ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 1999 года N 128
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1999 - 2000 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства РС(Я) от 23.03.2000 N 177)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства
РС(Я) от 26.04.2001 N 254
____________________________________________________________________
Рассмотрев ситуацию на рынке труда, Правительство Республики Саха (Якутия) отмечает, что в 1998 году она продолжала оставаться напряженной. Глубокий экономический кризис, сопровождающийся сокращением объемов производства, ростом числа убыточных предприятий, кризисом денежного обращения и взаиморасчетов, в конечном итоге, определил ситуацию и в области занятости населения, которая характеризовалась следующим образом: недостаточной реформированностью всей трудовой сферы; сокращением численности занятого населения; высокой интенсивностью миграции; сокращением ввода новых рабочих мест; отсутствием сбалансированности спроса и предложения рабочей силы; увеличением масштабов скрытой безработицы; ростом уровня общей и регистрируемой безработицы.
В целях преодоления и смягчения этих негативных тенденций и обеспечения реализации государственной политики занятости населения Правительство Республики Саха (Якутия)
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 1999 - 2000 годы (далее именуется Программа).
2. Определить главной задачей политики занятости в 1999 - 2000 годах недопущение дальнейшего роста безработицы, сокращение численности незанятого населения, масштабов скрытой безработицы, повышение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, при этом уделить особое внимание:
расширению объемов общественных и временных работ;
организации профобучения безработных граждан;
развитию системы профессиональной ориентации населения;
созданию и сохранению рабочих мест.
3. Считать приоритетным направлением деятельности Правительства государственную поддержку развития семейной занятости в сельской местности, обеспечивающей реальные доходы населения.
4. Министерству труда и социальной защиты населения (Песковская Ю.А.):
совместно с Министерством экономики и прогнозирования (Алексеева О.И.), Комитетом по делам предпринимательства (Васильева Г.С.) и отраслевыми министерствами разработать и представить в I квартале 1999 года Правительству Республики Саха (Якутия) предложения о социальной экспертизе всех республиканских программ, связанных с созданием новых рабочих мест и обеспечивающих соблюдение социальных гарантий населения республики от безработицы и ее последствий;
совместно с Министерством сельского хозяйства и заготовок внести предложения об определении статуса граждан, занятых в личных подсобных и крестьянских хозяйствах;
совместно с Министерством образования, Департаментом по высшей школе и науке разработать Положение о государственном регулировании производственной практики учащихся, студентов профессиональных образовательных учреждений, их последующего трудоустройства и закрепления в предприятиях, организациях всех форм собственности;
обеспечить совместно с главами администраций улусов, городов профилактику массовых высвобождений граждан: предварительное информирование о намечающихся высвобождениях, организацию компенсационных выплат и профессиональной переподготовки;
в срок до 1 апреля т.г. разработать Положение о порядке финансирования предприятий, организаций, создающих новые рабочие места;
повысить гарантии финансирования мероприятий Программы, обеспечивая увеличение поступлений страховых взносов в Фонд занятости населения Республики Саха (Якутия) за счет совершенствования работы по сбору страховых взносов по взаимозачетам и реструктуризации кредиторской задолженности предприятий.
5. Главам администраций улусов, городов организовать во II полугодии 1999 года при местных (поселковых, сельских) администрациях общественные советы содействия занятости населения.
6. Министерству труда и социальной защиты населения (Песковская Ю.А.) совместно с Министерством экономики и прогнозирования (Алексеева О.И.) представить в Правительство Республики Саха (Якутия):
в январе 2000 года по итогам 1999 года - предложения по корректировке мероприятий Программы;
в феврале 2001 года - проект Республиканской целевой программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 2001 - 2003 годы.
7. Считать утратившим силу постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 12 января 1998 года N 8 "Об утверждении Программы содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 1998 год" как в основном выполненное.
8. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Председателя Правительства Республики Саха (Якутия) Акимова А.К.
Председатель Правительства
Республики Саха (Якутия)
В.ВЛАСОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СОДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 1999 - 2000 ГОДЫ
(в ред. постановления Правительства РС(Я)
от 23.03.2000 N 177)
Наименование Программы Республиканская целевая программа содействия
занятости населения Республики Саха (Якутия) на 1999
- 2000 годы
Наименование, дата и Закон Российской Федерации "О внесении изменений и
номер принятия решения дополнений в Закон Российской Федерации "О занятости
о разработке Программы населения в Российской Федерации" принят Госдумой 22
марта 1996 года (статья 15), Комплексный план
действий Правительства Республики Саха (Якутия) на
1998 год, утвержденный постановлением Правительства
Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 1998 года
N 62
Государственный Министерство труда и социальной защиты Республики
заказчик Саха (Якутия)
Основные разработчики Министерство труда и социальной защиты Республики
Программы Саха (Якутия), все заинтересованные министерства и
ведомства с участием органов исполнительной власти
улусов, улусных (городских) центров труда и
занятости
Цели и задачи реализация государственной политики занятости путем:
Программы, важнейшие
целевые показатели сдерживания массового высвобождения работников и
темпов роста уровня официально зарегистрированной
безработицы;
повышения конкурентоспособности на рынке труда
молодежи, женщин, воспитывающих несовершеннолетних
детей, детей-инвалидов, одиноких и многодетных
матерей;
содействия трудоустройству безработных граждан;
содействия развитию малого бизнеса,
предпринимательства и самозанятости;
содействия развитию семейной занятости в сельской
местности;
увеличения масштабов временных и общественных работ;
социальной защиты работников предприятий,
организаций, испытывающих временные финансовые
трудности;
материальной поддержки безработных граждан.
Сроки реализации 1999 - 2000 годы
Программы
Источник средства федерального, республиканского и местных
финансирования бюджетов, направляемые на финансирование
мероприятий, влияющих на состояние рынка труда,
средства Фонда занятости населения Республики Саха
(Якутия), собственные средства работодателей
Ожидаемые конечные реализация Программы в течение 1999 - 2000 годов
результаты реализации позволит:
Программы
сдержать уровень регистрируемой безработицы в 1999
году в пределах 2,6 процентов, в 2000 году - в
пределах 2,7 процентов;
оказать консультационные услуги по вопросам
трудоустройства 145 тыс. человек, в том числе в 1999
году - 70 тыс. человек;
повысить сбалансированность спроса и предложения на
рынке труда путем заполнения 145,5 тыс. вакансий, в
том числе в 1999 году - 73,3 тыс. вакансий;
создать и сохранить 1 000 рабочих мест;
обеспечить временное трудоустройство более 25 тыс.
человек, в том числе в 1999 году - более 12,2 тыс.
человек, из них 8,3 тыс. подростков в летний период;
поддержать предпринимательскую инициативу 470
безработных, в том числе в 1999 году - 205
безработных;
предоставить возможность для получения необходимых
для последующего трудоустройства профессиональных
навыков и знаний более 6 тыс. безработных граждан, в
том числе в 1999 году - 3 тыс. человек;
провести профориентационную работу с 75 тыс.
человек, в том числе в 1999 году - с 37 тыс.
человек;
поддержать доходы около 39 тыс. безработных граждан,
в том числе в 1999 году - 17,1 тыс. безработных.
Система организации контроль за реализацией Программы осуществляет
контроля за Министерство труда и социальной защиты населения
выполнением Программы Республики Саха (Якутия) совместно с
заинтересованными министерствами и с участием
администраций улусов и городов республики
"Трудовые ресурсы" - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны I и II групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста;
"Занятые" - лица трудоспособного возраста и старше, а также младших возрастов, работающие по найму за вознаграждение на условиях полного или неполного рабочего времени, не по найму, на приносящей доход работе, самостоятельно или у отдельных граждан, без оплаты на семейном предприятии;
"Незанятые" - лица трудоспособного возраста и старше (если последние не ищут работы), которые не имеют работы (доходного занятия);
"Безработица" - явление в экономике, при котором часть экономически активного населения, желающая работать, не может применить свою рабочую силу;
"Скрытая безработица" - характеризуется накоплением на предприятиях излишней, неэффективной рабочей силы, что приводит к снижению производительности труда.
Безработица различается по продолжительности - временная (до 4 месяцев) и хроническая (свыше года);
"Безработные" - лица трудоспособного возраста и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы и готовы приступить к работе. Из них выделяются безработные, официально зарегистрированные в органах государственной службы занятости и получившие этот статус в соответствии с законодательством Российской Федерации о занятости населения;
"Уровень общей безработицы" - отношение численности безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
"Уровень регистрируемой безработицы" - отношение численности зарегистрированных безработных к численности экономически активного населения (в процентах);
"Экономически активное население (рабочая сила)" - часть населения, включающая всех занятых и безработных граждан;
"Уровень экономической активности" - отношение численности экономически активного населения к общей численности населения (в процентах).
Республиканская целевая программа содействия занятости населения Республики Саха (Якутия) на 1999 - 2000 годы (далее именуется Программа) ориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета и развития гибкого рынка труда.
Основные положения Программы определены исходя из Программы стабилизации и повышения жизненного уровня населения Республики Саха (Якутия) (1997 - 2002 г.г.) и Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 768 "О комплексной программе мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996 - 2000 годы".
Также Программа разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 6 июня 1997 года N 254 "О государственных целевых программах Республики Саха (Якутия)". Структура и приложения Программы разработаны в соответствии с требованиями Министерства труда и социального развития Российской Федерации.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического положения Республики Саха (Якутия) в 1999 году, разработанного Министерством экономики и прогнозирования Республики Саха (Якутия), предложений республиканских органов исполнительной власти, в компетенцию которых входят различные направления деятельности в трудовой сфере, а также предложений Федерации профсоюзов. Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 1999 - 2000 годы и является составной частью Программы социально-экономического развития республики. При разработке Программы учитывались другие программы, регулирующие социально-трудовую сферу. Реализация положений Программы осуществляется путем разработки и выполнения улусных программ занятости и программ реструктуризации отдельных отраслей.
Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и социальных проблем перехода к рациональной занятости, имея в виду, как содействие формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчение социальных последствий высвобождения рабочей силы, в том числе в связи с банкротством предприятий. Таким образом, настоящая Программа содержит два аспекта - экономический и социальный. Эффективность реализации экономической части Программы заключается в сокращении потерь рабочего времени и содействии структурной перестройке экономики путем реализации мероприятий активной политики занятости - трудоустройства, организации временной занятости, создания рабочих мест, организации профессионального обучения и переподготовки и др. Данными мероприятиями в 1999 - 2000 годах будет охвачено в общей сложности около 150 тыс. человек. Кроме того, реализация мероприятий активной политики занятости позволит существенно сократить объем государственных средств, направляемых на выплату пособий по безработице. Так, при отсутствии данной Программы затраты Фонда занятости на выплату данных пособий возросли бы в 2 раза.
Социальные последствия состоят в том, что данная Программа охватит около 2/3 всего незанятого населения и тем самым существенно снизит напряженность на рынке труда.
Программа реализует комплексный, программный подход к решению проблем рынка труда на основе учета специфики состояния и перспектив развития трудовой сферы. Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий различных органов исполнительной власти, деятельность которых влияет на состояние занятости, а также объединений работодателей и объединений профсоюзов. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда, предстоящим реформированием системы оплаты труда, профессионального образования и системы обеспечения.