Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ" (с изменениями на: 25.12.2015)


 1. Характеристика текущего состояния соответствующей сферы социально-экономического развития Краснодарского края


В течение 2012 года ситуация в сфере труда и занятости населения, на регистрируемом рынке труда Краснодарского края складывалась под влиянием основных тенденций социально-экономического развития Краснодарского края.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю, в среднем за 2012 год численность занятых в экономике выросла по сравнению с 2011 годом на 23,2 тысячи человек и составила 2444,7 тысячи человек.

Масштабы неполной занятости последовательно сокращались. Так, если на начало 2011 года в режимах неполной занятости (неполный рабочий день, простой) работали 8,4 тысячи человек, к началу 2012 года - 4,8 тысячи человек, то на 1 января 2013 года - 4,2 тысячи человек.

Отмечается снижение высвобождения граждан в связи с сокращением штата или ликвидацией организации. Так, за 2012 год высвобождено 6,2 тысячи человек, что на 3,7 тысячи человек меньше, чем за 2011 год.

Основными причинами высвобождения работников из организаций являются: уменьшение объемов производства (выполнения работ, оказания услуг) как сезонное (прежде всего в аграрном и санаторно-курортном секторах экономики), так и по иным причинам (смена собственников, видов деятельности, сокращение объемов финансирования и другие).

Специфика безработицы в крае определяется сложившимися уровнем и структурой занятости населения, обусловленными отраслевой специализацией (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера) и комплексностью хозяйства. Для края характерны структурная безработица, значительные объемы сельской безработицы, ее сезонный характер.

Уровень безработицы по методологии Международной организации труда, по данным обследования населения по проблемам занятости Федеральной службы государственной статистики, в среднем за 2012 год составил 5,6%, что на 0,3 процентного пункта ниже, чем в среднем за 2011 год.

На регистрируемом рынке труда в 2012 году происходили позитивные изменения. Выросла потребность в рабочей силе, заявленная работодателями в органы службы занятости населения. По состоянию на 1 января 2013 года в банке вакансий зарегистрировано 37,9 тысячи вакансий для постоянного трудоустройства граждан, что на 5,5% больше, чем на 1 января 2012 года, коэффициент напряженности на рынке труда на конец 2012 года составил 0,5 единицы, что на уровне 2011 года. Численность зарегистрированных безработных в течение 2012 года по сравнению с 2011 годом сократилась с 55,8 тысячи человек до 45,7 тысячи человек.

С целью стабилизации ситуации на рынке труда службой занятости населения в 2011 - 2012 годах осуществлялась реализация долгосрочной краевой целевой программы "Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011 - 2013 годы", утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10 ноября 2010 года N 981.

(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.12.2014 N 1452)

За 2012 год трудоустроено 119,8 тысячи человек, на общественные и временные работы - 52,1 тысячи человек. На профессиональное обучение направлено 6,4 тысячи безработных граждан.

На финансирование мероприятий вышеуказанной программы фактически затрачено 1061,1 млн. рублей, в том числе 864,5 млн. рублей - из федерального бюджета и 196,6 млн. рублей - из краевого бюджета. В ходе выполнения программы обеспечено снижение уровня регистрируемой безработицы в течение 2012 года с 1,0% до 0,8% от численности экономически активного населения.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края на период до 2020 года непосредственное влияние на ситуацию в сфере занятости населения и на регистрируемый рынок труда будет оказывать экономический рост на основе инновационных технологий и институтов, развития конкурентоспособных кластеров в агропромышленном секторе, машиностроении, легкой промышленности и других сферах деятельности. Развитие новых промышленных зон, реализация инвестиционных проектов, модернизация промышленных предприятий обеспечат повышение производительности труда в экономике края и позволят сформировать новые высокоэффективные рабочие места.

Повышение конкурентоспособности экономики Краснодарского края будет напрямую зависеть от возможностей удовлетворения запросов работодателей к численности и качеству рабочей силы. Потребуются меры по повышению конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, эффективному трудоустройству молодых специалистов, преодолению структурной безработицы, развитию территориальной мобильности рабочей силы. Сохранится необходимость в межотраслевом перераспределении трудовых ресурсов, высвобождающихся в результате оптимизации численности работников отдельных организаций.

Потребуется дальнейшее осуществление мер по удовлетворению потребности экономики в рабочей силе, в первую очередь - в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов.

Вместе с тем, наряду с определенными положительными изменениями, ситуация в сфере занятости и на рынке труда в осенне-зимний период остается достаточно сложной. Основная причина высокого уровня безработицы и напряженности на локальных рынках труда - состояние экономики края: отсутствие (недостаток) рабочих мест в сельской местности, недостаточные темпы развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств, проблемы привлечения инвестиций муниципальными образованиями.

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

На региональном рынке труда наиболее востребованы рабочие строительных профессий (каменщики, плотники, штукатуры, маляры и другие), водители, электро- и газосварщики, механизаторы, продавцы, а также медицинские работники, инженеры, технологи и другие.

Для снижения напряженности на рынке труда необходимо привлечение инвестиций, модернизация производства, внедрение инновационных технологий.

В Краснодарском крае занятость населения будет регулироваться развитием новых рабочих мест, в том числе в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и строительством спортивных объектов и объектов инфраструктуры, а также восстановлением действующих производств.

Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляет проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений, особенно коммерческого сектора профессионального образования.

В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Низкий уровень оплаты труда в ряде организаций приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

Следующая проблема - низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан: инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, и детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, молодежи без практического опыта работы и других, обусловлена ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам.

В Краснодарском крае, по данным Минтруда России, численность инвалидов трудоспособного возраста составляет 84627 человек. Ежегодно за содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обращаются 5 - 6 тысяч человек. За 2012 год в органах службы занятости поставлено на учет в качестве ищущих работу 5465 инвалидов, из них были признаны безработными - 4365 человек, трудоустроено - 1502 человека.

Ежегодно в краевом бюджете планируются средства на реализацию мероприятий по регулированию рынка труда. Но для решения вопроса с занятостью инвалидов в крае этого недостаточно.

Существует дифференциация локальных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда.

Немаловажным фактором напряженности на рынке труда для Кубани является сезонный характер безработицы, связанный с сезонностью работ на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, организациях санаторно-курортного и туристско-рекреационного сектора экономики.