Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ПРАВИТЕЛЬСТВО ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 октября 2013 года N 443-пп


Об утверждении государственной программы Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы

(с изменениями на 28 декабря 2018 года)

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 25.03.2014 N 161-пп, от 30.06.2014 N 301-пп, от 01.08.2014 N 378-пп, от 08.08.2014 N 384-пп, от 17.09.2014 N 478-пп, от 27.10.2014 N 525-пп, от 17.12.2014 N 657-пп, от 28.05.2015 N 268-пп, от 06.07.2015 N 329-пп, от 02.09.2015 N 441-пп, от 23.10.2015 N 530-пп, от 13.11.2015 N 571-пп, от 10.12.2015 N 632-пп, от 17.03.2016 N 135-пп, от 17.03.2016 N 136-пп, от 17.03.2016 N 137-пп, от 29.03.2016 N 171-пп, от 06.04.2016 N 198-пп, от 27.05.2016 N 313-пп, от 03.06.2016 N 343-пп, от 08.08.2016 N 483-пп, от 10.10.2016 N 656-пп, от 18.11.2016 N 744-пп, от 23.11.2016 N 755-пп, от 15.12.2016 N 799-пп, от 23.12.2016 N 832-пп, от 09.01.2017 N 8-пп, от 17.03.2017 N 164-пп, от 10.04.2017 N 226-пп, от 14.06.2017 N 392-пп, от 27.06.2017 N 421-пп, от 06.07.2017 N 431-пп, от 11.07.2017 N 438-пп, от 04.08.2017 N 530-пп, от 18.08.2017 N 547-пп, от 01.09.2017 N 577-пп, от 14.11.2017 N 735-пп, от 21.11.2017 N 760-пп, от 07.12.2017 N 802-пп, от 15.12.2017 N 837-пп, от 09.02.2018 N 84-пп, от 26.02.2018 N 147-пп, от 15.05.2018 N 364-пп, от 21.05.2018 N 369-пп, от 29.06.2018 N 474-пп, от 19.07.2018 N 522-пп, от 16.08.2018 N 591-пп, от 19.09.2018 N 671-пп, от 19.10.2018 N 754-пп, от 05.12.2018 N 893-пп, от 28.12.2018 N 981-пп)
____________________________________________________________________

Утратил силу с 1 января 2019 года на основании Постановления Правительства Иркутской области от 31.10.2018 N 780-пп.

____________________________________________________________________



В целях обеспечения эффективности и результативности расходования бюджетных средств, в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о порядке принятия решений о разработке государственных программ Иркутской области и их формирования и реализации, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 26 июля 2013 года N 282-пп, руководствуясь статьей 67 Устава Иркутской области, Правительство Иркутской области постановляет:


1. Утвердить государственную программу Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы (прилагается).


2. Настоящее постановление вступает в силу через десять календарных дней после его официального опубликования.



Губернатор
Иркутской области
С.В.ЕРОЩЕНКО



Утверждена
постановлением
Правительства Иркутской области
от 24 октября 2013 года
N 443-пп



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 25.03.2014 N 161-пп, от 30.06.2014 N 301-пп, от 01.08.2014 N 378-пп, от 08.08.2014 N 384-пп, от 17.09.2014 N 478-пп, от 27.10.2014 N 525-пп, от 17.12.2014 N 657-пп, от 28.05.2015 N 268-пп, от 06.07.2015 N 329-пп, от 02.09.2015 N 441-пп, от 23.10.2015 N 530-пп, от 13.11.2015 N 571-пп, от 10.12.2015 N 632-пп, от 17.03.2016 N 135-пп, от 17.03.2016 N 136-пп, от 17.03.2016 N 137-пп, от 29.03.2016 N 171-пп, от 06.04.2016 N 198-пп, от 27.05.2016 N 313-пп, от 03.06.2016 N 343-пп, от 08.08.2016 N 483-пп, от 10.10.2016 N 656-пп, от 18.11.2016 N 744-пп, от 23.11.2016 N 755-пп, от 15.12.2016 N 799-пп, от 23.12.2016 N 832-пп, от 09.01.2017 N 8-пп, от 17.03.2017 N 164-пп, от 10.04.2017 N 226-пп, от 14.06.2017 N 392-пп, от 27.06.2017 N 421-пп, от 06.07.2017 N 431-пп, от 11.07.2017 N 438-пп, от 04.08.2017 N 530-пп, от 18.08.2017 N 547-пп, от 01.09.2017 N 577-пп, от 14.11.2017 N 735-пп, от 21.11.2017 N 760-пп, от 07.12.2017 N 802-пп, от 15.12.2017 N 837-пп, от 09.02.2018 N 84-пп, от 26.02.2018 N 147-пп, от 15.05.2018 N 364-пп, от 21.05.2018 N 369-пп, от 29.06.2018 N 474-пп, от 19.07.2018 N 522-пп, от 16.08.2018 N 591-пп, от 19.09.2018 N 671-пп, от 19.10.2018 N 754-пп, от 05.12.2018 N 893-пп, от 28.12.2018 N 981-пп)



Иркутск, 2013 год




ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ "ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ" НА 2014 - 2020 ГОДЫ

Наименование государственной программы

Государственная программа Иркутской области "Доступное жилье" на 2014 - 2020 годы (далее - Государственная программа)

Ответственный исполнитель Государственной программы

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области

Соисполнители Государственной программы

Министерство строительства, дорожного хозяйства Иркутской области.

Министерство по молодежной политике Иркутской области.

Министерство имущественных отношений Иркутской области.

Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Служба государственного строительного надзора Иркутской области

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 29.06.2018 N 474-пп)

Участники Государственной программы

Министерство спорта Иркутской области.

Аппарат Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области.

Министерство культуры и архивов Иркутской области

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 29.06.2018 N 474-пп)

Цель Государственной программы

Повышение доступности жилья для граждан, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания

Задачи Государственной программы

1. Создание условий для решения жилищной проблемы населения Иркутской области с помощью ипотечного жилищного кредитования.

2. Формирование рынка доступного стандартного жилья, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан.

3. Обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, и ликвидация существующего ветхого и аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года.

4. Обеспечение переселения граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийных многоквартирных домов, признанных непригодными для проживания.

5. Обеспечение качественными и доступными жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещениях с высоким уровнем износа (больше 70%) на территории Иркутской области.

6. Создание механизма государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в Иркутской области.

7. Обеспечение комплексных мер безопасности жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Иркутской области в условиях высокой сейсмичности и суровых природно-климатических условиях.

8. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

9. Выполнение отдельных мероприятий по подготовке зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС.

10. Обеспечение жильем граждан, проживающих на территории Иркутской области, жилые помещения которых были утрачены или признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами на территории Иркутской области, а также граждан, проживающих на территории Иркутской области, в связи с закрытием поселка Бубновка Киренского района Иркутской области.

11. Выявление, предупреждение и пресечение нарушений градостроительного законодательства и законодательства в области долевого строительства

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 28.05.2015 N 268-пп, от 13.11.2015 N 571-пп, от 11.07.2017 N 438-пп, от 01.09.2017 N 577-пп, от 21.11.2017 N 760-пп, от 26.02.2018 N 147-пп)

Сроки реализации Государственной программы

2014 - 2020 годы

Целевые показатели Государственной программы

1. Общая площадь жилых помещений, признанных в установленном порядке пригодными для проживания, приходящихся в среднем на одного жителя.

2. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда.

3. Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего совокупного годового денежного дохода семьи, состоящей из трех человек).

4. Динамика средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "строительство".

5. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда

Подпрограммы Государственной программы

1. "Развитие ипотечного жилищного кредитования в Иркутской области" на 2014 - 2020 годы (приложение 1 к Государственной программе).

2. "Стимулирование жилищного строительства в Иркутской области" на 2014 - 2020 годы (приложение 2 к Государственной программе).

3. "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Иркутской области" на 2014 - 2020 годы (приложение 3 к Государственной программе).

4. "Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного непригодным для проживания" на 2014 - 2020 годы (приложение 4 к Государственной программе).

5. "Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) жилых помещений с высоким уровнем износа (более 70%) на территории Иркутской области" на 2014 - 2020 годы (приложение 5 к Государственной программе).

6. "Молодым семьям - доступное жилье" на 2014 - 2020 годы (приложение 6 к Государственной программе).

7. "Подготовка зоны затопления части территории Иркутской области в связи со строительством Богучанской ГЭС" на 2014 - 2018 годы (приложение 7 к Государственной программе).

8. "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Иркутской области" на 2014 - 2018 годы (приложение 8 к Государственной программе).

9. "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на 2014 - 2020 годы (приложение 9 к Государственной программе).

10. "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Иркутской области, жилые помещения которых были утрачены или признаны в установленном порядке непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации, вызванной природными пожарами на территории Иркутской области, а также граждан, проживающих на территории Иркутской области, в связи с закрытием поселка Бубновка Киренского района Иркутской области" на 2017 год (приложение 9(1) к Государственной программе).

11. "Обеспечение осуществления государственного строительного надзора, государственного контроля и надзора в области долевого строительства на территории Иркутской области" на 2018 - 2020 годы (приложение 9(2) к Государственной программе)

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 28.05.2015 N 268-пп, от 18.11.2016 N 744-пп, от 17.03.2017 N 164-пп, от 11.07.2017 N 438-пп, от 01.09.2017 N 577-пп, от 21.11.2017 N 760-пп, от 15.12.2017 N 837-пп)

Прогнозная (справочная) оценка ресурсного обеспечения реализации Государственной программы

Объем финансирования Государственной программы составляет:

2014 год - 6 569 082,3 тыс. руб.;

2015 год - 7 232 041,0 тыс. руб.;

2016 год - 5 642 968,3 тыс. руб.;

2017 год - 5 959 928,7 тыс. руб.;

2018 год - 3 365 169,5 тыс. руб.;

2019 год - 2 299 223,1 тыс. руб.;

2020 год - 2 314 548,2 тыс. руб.

Объем средств областного бюджета, необходимый для реализации Государственной программы, составляет:

2014 год - 2 459 776,0 тыс. руб.;

2015 год - 4 189 679,0 тыс. руб.;

2016 год - 2 543 331,0 тыс. руб.;

2017 год - 3 962 426,0 тыс. руб., в том числе за счет средств Дорожного фонда Иркутской области - 819,5 тыс. руб.;

2018 год - 1 648 230,3 тыс. руб., в том числе 33 540,7 тыс. руб. неиспользованного остатка средств 2017 года;

2019 год - 1 060 959,8 тыс. руб., в том числе за счет средств Дорожного фонда Иркутской области - 138 500,0 тыс. руб.;

2020 год - 1 060 959,8 тыс. руб., в том числе за счет средств Дорожного фонда Иркутской области - 138 500,0 тыс. руб.

Объем средств местных бюджетов, необходимый для реализации Государственной программы, составляет:

2014 год - 825 126,6 тыс. руб.;

2015 год - 666 449,3 тыс. руб.;

2016 год - 186 333,5 тыс. руб.;

2017 год - 320 739,9 тыс. руб.;

2018 год - 260 670,8 тыс. руб.;

2019 год - 163 702,9 тыс. руб.;

2020 год - 163 702,9 тыс. руб.

В установленном законодательством порядке предполагается предоставление финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета:

2014 год - 1 375 896,0 тыс. руб.;

2015 год - 630 283,5 тыс. руб., из них возвращенный остаток субсидии федерального бюджета в размере 44 856,3 тыс. руб.;

2016 год - 584 234,9 тыс. руб.;

2017 год - 901 607,9 тыс. руб.;

2018 год - 974 303,8 тыс. руб.;

2019 год - 466 688,3 тыс. руб.;

2020 год - 482 013,4 тыс. руб.

Предполагаемый объем финансирования Государственной программы за счет внебюджетных источников:

2014 год - 1908 283,7 тыс. руб.;

2015 год - 1 745 629,2 тыс. руб.;

2016 год - 2 329 068,9 тыс. руб.;

2017 год - 775 154,9 тыс. руб.;

2018 год - 481 964,6 тыс. руб.;

2019 год - 607 872,1 тыс. руб.;

2020 год - 607 872,1 тыс. руб.

Объемы финансирования за счет средств областного и местных бюджетов подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного и местных бюджетов

(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 28.12.2018 N 981-пп)

Ожидаемые конечные результаты реализации Государственной программы

В результате реализации Государственной программы планируется, что к 2020 году целевые показатели Государственной программы достигнут следующих значений:

1. Общая площадь жилых помещений, признанных в установленном порядке пригодными для проживания, приходящихся в среднем на одного жителя, - 22,82 кв. м.

2. Удельный вес введенной общей площади жилых домов по отношению к общей площади жилищного фонда - 1,84%.

3. Коэффициент доступности жилья (соотношение средней рыночной стоимости квартиры общей площадью 54 кв. м и среднего совокупного годового денежного дохода семьи, состоящей из трех человек) - 3,0 лет.

4. Динамика средней стоимости одного квадратного метра жилья на первичном рынке с учетом индекса-дефлятора на соответствующий год по виду экономической деятельности "Строительство" - 104,4%.

5. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда - 6%

(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 28.05.2015 N 268-пп, от 14.11.2017 N 735-пп, от 09.02.2018 N 84-пп, от 29.06.2018 N 474-пп)



Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ЖИЛИЩНОЙ СФЕРЫ


Жилищная проблема остается одной из наиболее актуальных в социальной сфере Иркутской области. Общая площадь жилищного фонда Иркутской области по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Иркутской области (далее - Иркутскстат) на 1 января 2013 года составила 53476,9 тыс. кв. м, в том числе 43601,6 тыс. кв. м располагается в городах, 9875,3 тыс. кв. м - в сельской местности.


Большая часть жилищного фонда находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила на 1 января 2013 года порядка 83% жилищного фонда Иркутской области. Остальные 17% приходятся на государственное, муниципальное, ведомственное и иное жилье.


По состоянию на 1 января 2013 года в Иркутской области проживает 2422,0 тыс. чел. По численности населения Иркутская область находится на 4 месте среди регионов Сибирского федерального округа после Красноярского края, Кемеровской и Новосибирской областей.


На 1 января 2013 года обеспеченность населения жильем составляет 22,1 кв. м на 1 жителя Иркутской области.


Анализ цен на рынке жилья за 2008 - 2012 годы показал, что стоимость строительства квадратного метра жилья в зависимости от месторасположения строительного объекта изменяется от 19,8 тыс. руб. (сельские поселения) до 36,5 тыс. руб. (город Иркутск).


Основной фактор роста цен на первичном рынке связан с дефицитом предложения - спрос на новые квартиры его существенно превышает. Имеет место дефицит строительных площадок с удобными подъездными путями, подготовленными инженерными сетями. Во втором полугодии 2013 года средняя стоимость одного квадратного метра жилья на первичном рынке составила 53,1 тыс. руб., на вторичном - 42,7 тыс. руб. При этом в среднем цены на рынке жилья по отношению к концу 2012 годы выросли на 5%.


Объем выполненных работ по виду деятельности "Строительство" в 2012 году в Иркутской области составил 77349,9 млн. руб.


С 2004 года начался современный этап государственной жилищной политики, направленной на повышение доступности жилья для населения. На федеральном уровне был принят пакет федеральных законов, в том числе Жилищный кодекс Российской Федерации и Градостроительный кодекс Российской Федерации, которые сформировали законодательную базу для проведения институциональных изменений в жилищной сфере. Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров. Упрощены процедуры подготовки проектов планировки, разработки проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий и проектной документации, выдачи разрешений на строительство, государственного строительного надзора.


Объемы жилищного строительства в Иркутской области с 2000 по 2006 год осуществлялись низкими темпами, что повлияло на увеличение процента нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан и высокий уровень ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади жилья в Иркутской области.


Новые направления государственной жилищной политики нашли отражение в приоритетном национальном проекте "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", реализация которого началась в 2006 году. Основными инструментами реализации приоритетного национального проекта стали федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы и федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Кроме того, различные программы в жилищной сфере реализуются государственными институтами развития, в том числе АО "Агентство ипотечного жилищного кредитования", единым институтом развития в жилищной сфере, Государственной корпорацией - Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд ЖКХ). В 2014 году утверждена государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".


(в ред. Постановлений Правительства Иркутской области от 08.08.2014 N 384-пп, от 29.03.2016 N 171-пп, от 08.08.2016 N 483-пп, от 18.11.2016 N 744-пп)


С началом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Иркутской области темпы роста объемов ввода жилья значительно возросли. Показатель по вводу жилья за 2012 год превысил показатель по вводу жилья в 2000 году в 4,7 раза.


Ожидаемые показатели по вводу жилья на период 2014 - 2020 годов:


(в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 17.12.2014 N 657-пп)

Год

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

Объем ввода жилья, тыс. кв. м

980

800

850

900

950

1000

1050


(таблица в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 28.05.2015 N 268-пп)


Одним из основных движущих механизмов увеличения темпов жилищного строительства явилось ипотечное жилищное кредитование.


К концу 2007 года в Иркутской области 80% жилищного строительства осуществлялось за счет кредитных средств, будь то средства граждан, полученные с помощью ипотечных жилищных кредитов, или инвестиционные кредитные ресурсы, полученные непосредственно от кредитной организации на реализацию инвестиционных проектов.


Мировой экономический кризис, который начал свое влияние на экономику страны во второй половине 2008 года, внес значительные корректировки в дальнейшее развитие рынка жилищного строительства. Отсутствие возможности получения кредитных ресурсов повлияло как на снижение объемов продаж жилой недвижимости, так и на объемы кредитования непосредственно инвестиционных проектов. Таким образом, под влиянием мирового экономического кризиса к 2010 году количество реализуемых инвестиционных проектов жилищного строительства снизилось.


В настоящее время улучшение благосостояния населения является одной из приоритетных задач социальной политики государства, основное направление решения которой - повышение доступности жилья. Доступность жилья, то есть способность граждан приобретать жилье в собственность за счет собственных и заемных средств, в существенной мере характеризует уровень развития общества. Рост доступности жилья, в свою очередь, может быть обеспечен за счет увеличения платежеспособного спроса на жилье и предложений на первичном рынке недвижимости.


Основная часть населения не в состоянии улучшать свои жилищные условия самостоятельно, ввиду отсутствия необходимых сбережений и возможности их накопления. Одним из путей решения этой проблемы является развитие системы ипотечного жилищного кредитования. Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования может способствовать улучшению жилищных условий населения, стимулированию спроса на рынке недвижимости и строительства, дать приток денежных средств на рынок жилья, оживить строительство и сопряженные с ним секторы промышленности, сохранить и увеличить количество рабочих мест, повысить доходы населения и бюджетов всех уровней. Поэтому необходимо использовать те реальные условия и возможности, которыми располагает сегодня регион, чтобы создать необходимые организационные, правовые и финансовые предпосылки для подъема массового строительства жилья с использованием рыночных и государственных механизмов регулирования процессов в этом социально важном секторе экономики.


По данным Иркутскстата, на 1 января 2012 года в органах местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области и в организациях состояли на учете для получения жилья около 52 тыс. семей (6% от общего числа семей), из числа очередников только 3,4 тыс. семей получили жилье (7% от числа состоящих на учете). Основная часть населения не в состоянии улучшать свои жилищные условия за счет собственных средств ввиду отсутствия необходимых сбережений и возможности их накопления. Одним из путей решения данной проблемы является развитие системы ипотечного жилищного кредитования. Развитие рынка ипотечного жилищного кредитования может способствовать улучшению жилищных условий населения, стимулированию спроса на рынке недвижимости и строительства, дать приток денежных средств на рынок жилья, оживить строительство и сопряженные с ним секторы промышленности, повысить доходность бюджетов всех уровней.