средств и эффективностью их использования в соответствии с постановлением Правительства Республики Мордовия от 29 августа 2006 г. N 384 "О разработке и реализации республиканских целевых программ и межрегиональных целевых программ, в осуществлении которых участвует Республика Мордовия".



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА


Для населения Мордовии, как и для жителей целого ряда регионов России, характерно сокращение доли лиц моложе трудоспособного возраста и постепенное увеличение доли людей старше трудоспособного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет): 1959 год - 12,7 процента, 1970 год - 16,2 процента, 1979 год - 18 процентов, 1989 год - 20,8 процента, 2000 год - 22,2 процента, 2009 год - 22,6 процента, 2010 год - 23,4 процента, 2011 год - 23,5 процента, 2012 год - 24,1 процента.


В городах этот показатель достигает 22,5 процента, в сельской местности - 26,4 процента.


По данным переписи населения численность постоянного населения Республики Мордовия за 24 года сократилась на 144,9 тыс. человек (по состоянию на 1 января 1989 г. население республики составляло 963,5 тыс. человек, на 1 января 2010 г. - 839,2 тыс. человек, на 1 января 2013 года - 818,6 тыс. человек).


Одной из особенностей современной демографической ситуации в Республике Мордовия также является высокая численность лиц пожилого возраста и инвалидов. На начало 2012 года доля лиц старше трудоспособного возраста составляла 198596 человек, в том числе 54698 мужчины и 143898 - женщины, что составляет 24,1 процента от общей численности постоянного населения Республики Мордовия. Ожидаемая продолжительность предстоящей жизни для лиц, достигших возраста старше трудоспособного, составила в 2011 году 14,2 лет у мужчин и 24,9 - у женщин. Особенности возрастной смертности у мужчин и женщин приводят к различной доживаемости до определенного возраста и определяют более низкую величину ожидаемой продолжительности жизни. Для республики характерен гендерный разрыв в показателе ожидаемой продолжительности при рождении. В последние годы ситуация начала улучшаться. Рост продолжительности жизни у мужчин произошел в основном за счет некоторого снижения смертности в трудоспособном возрасте, у женщин - в трудоспособном и старше трудоспособного возраста.


В дальнейшем ожидается еще более устойчивое увеличение доли пожилых людей в составе населения и к началу 2017 года по прогнозным данным она достигнет 28,0 процента.


В силу возрастных и функциональных особенностей пожилым людям трудно адаптироваться в изменяющихся социально-экономических условиях. В различных сферах жизнедеятельности им необходима гарантированная помощь со стороны общества и государства.


У пожилых людей уровень заболеваемости в 2 раза, а в старческом возрасте в 6 раз выше в сравнении с уровнем заболеваемости лиц более молодых возрастов. До 80 процентов пенсионеров по старости нуждаются в медико-социальной помощи. Более 70 процентов указанных лиц имеют четыре - пять хронических заболеваний сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем, органов дыхания, кроветворения и пищеварения. Анализ положения пожилых людей по наиболее общим социально-демографическим и экономическим характеристикам свидетельствует о наличии основных проблем пожилых граждан: неудовлетворительное состояние здоровья, малообеспеченность, одиночество. Уровень и качество их жизни значительно ниже, чем у трудоспособной части населения.


На сегодня в республике создана достаточная сеть инфраструктуры медицинских учреждений, которые оказывают все необходимые виды квалифицированной и специализированной амбулаторной и стационарной медицинской помощи пожилым людям.


Регулярно ведущие специалисты республики ведут консультативный прием на базе гериатрического центра. Организованы консультации специалистов республиканской клинической больницы: гастроэнтеролога, ревматолога, пульмонолога. Лечение данной категории пациентов проводится с учетом возрастных особенностей организма.


Учреждения здравоохранения, оказывающие реабилитационную помощь, имеют достаточную оздоровительную базу. В процессе реабилитации используются физические методы, водогрязелечение, бишефитотерапия, иглорефлексо- и мануальная терапия, закрепляются полученные навыки ранней социальной реабилитации. В случае необходимости оказания высокотехнологичной помощи граждане пожилого возраста направляются в федеральные центры.


Льготное лекарственное обеспечение граждан в текущем году, в том числе инвалидов, осуществляется 72 аптечными учреждениями, для выписки льготных рецептов определено 61 учреждение здравоохранения, 1965 врачей задействованы в льготной выписке рецептов.


Все учреждения здравоохранения аптечные организации, аптечный склад в полном объеме оснащены компьютерной техникой и соответствующим программным обеспечением. Для выписки рецептов используется 92 автоматизированных рабочих места.


Внедрена автоматизированная система персонифицированного учета выписки лекарственных средств "Эскорт", которая позволяет проконтролировать не только адресность получения медикаментов, но и правильность назначения лечения в соответствии со стандартами медицинской помощи.


На территории нашей республики в настоящее время получает развитие сеть аптечных дискаунтеров, работают две аптечные организации, реализующие лекарственные препараты, с применением минимальной наценки.


В аптечных организациях широко применяется система дисконтных карт и скидок, проводятся акции по сезонным товарам, оказываются услуги по измерению артериального давления. В том числе обслуживание маломобильных контингентов граждан, оказание им помощи в приобретении медикаментов, осуществляют и прикрепленные к ним социальные работники в рамках надомного социального обслуживания.


Социальное обслуживание в республике осуществляется поставщиками социальных услуг, включенными в реестр поставщиков социальных услуг в Республике Мордовия, в том числе государственными учреждениями, подведомственными Министерству социальной защиты населения Республики Мордовия. Под учреждениями социального обслуживания в настоящей Программе понимаются организации социального обслуживания, предоставляющая социальные услуги на дому, в стационарной и полустационарной формах, а также срочные социальные услуги.


В Республике Мордовия функционируют 22 государственных стационарных учреждения социального обслуживания на 2124 места, предоставляющих социальные услуги людям пожилого возраста и инвалидам, где проживают 1960 чел., из них 1043 чел. составляют мужчины, 917 чел. - женщины. Из общего количества проживающих 413 чел. являются инвалидами первой группы, 1047 чел. - второй группы, 53 чел. - инвалидами третьей группы, в том числе 9 вдов погибших (умерших) военнослужащих в период Великой Отечественной войны, 6 инвалидов и участников Великой Отечественной войны, 144 тружеников тыла.


Среди пожилых граждан можно выделить группы высокого риска: это престарелые, живущие одиноко, пожилые женщины одинокие (вдовы), изолированно живущие пожилые пары, бездетные престарелые люди, престарелые, страдающие тяжелыми заболеваниями или физическими недостатками, престарелые граждане, вынужденные жить на минимальную пенсию в неблагоустроенном жилье.


Полноценная жизнедеятельность большинства пожилых граждан и инвалидов невозможна без предоставления им различных видов помощи и услуг, соответствующих их социальным потребностям.


В связи с этим, возрастает потребность в определении пожилых граждан и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания, где они получат квалифицированный уход, полноценное питание, медико-социальную и другие виды помощи.


В настоящее время пожилым гражданам и инвалидам в стационарных учреждениях социального обслуживания предоставляются социально-медицинские, социально-бытовые, социально-экономические, социально-правовые, социально-психологические услуги. Ежегодно проводится работа по укреплению материально-технической базы.


Для реализации мер по совершенствованию предоставления социальных услуг, а также для содействия в привлечении финансовых и материальных средств для обеспечения деятельности, развития учреждений социального обслуживания, улучшения условий проживания в них, материально-бытового обеспечения пожилых людей и инвалидов, для содействия в улучшении культурно-бытового обслуживания необходимо создание попечительских советов.


Многие пожилые люди, сохранившие полную или частичную способность к самообслуживанию, получают доступ к основным социальным услугам благодаря сети государственных учреждений социального обслуживания нестационарного типа.


В настоящее время функционируют 21 государственное казенное учреждение по социальной защите населения Республики Мордовия и Государственное бюджетное учреждение Республики Мордовия "Комплексный центр социального обслуживания по городскому округу Саранск", в которых имеются отделения социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи, отделения дневного пребывания для пенсионеров.


Одним из видов социальной защиты престарелых граждан является надомное обслуживание одиноких престарелых граждан и инвалидов.


В республике функционируют 64 отделения социальной помощи на дому, в которых обслуживаются 4079 человек, что составляет 41 человек на 10 тыс. населения республики.


За 22 года службы надомного обслуживания доказали необходимость своего существования, завоевали признание населения, особенно тех, кто не может обходиться без посторонней помощи.


Расширению форм предоставления целенаправленной адресной социальной помощи населению способствует в значительной степени активное развитие служб срочной социальной помощи, которые предоставляют необходимую информацию, консультации, одежду, обувь, другие предметы первой необходимости, оказывают материальную и экстренную психологическую помощь. Наличие этих форм дает возможность оказать поддержку малоимущим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, в том числе и гражданам пожилого возраста.


За 2012 год в службы срочной социальной помощи обратились и получили различную помощь в виде продуктов питания, одежды, обуви, обеспечения топливом, консультаций более 131 тыс. человек, за I полугодие 2013 года - 64 тыс. человек.


Сложный процесс адаптации населения к новым социально-бытовым условиям порождает у людей чувство незащищенности и отрицательно сказывается на психологическом микроклимате. В связи с этим в ряде государственных учреждений социального обслуживания функционируют отделения дневного пребывания для пенсионеров, где пожилые люди могут разрешить возникшие психологические проблемы, получить консультацию юриста, медицинского работника, пообщаться друг с другом.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»