ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 от 13 марта 2015 года N 166


О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.12.2013 N 1077


В соответствии с Законом Воронежской области от 11.12.2014 N 171-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 N 786 "О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области" правительство Воронежской области

постановляет:

1. Внести в постановление правительства Воронежской области от 10.12.2013 N 1077 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Развитие лесного хозяйства" (в редакции постановлений правительства Воронежской области от 10.04.2014 N 325, от 21.07.2014 N 661, от 12.09.2014 N 845, от 23.12.2014 N 1201) изменения, изложив государственную программу Воронежской области "Развитие лесного хозяйства" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Увайдова М.И.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ



Приложение
к постановлению
правительства Воронежской области
от 13.03.2015 N 166


"Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 10.12.2013 N 1077

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"

ПАСПОРТ государственной программы Воронежской области "Развитие лесного хозяйства"

Ответственный исполнитель государственной программы

Управление лесного хозяйства Воронежской области

Исполнители государственной программы

Управление лесного хозяйства Воронежской области

Основные разработчики государственной программы

Управление лесного хозяйства Воронежской области

Подпрограммы государственной программы и основные мероприятия

1. Охрана лесов.
2. Обеспечение использования лесов.
3. Воспроизводство и защита лесов.
4. Обеспечение реализации государственной программы.
5. Защитное лесоразведение Воронежской области

Цель государственной программы

Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов

Задачи государственной программы

1. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров.
2. Создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, повышение эффективности контроля за использованием и воспроизводством лесов.
3. Обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, повышение продуктивности и качества лесов.
4. Сокращение потерь лесного хозяйства от вредных организмов.
5. Повышение эффективности управления лесами.
6. Повышение экологической и продовольственной безопасности Воронежской области

Целевые индикаторы и показатели государственной программы

1. Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.
2. Лесистость территории Воронежской области.
3. Доля площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.
4. Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда.
5. Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины.
6. Соотношение стоимости 1 куб. м древесины от рубок лесных насаждений и ставки платы за единицу объема древесины, установленной Правительством Российской Федерации

Сроки реализации государственной программы

2014 - 2020 годы

Объемы и источники финансирования государственной программы (в действующих ценах каждого года реализации государственной программы)

Всего - 3582559,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 1517182,8 тыс. рублей;

областной бюджет - 1334005,7 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 731371,4 тыс. рублей;

в том числе по годам реализации государственной программы:

2014 год: всего - 577857,4 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 233610,3 тыс. рублей;

областной бюджет - 248510,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 95737,1 тыс. рублей;

2015 год: всего - 481075,3 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 201509,8 тыс. рублей;

областной бюджет - 186413,7,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 93151,8 тыс. рублей;

2016 год: всего - 475704,9 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 257514,0 тыс. рублей;

областной бюджет - 113780,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 104410,9 тыс. рублей;

2017 год: всего - 418189,3 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 201403,7 тыс. рублей;

областной бюджет - 114037,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 102748,6 тыс. рублей;

2018 год: всего - 510935,0 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 196136,0 тыс. рублей;

областной бюджет - 210496,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 104303,0 тыс. рублей;

2019 год: всего - 542506,0 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 207452,0 тыс. рублей;

областной бюджет - 223451,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 111603,0 тыс. рублей;

2020 год: всего - 576292,0 тыс. рублей,

в том числе по источникам финансирования:

федеральный бюджет - 219557,0 тыс. рублей;

областной бюджет - 237318,0 тыс. рублей;

средства юридических лиц - 119417,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы

1. Сохранение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на уровне 0,56 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.
2. Сохранение лесистости территории Воронежской области на уровне 8,1 - 8,2 процента.
3. Сохранение доли площади ценных лесных насаждений в составе покрытых лесной растительностью земель лесного фонда на уровне 86,2 процента от площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда.
4. Повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда (рублей на 1 га земель лесного фонда), достижение к 2020 году уровня 158,5 рубля на 1 га.
5. Увеличение использования расчетной лесосеки до 100 процентов


I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Государственная программа Воронежской области "Развитие лесного хозяйства" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 N 786 "О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области".

Программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства Воронежской области в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и защитного лесоразведения, ресурсного обеспечения, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

Реализация Программы направлена на обеспечение сохранности лесов, их глобального экологического значения с одновременным формированием условий социально-экономического развития лесного сектора в части применения инноваций в использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

Общая площадь лесов Воронежской области составляет 501,7 тыс. га, или 8,1% ее общей площади. Распределение лесных площадей по территории области неравномерное: от 5 до 10% на севере, северо-западе области и до 1% на юге и юго-востоке области. Основными лесообразующими породами являются твердолиственные насаждения (дуб, ясень, клен, вяз), на их долю приходится 52,4% покрытой лесом площади. Сосна занимает 28,8% покрытой лесом площади. Из мягколиственных пород наиболее широко распространены береза, осина, ольха, тополь, липа.

Земли лесного фонда области составляют 455,5 тыс. га, к лесам, расположенным на землях иных категорий, относятся: леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, - 33,9 тыс. га; леса, расположенные на землях Министерства обороны Российской Федерации, - 1,9 тыс. га; леса, расположенные на землях населенных пунктов, - 0,3 тыс. га; леса, расположенные на землях иных категорий, - 10,1 тыс. га.

Кроме того, на территории Воронежской области площади защитных лесных насаждений, созданных на землях сельскохозяйственного назначения, составляют 147,3 тыс. га.

Все леса Воронежской области являются защитными лесами и как отдельная целевая группа лесов выполняют исключительные средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, климаторегулирующие и иные полезные функции, обеспечивающие в первую очередь сохранение благоприятной окружающей среды, условий жизни населения, биологического разнообразия природных экосистем.

В результате лесных пожаров, действия вредителей и болезней, чрезмерной рекреационной нагрузки, загрязнения и захламления наблюдается снижение устойчивости лесов, что может привести к потере ими целевых функций. В современных условиях в связи с усилением изменений климата, с ростом рисков природных и техногенных катастроф исторически выработанные подходы к управлению защитными лесами и ведению лесного хозяйства требуют совершенствования.

Не способствует повышению защитных функций старение защитных лесов, вызванное ограничением рубок в них, что приводит к накоплению малоценных спелых и перестойных древостоев, обладающих сниженной экологической устойчивостью и средозащитным потенциалом.

На всех этапах развития лесного хозяйства Воронежской области постоянное внимание к устойчивому управлению лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важной задачей. Сбалансированная система лесохозяйственных мероприятий, включающая соответствующие целевому назначению лесов виды рубок и меры по восстановлению, охране и защите лесов, является необходимой основой для поддержания лесов в состоянии эффективного функционирования.

Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для увеличения объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня воздействия неблагоприятных факторов, достижения требуемого качества работ по воспроизводству и защите лесов.

Несмотря на существенные изменения в лесном законодательстве, произошедшие за последние пять лет, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части лесоуправления, уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, лесного семеноводства, учета специфики определения границ лесных участков, осуществления их кадастрового учета, государственной регистрации прав на лесные участки и совершения сделок с ними, а также доработки действующих и разработки новых нормативных правовых актов.

Лесное хозяйство не играет существенной роли в экономике Воронежской области. Доля лесного сектора в валовом экономическом продукте составляет всего 0,12%. Вместе с тем развитие лесного сектора области возможно при существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.

Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня.

Ежегодное использование запасов древесины в лесном фонде области находится на уровне от 330,0 тыс. куб. м до 350,0 тыс. куб. м ликвидной древесины, что составляет 45% от установленной расчетной лесосеки. За последние четыре года допустимый ежегодный объем изъятия древесины в спелых и перестойных насаждениях снизился до уровня 22,3%, при уходе за лесами - до 2,8%, что негативно влияет на общее состояние лесов и качество получаемого древесного сырья. Растут запасы спелой и перестойной древесины, и, как следствие, увеличивается площадь лесных насаждений, подверженных риску поражения вредителями и болезнями.

Сравнительно низкий уровень освоения лесосечного фонда свидетельствует о потенциале повышения эффективности лесопользования, использовать который возможно при развитии лесозаготовительного производства (в пределах допустимого объема изъятия древесины) и производств по химической и химико-механической переработке мелкотоварной, низкосортной древесины.

Для увеличения объемов заготовки древесины и ее переработки планируются следующие мероприятия:

- предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины с осуществлением охраны, защиты леса и воспроизводства лесов;

- осуществление закупок для обеспечения государственных нужд на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории лесничеств с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины;

- продажа древесины населению для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;

- проведение аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд;

- привлечение инвестиций в отрасль.

После принятия Лесного кодекса Российской Федерации расширились возможности использования лесов и для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В перспективе платежи в бюджетную систему Российской Федерации за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти.

В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчением глобальных изменений климата, соблюдением требований лесной сертификации.

Современное лесопатологическое и санитарное состояние лесов Воронежской области нельзя признать благополучным, что подтверждается отнесением лесов к зоне сильной лесопатологической угрозы. Площадь лесов с нарушенной и утраченной устойчивостью составляет 47,4 тыс. га.

В течение последних пяти лет площади насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием возросли более чем в два раза. Увеличению площади насаждений с нарушенной устойчивостью и насаждений, утративших устойчивость, способствовала аномальная засуха последних лет, вызвавшая широкомасштабные пожары в лесах области в 2010 году, а также послужившая толчком для вспышек массового размножения насекомых-вредителей. Кроме того, налаженная система ежегодных лесопатологических обследований насаждений выявляет дополнительные участки леса, поврежденные болезнями.

Наибольшую площадь поврежденных и ослабленных насаждений составили древостои со слабой степенью усыхания - 25,8 тыс. га. Насаждения со средней и сильной степенью усыхания представлены на площади 21,6 тыс. га.

Основными факторами ослабления лесов Воронежской области послужили:

- болезни леса (корневая губка, сосудистый микоз дуба, стволовые гнили, некрозы ветвей, опенок осенний) - 58%;

- пожары - 25%;

- неблагоприятные почвенно-климатические и погодные условия - 11%;

- непатогенные факторы - 3%;

- повреждения насекомыми (сосновый шелкопряд, рыжий сосновый пилильщик, сосновая совка, сосновая пяденица, зеленая дубовая листовертка, зимняя пяденица) - 2%;

- антропогенные факторы - 1%.

Высокая хозяйственная освоенность территории области при большой плотности населения (45 человек на 1 кв. км), что более чем в пять раз превышает среднее значение по России, создает высокую антропогенную нагрузку на леса. Количество нарушений лесного законодательства на территории области ежегодно составляет 320 - 350 случаев. Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного и пожарного надзора на местном и региональном уровнях.

Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем более 6 месяцев. Средний класс пожарной опасности в лесах Воронежской области - 3,5 ед. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное выжигание сухой стерни и травы на полях и лугах.

Анализ горимости лесов за трехлетний период свидетельствует о тенденции снижения количества пожаров и площади пожаров: так, в 2011 году зафиксировано 89 пожаров на площади 33,49 га; в 2012 году зафиксировано 47 пожаров на площади 21,5 га; в 2013 году зафиксировано 30 пожаров на площади 15,65 га.

При сохранении существующего уровня организации охраны лесов от пожаров и увеличении финансирования охраны лесов в рамках реализации Программы планируется:

сократить среднюю площадь лесных пожаров в планируемом периоде за счет более оперативного реагирования на обнаруженные лесные пожары;

обеспечить качественное выполнение работ по тушению лесных пожаров и не допустить значительного повреждения лесов за счет укомплектования необходимой численностью пожарных формирований и инспекторского состава и организации работы в посменном режиме;

обеспечить сокращение времени на подъезд к местам пожара, локализовать их на самой ранней стадии развития за счет обновления лесопожарной техники, оборудования.

Воронежская область относится к малолесным территориям России, поэтому вопросам лесовосстановления и лесоразведения всегда уделялось первостепенное значение.

Анализ лесовосстановительных мероприятий показал, что в среднем ежегодно (до 2010 года) выполнялась посадка лесных культур в объеме 1000 га. В связи с прошедшими лесными пожарами лета 2010 года увеличилась площадь сплошных рубок на землях лесного фонда. Соответственно увеличился ежегодный объем искусственного лесовосстановления в 2,5 раза.

В результате реализации мероприятий программы по данному направлению планируется:

завершить к 2015 году ликвидацию последствий лесных пожаров 2010 года на оставшейся площади 4,9 тыс. га;

обеспечить проведение лесовосстановления на площади 23,8 тыс. га.

С учетом роста объемов посадки лесных культур требуется большее количество посадочного материала.

В указанных целях в Воронежской области построен и начал функционировать Воронежский лесной селекционно-семеноводческий центр по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой, позволяющий получать стандартный качественный посадочный материал в течение одного года. Данным учреждением в течение 2013 года выращено 4 миллиона сеянцев сосны и 120 тысяч сеянцев дуба с закрытой корневой системой.

Исключительно важным и актуальным в настоящее время является вопрос создания защитных лесных насаждений, необходимых для предотвращения эрозионных процессов, повышения плодородия почв.

В среднем за период с 1991 года по 2000 год объем создаваемых защитных лесных насаждений в Воронежской области составлял 1000 - 1300 га ежегодно. За последние три года этот показатель снизился до 100 - 200 га.

Дальнейшее развитие должна получить создаваемая система государственной инвентаризации лесов, обеспечивающая информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений на областном и федеральном уровнях. Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»