ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ (ГУБЕРНАТОР) КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 ноября 2010 года N 981

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"

(в редакции Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.08.2011 N 908, от 15.03.2012 N 264, от 23.07.2012 N 832, от 14.09.2012 N 1069, от 30.10.2012 N 1294, от 25.12.2012 N 1630, от 29.04.2013 N 438, от 30.09.2013 N 1063)


В целях реализации Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" постановляю:

1. Утвердить долгосрочную краевую целевую программу "Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011 - 2013 годы" (прилагается).

2. Департаменту по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края (Перонко) предусмотреть средства на реализацию долгосрочной краевой целевой программы "Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011 - 2013 годы".

3. Департаменту по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Краснодарского края (Касьянов) опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации края.

4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации (губернатора) Краснодарского края Г.Д. Золину.

5. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Глава администрации (губернатор)
Краснодарского края
А.Н.ТКАЧЕВ






Приложение


Утверждена
постановлением
главы администрации (губернатора)
Краснодарского края
от 10 ноября 2010 года N 981

ДОЛГОСРОЧНАЯ КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"

(в редакции Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.08.2011 N 908, от 15.03.2012 N 264, от 23.07.2012 N 832, от 14.09.2012 N 1069, от 30.10.2012 N 1294, от 25.12.2012 N 1630, от 29.04.2013 N 438, от 30.09.2013 N 1063)

ПАСПОРТ долгосрочной краевой целевой программы "Содействие занятости населения Краснодарского края на 2011 - 2013 годы"



Наименование программы     долгосрочная    краевая     целевая    программа
                           "Содействие  занятости населения  Краснодарского
                           края на 2011 - 2013 годы" (далее - программа)

Основания для              Закон  Российской  Федерации от  19 апреля  1991
разработки программы       года   N   1032-1   "О   занятости  населения  в
                           Российской Федерации"
                           решение краевого совета по региональным проектам
                           и    программам    при    главе    администрации
                           (губернаторе)  Краснодарского края  от 2 октября
                           2009 года N 34

Основные разработчики      департамент   труда    и   занятости   населения
программы                  Краснодарского края

Координатор программы      департамент   труда    и   занятости   населения
                           Краснодарского края

Государственные            департамент   труда    и   занятости   населения
заказчики и (или)          Краснодарского края
исполнители мероприятий    министерство образования и науки  Краснодарского
программы                  края
(в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 23.07.2012 N 832)

Цели и задачи              развитие   эффективного  цивилизованного   рынка
программы                  труда,   оперативно    обеспечивающего   граждан
                           соответствующей   работой,  а  работодателей   -
                           необходимой рабочей силой
                           реализация специальных  программ и осуществление
                           социальной поддержки безработных граждан
                           совершенствование      системы       социального
                           партнерства   на   рынке   труда,  поиск   новых
                           направлений их взаимодействия
                           реализация    мер    информационной    поддержки
                           государственной политики занятости населения
                           повышение  эффективности   деятельности  органов
                           службы    занятости   путем    совершенствования
                           технологии  работы, улучшения качества  оказания
                           государственных   услуг  в  области   содействия
                           занятости населения
                           развитие    и   повышение    качества    системы
                           профессионального обучения   и   дополнительного
                           профессионального      образования   безработных
                           граждан  и профессиональной ориентации населения
                           Краснодарского  края   в  целях  обеспечения  их
                           конкурентоспособности    на   рынке   труда    и
                           удовлетворения спроса организаций Краснодарского
                           края на рабочую силу
                           реализация  дополнительных  мероприятий  с целью
                           стабилизации  ситуации на локальных рынках труда
                           муниципальных   районов  и   городских   округов
                           Краснодарского края
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от 23.07.2012 N 832, от 30.09.2013 N 1063)

Сроки реализации           2011 - 2013 годы
программы

Объемы и источники         общий объем финансирования  программы составляет
финансирования             3155729,9 тысячи рублей, из них:
программы                  средства     краевого    бюджета,     источником
                           финансового    обеспечения   которых    являются
                           средства  субвенций из  федерального бюджета,  -
                           2759909,4   тысячи  рублей;  средства   краевого
                           бюджета - 395820,5 тысячи рублей
(в ред. Постановлений главы администрации (губернатора) Краснодарского края
от  25.08.2011  N 908,  от 15.03.2012  N 264,  от 14.09.2012   N 1069,   от
30.10.2012 N 1294, от 25.12.2012 N 1630, от 29.04.2013 N 438, от 30.09.2013
N 1063)

Контроль за выполнением    контроль  за выполнением программы  осуществляют
программы                  администрация     Краснодарского     края      и
                           Законодательное Собрание Краснодарского края


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Негативное влияние мирового финансового кризиса сказалось на экономике и состоянии рынка труда Кубани.

Ситуация на рынке труда Краснодарского края в течение 2009 года благодаря принятым антикризисным мерам оставалась относительно стабильной. Однако численность занятого населения по итогам обследования населения по проблемам занятости по сравнению с 2008 годом уменьшилась на 63,9 тысячи человек и составила в среднем за 2009 год 2438,3 тысячи человек.

В условиях кризиса увеличилось движение кадров. В 2009 году в крупные и средние организации принято 373,6 тысячи человек, или 32,3 процента от средней численности (1156,2 тысячи человек), что на 58,6 тысячи человек, или на 13,6 процента меньше, чем за 2008 год, в том числе на дополнительно введенные рабочие места принято 19,5 тысячи человек, что на 226 человек, или на 1,2 процента больше, чем за 2008 год.

Выбытие работников в организациях (без субъектов малого предпринимательства) составило 392,3 тысячи человек (33,9 процента от средней численности). В сравнении с 2008 годом число выбывших уменьшилось на 42,3 тысячи человек. Основная часть выбывших из организаций - 332 тысячи человек, или 84,6 процента, как и в предшествующие периоды, увольнялась по собственному желанию, 14,5 тысячи человек (3,7 процента) - в связи с ликвидацией или сокращением численности организации, из них в связи с массовым высвобождением - 1,7 тысячи человек. Численность персонала, уволившегося по собственному желанию в сравнении 2008 годом, уменьшилась на 34,1 тысячи человек, в связи с ликвидацией или сокращением численности организации - на 1,7 тысячи человек, из них в связи с массовым высвобождением - на 2,5 тысячи человек.

Для проведения детального и углубленного анализа процессов, происходящих на рынке труда Краснодарского края, и оперативного принятия необходимых решений органами службы занятости проводится еженедельный мониторинг увольнения и неполной занятости работников организаций в муниципальных образованиях края.

За период мониторинга (с 1 октября 2008 года по 1 марта 2010 года) о предстоящем высвобождении работников заявили 282 организации, которыми было намечено к увольнению 15,2 тысячи работников, из них уволено 11,6 тысячи человек, или 76,2 процента от численности работников, заявленных к увольнению.

Основными причинами высвобождения работников из организаций являются: уменьшение объемов производства (выполнения работ, оказания услуг) как сезонное, прежде всего в аграрном и санаторно-курортном секторах экономики, так и связанное с последствиями мирового финансового кризиса на деятельность организаций (смена собственников, видов деятельности, сокращение объемов финансирования).

По состоянию на 1 марта 2010 года 128 организаций заявили о переводе части работников на режим неполной занятости. Суммарная численность этой категории граждан составила свыше 12,4 тысячи человек, что на 46,1 процента меньше, чем на 1 марта 2009 года. Наибольшие размеры неполной занятости отмечаются в организациях по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, транспорта и связи, здравоохранения.

Специфика безработицы в крае определяется сложившимся уровнем и структурой занятости населения, обусловленных отраслевой специализацией (агропромышленный комплекс, санаторно-курортная сфера) и комплексностью хозяйства. Для края характерны структурная безработица, значительные объемы сельской безработицы, ее сезонный характер.

Общая численность безработных, рассчитанная в соответствии с методологией Международной организации труда (далее - МОТ), в среднем за 2009 год составила 189,6 тысячи человек, что в 1,5 раза больше, чем за 2008 год (126,2 тысячи человек). Уровень безработицы по методологии МОТ составил 7,2 процента (в среднем по России - 8,2 процента) против 4,8 процента за 2008 год.

Регистрируемый рынок труда Краснодарского края в начале 2010 года характеризуется следующими показателями:

численность зарегистрированных безработных за январь - февраль выросла на 3,2 тысячи человек, или на 11,4 процента и составила на 1 марта 31,3 тысячи человек;

уровень регистрируемой безработицы вырос с 1,1 процента на 1 января до 1,3 процента на 1 марта (на 1 марта 2009 года - 1,2 процента) (в среднем по России - 2,9 процента, Ростовской области - 1,8 процента, Волгоградской области - 3,0 процента);

в краевом банке вакансий по данным на 1 марта 2010 года имеется 29,7 тысячи вакансий (без учета вакансий для получения квоты на привлечение иностранной рабочей силы), что на 13,9 процента меньше, чем на 1 марта 2009 года (34,5 тысячи вакансий);

коэффициент напряженности рынка труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в службе занятости населения, в расчете на одну вакансию) составил 0,8 человека (в среднем по России - 3,1 человека, Ростовской области - 1,9 человека, Волгоградской области - 3,3 человека). В сельских территориях отмечается нехватка рабочих мест. Так, в Белоглинском, Лабинском, Мостовском районах на одну вакансию претендуют по 4 - 6 человек, каждое восьмое сельское поселение не имеет свободных рабочих мест, каждое третье - от 1 до 10 вакансий;

средняя продолжительность безработицы составляет 5,6 месяца (в среднем по России - 5,5 месяца);

средняя заработная плата по заявленным вакансиям составляет 80,5 процента от уровня средней заработной платы по краю (12180 рублей против 15128 рублей).

Увеличивается обращаемость граждан в службу занятости населения края. В течение 2009 года услуги органов занятости получили 881,0 тысячи человек, что на 19,4 процента больше, чем за 2008 год. В органы службы занятости за 2009 год обратилось за помощью в трудоустройстве 259,9 тысячи человек, что на 25,8 процента больше, чем за 2008 год. Признано безработными 70,3 тысячи человек.

По состоянию на 1 марта 2010 года на учете в центрах занятости населения состояло 31,3 тысячи безработных граждан, что на 3,3 процента больше, чем на 1 марта 2009 года (30,3 тысячи человек).

За 2009 год при содействии службы занятости трудоустроено 129,9 тысячи человек, что на 24,2 тысячи человек, или на 23,1 процента больше, чем за 2008 год. В общественных работах приняли участие 48,6 тысячи человек (больше, чем в 2008 году на 23,4 тысячи человек, или на 92,6 процента соответственно).

Совершенствование деятельности службы занятости по информированию населения, увеличение спектра оказываемых услуг, существенное расширение территории обслуживания за счет работы с населением в отдаленных населенных пунктах стало возможным при помощи Мобильного центра занятости населения, что повлияло на улучшение ситуации на рынке труда и снижение напряженности во многих населенных пунктах края. Мобильный центр занятости выполнил 150 рабочих поездок, на его базе услуги службы занятости населения получили 11,9 тысячи человек.

За 2009 год проведено 955 ярмарок вакансий, в которых приняли участие 146,0 тысячи человек и 6,5 тысячи работодателей.

Вместе с тем, наряду с определенными положительными изменениями, ситуация в сфере занятости и на рынке труда в осенне-зимний период остается достаточно сложной. Основная причина высокого уровня безработицы и напряженности на локальных рынках труда - состояние экономики края: отсутствие (недостаток) рабочих мест в сельской местности, недостаточные темпы развития малого бизнеса, личных подсобных хозяйств, проблемы привлечения инвестиций муниципальными образованиями в условиях мирового финансового кризиса, рост темпов высвобождения работников.

Несоответствие структуры профессионального образования актуальным и перспективным потребностям рынка труда по квалификационному уровню и профессиональной структуре привели к нехватке квалифицированных кадров по ряду профессий и специальностей.

На региональном рынке труда наиболее востребованы рабочие строительных профессий (каменщики, плотники, штукатуры, маляры и другие), водители, электро- и газосварщики, механизаторы, продавцы, а также медицинские работники, инженеры, технологи и другие.

Для снижения напряженности на рынке труда необходимо привлечение инвестиций, модернизация производства, внедрение инновационных технологий.

В Краснодарском крае занятость населения будет регулироваться развитием новых рабочих мест, в том числе в связи с предстоящим проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи и строительством спортивных объектов и объектов инфраструктуры, а также восстановлением действующих производств.

Несбалансированность объемов и профилей подготовки специалистов с потребностями рынка труда в ряде случаев усугубляют проблемы трудоустройства выпускников образовательных учреждений, особенно коммерческого сектора профессионального образования.

В этой связи профессиональная ориентация молодежи должна играть более существенную роль при формировании спроса на образовательные услуги, обусловливая тем самым более высокую занятость выпускников образовательных учреждений и обеспеченность экономики необходимыми кадровыми ресурсами.

Низкий уровень оплаты труда в ряде организаций приводит к оттоку квалифицированных кадров в другие сектора экономики, снижению спроса на профессиональное образование по низкооплачиваемым специальностям и невозможности восполнить кадровый дефицит в перспективе.

Следующая проблема - низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан: инвалидов, женщин, имеющих малолетних детей, и детей-инвалидов, молодежи без практического опыта работы и других, обусловлена ужесточением требований работодателей к принимаемым на работу работникам.

Существует дифференциация локальных рынков труда по условиям обеспечения занятости, уровню безработицы. Сельское население по сравнению с городским оказалось в большей степени вытесненным с рынка труда.

Немаловажным фактором напряженности рынка труда для Кубани является сезонный характер безработицы, связанный с сезонностью работ на сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятиях, организациях санаторно-курортного и туристско-рекреационного сектора экономики.

В ряде сельских поселений края из-за отсутствия или недостаточности вакансий и низкой трудовой мобильности населения значение показателя застойной, хронической безработицы более 8 месяцев в 2 - 3 раза превышает среднекраевой показатель (в среднем по Краснодарскому краю на 11 января 2010 года - 18,1 процента).

Негативное влияние на процесс трудоустройства граждан оказывает ухудшение качественных характеристик рабочих мест, значительное количество вакантных рабочих мест имеет неблагоприятные условия труда и низкую заработную плату.

Политика на рынке труда Краснодарского края является составной частью общегосударственной политики занятости и включает систему мер и механизмов регулирования, направленных на обеспечение социальной защиты граждан от безработицы и содействие в трудоустройстве, на реализацию необходимых условий для устойчивого экономического роста, увеличения конкурентоспособности экономики и сокращения бедности населения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»