РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 07 марта 2013 года N 61-р
[ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"]
(в редакции распоряжений Правительства Республики Калмыкия от 30.04.2014 N 138-р, от 30.01.2017 N 25-р)
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р, и во исполнение протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец от 19 декабря 2012 года N ОГ-П12-133:
1. Утвердить прилагаемый план мероприятий ("дорожную карту") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Калмыкия (2013 - 2018 годы)" (далее - план).
2. Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия:
(п. 2 в ред. распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 30.04.2014 N 138-р)
обеспечить реализацию плана;
представлять не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет о ходе выполнения плана.
3. Министерству финансов Республики Калмыкия при подготовке проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год и плановый период учитывать в установленном порядке мероприятия, предусмотренные планом.
Председатель Правительства
Республики Калмыкия
И.ЗОТОВ
7 марта 2013 года
N 61-р
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ (2013 - 2018 ГОДЫ)"
(в редакции распоряжения Правительства Республики Калмыкия от 30.01.2017 N 25-р)
1. План мероприятий ("дорожная карта") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Калмыкия (2013 - 2018 годы)" (далее - "дорожная карта") разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 2190-р.
"Дорожная карта" предусматривает планомерную реализацию в Республике Калмыкия в 2013 - 2018 годах мероприятий, направленных на повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения, повышение в 2018 году средней заработной платы социальных работников до 100% от среднемесячного дохода в Республике Калмыкия, модернизацию и развитие системы социального обслуживания граждан в республике.
Для решения поставленных задач в Республике Калмыкия проводятся мероприятия по совершенствованию деятельности организаций социального обслуживания, привлечению к оказанию социальных услуг организаций негосударственного сектора и их государственной поддержке, развитию стационарозамещающих технологий и волонтерского движения, сохранению кадрового потенциала и повышению престижа профессии социальных работников.
Население Республики Калмыкия, как и Российской Федерации в целом, переживает устойчивый период демографического старения.
Численность населения Республики Калмыкия на 1 января 2016 года составляет 278,7 тыс. человек, в том числе городских жителей - 126,0 тыс. человек, сельских - 152,7 тыс. человек.
По данным статистического наблюдения в республике наблюдается постоянный рост численности граждан старше трудоспособного возраста в структуре общей численности населения республики. Так, если число граждан старше трудоспособного возраста в 2013 году составляло 59,9 тыс. человек, или 17,7% от общей численности населения республики, то на 1 января 2016 года их количество составило 67,0 тыс. человек или 24%, из них 55% населения проживает в сельской местности. Наличие в структуре населения высокой доли граждан старше трудоспособного возраста обусловливает актуальность развития системы социального обслуживания населения.
Получателями социальных услуг являются 13,8 тыс. человек или 5,0% от общей численности населения республики, в том числе 7,9 тыс. человек (57,9%), проживающие в сельской местности.
Доля получателей социальных услуг ежегодно растет, с 2013 года увеличилась в 1,1 раза (с 12,4 тыс. человек в 2013 году до 13,8 тыс. человек - в 2016 году). Прогнозно, в 2018 году число получателей социальных услуг составит 14,4 тыс. человек.
Сведения о получателях социальных услуг в Республике Калмыкия по формам социального обслуживания в 2013 - 2018 годах отражены в таблице 1.
Таблица 1
Формы социального обслуживания | Получатели социальных услуг | |||||||||||
2013 год (факт) | 2014 год (факт) | 2015 год (факт) | 2016 год (факт) | 2017 год (прогноз) | 2018 год (прогноз) | |||||||
чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | чел. | % | |
Всего: | 12442 | 100 | 12877 | 100 | 13781 | 100 | 13827 | 100 | 14105 | 100 | 14389 | 100 |
стационарное социальное обслуживание | 791 | 6,4 | 752 | 5,8 | 733 | 5,3 | 673 | 4,8 | 684 | 4,8 | 702 | 4,9 |
социальное обслуживание на дому | 8344 | 67,1 | 8761 | 68,0 | 9629 | 69,9 | 9678 | 69,9 | 9830 | 70,1 | 9975 | 70,3 |
социальное обслуживание в полустационарных условиях | 3307 | 26,6 | 3364 | 26,1 | 3419 | 24,8 | 3476 | 25,1 | 3591 | 25,4 | 3712 | 25,7 |
в том числе срочные социальные услуги | 2227 | 17,9 | 2238 | 17,4 | 2245 | 16,3 | 2290 | 16,5 | 2337 | 16,5 | 2390 | 16,6 |
Развитие системы социального обслуживания населения определяется, в первую очередь, потребностями граждан в социальных услугах, особенностями региональной социальной политики, законодательства, а также внутренним состоянием самой системы.
В 2016 году в республике функционировали 23 государственные организации социального обслуживания населения, предоставляющие социальное обслуживание 13827 гражданам, что составляет 5,0% от общей численности населения республики, из них:
8 стационарных учреждений социального обслуживания населения (5 домов-интернатов для граждан пожилого возраста и инвалидов общего типа, 1 психоневрологический дом-интернат, 1 дом-интернат для умственно отсталых детей, 1 социальный приют для детей и подростков), предоставляющих стационарное социальное обслуживание 673 гражданам или 0,2% от общей численности населения республики;
14 комплексных центров социального обслуживания населения, предоставляющих надомное социальное обслуживание 9678 гражданам пожилого возраста и инвалидам или 3,4% от общей численности населения республики, полустационарное социальное обслуживание - 3476 гражданам или 1,6% от общей численности населения республики;
реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями - 518 детям-инвалидам или 27,1% от общей численности детей-инвалидов республики.
Анализ охвата населения социальным обслуживанием свидетельствует об увеличении в 1,2 раза численности получателей социальных услуг на дому (с 8,4 тыс. человек в 2013 году до 9,7 тыс. человек - в 2016 году) и численности получателей социальных услуг в полустационарных условиях (с 3,3 тыс. человек в 2013 году до 3,5 тыс. человек в 2016 году).
Благодаря планомерно проводимой с 2013 года работе по оптимизации сети стационарных организаций социального обслуживания, созданию новых мест, развитию мобильных технологий социального обслуживания, удалось не допустить образования очередности в дома-интернаты для престарелых и инвалидов общего типа и детский дом-интернат для умственно отсталых детей.
С 2013 по 2016 годы в республике сохранялась очередность на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому (в 2013 году очередность составляла 5 человек, в 2014 году - 14 человек, в 2015 году - 36 человек). В 2016 году очередность отсутствует. В целях ликвидации очередности на предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому норматив числа получателей услуг на 1 социального работника по среднесписочной численности работников увеличен с 6,1 в 2013 году до 7,5 - в 2015 году. Рациональное распределение нагрузки на социальных работников при оказании социальных услуг на дому позволило обеспечить сохранение объема, кратности и периодичности оказываемых услуг.
На 1 декабря 2016 года наиболее востребованными услугами социального обслуживания на дому являются социально - бытовые услуги (охвачено 2131 человек, или 61,3% от общего количества получателей социальных услуг на дому), социально - медицинские услуги (охвачено 1769 человек или 51,0% от общего количества получателей социальных услуг на дому).
Сведения о количестве оказываемых в Республике Калмыкия услуг в форме социального обслуживания на дому в 2013 - 2018 годах, приведены в таблице 2.
Таблица 2
Наименование социальных услуг | Количество оказываемых услуг | |||||
2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |
Социально-бытовые | 896998 | 918143 | 939288 | 945344 | 964346 | 986486 |
Социально-медицинские | 36298 | 36442 | 36541 | 36828 | 36937 | 37105 |
Социально-психологические | 9946 | 10026 | 10104 | 10178 | 10268 | 10328 |
Социально-педагогические | 1467 | 1552 | 1642 | 1732 | 1817 | 1912 |
Социально-правовые | 2025 | 2325 | 2742 | 3734 | 4234 | 4534 |
Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг | 1998 | 2105 | 2189 | 2394 | 2590 | 2685 |
Срочные | 12169 | 12523 | 13023 | 13527 | 13862 | 13903 |
Всего | 960901 | 983116 | 1005529 | 1013737 | 1034054 | 1056953 |
Тарифы на социальные услуги для взимания платы с получателей социальных услуг ежегодно рассчитываются и устанавливаются приказом Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг.
Расчет подушевых нормативов финансирования социальных услуг производится на основании Методических рекомендаций по расчету подушевых нормативов финансирования социальных услуг, по социальным услугам, входящим в Перечень социальных услуг, утвержденных Законом Республики Калмыкия, и зависит от форм социального обслуживания.
Социальные услуги предоставляются за плату в случае превышения установленного Законом Республики Калмыкия размера предельной величины среднедушевого дохода. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно ежегодно устанавливается Законом Республики Калмыкия. В 2015 году для трудоспособного населения данный размер составил 12331,5 рублей, для пенсионеров - 9490,5 рублей, в 2016 году для трудоспособного населения - 14675 рублей, для пенсионеров - 11289 рублей.
Социальные услуги оказываются наиболее нуждающимся категориям граждан. Право на социальное обслуживание предоставляется гражданам на основании анализа представленных им документов, содержащих сведения или анализ медицинских, социально-бытовых, социально-экономических, профессионально-трудовых, психологических и иных данных гражданина, акта оценки индивидуальной нуждаемости, опроса гражданина. Критерии признания гражданина нуждающимся в социальном обслуживании утверждены приказом Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия от 17.12.2014 N 284-пр "Об утверждении Порядка признания граждан, нуждающимся в социальном обслуживании на территории Республики Калмыкия".
Прогнозно, в 2018 году количество обслуживаемых составит 14,4 тыс. человек, что обусловлено расширением категорий граждан, имеющих право на социальное обслуживание, в том числе бесплатно. Количество граждан, получающих социальное обслуживание бесплатно ежегодно растет, что делает социальные услуги более доступными (в 2013 году их количество составляло 582 человек, в 2014 году - 610 человек, в 2015 году - 612 человек, в 2016 году - 642 человек).
Законодательство в сфере социального обслуживания постоянно совершенствуется и актуализируется. Во исполнение Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" в республике проведена работа по формированию нормативной правовой базы: разработаны и приняты 3 законодательных акта, 24 нормативно-правовых актов республики, ведомственные приказы, регулирующие работу организаций социального обслуживания населения республики в условиях нового законодательства и направленные на развитие системы социального обслуживания граждан в Республике Калмыкия, повышение уровня, качества и эффективности обслуживания, в том числе:
постановление Правительства Республики Калмыкия от 11.08.2014 N 312 "Об определении уполномоченного органа на осуществление предусмотренных Законом полномочий в сфере социального обслуживания";
постановление Правительства Республики Калмыкия от 03.12.2014 N 422 "Об утверждении Порядка организации осуществления регионального государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания";
постановление Правительства Республики Калмыкия от 12.12.2014 N 457 "Об утверждении Регламента межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Калмыкия в связи с реализацией полномочий Республики Калмыкия в сфере социального обслуживания";
постановление Правительства Республики Калмыкия от 12.12.2014 N 456 "Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Калмыкия при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения";