ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2015 года N 166
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 10.12.2013 N 1077
В соответствии с Законом Воронежской области от 11.12.2014 N 171-ОЗ "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 N 786 "О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области" правительство Воронежской области
постановляет:
1. Внести в постановление правительства Воронежской области от 10.12.2013 N 1077 "Об утверждении государственной программы Воронежской области "Развитие лесного хозяйства" (в редакции постановлений правительства Воронежской области от 10.04.2014 N 325, от 21.07.2014 N 661, от 12.09.2014 N 845, от 23.12.2014 N 1201) изменения, изложив государственную программу Воронежской области "Развитие лесного хозяйства" в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя правительства Воронежской области - руководителя департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области Увайдова М.И.
Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ
Приложение
к постановлению
правительства Воронежской области
от 13.03.2015 N 166
"Утверждена
постановлением
правительства Воронежской области
от 10.12.2013 N 1077
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
ПАСПОРТ государственной программы Воронежской области "Развитие лесного хозяйства"
Ответственный исполнитель государственной программы | Управление лесного хозяйства Воронежской области |
Исполнители государственной программы | Управление лесного хозяйства Воронежской области |
Основные разработчики государственной программы | Управление лесного хозяйства Воронежской области |
Подпрограммы государственной программы и основные мероприятия | 1. Охрана лесов. |
Цель государственной программы | Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов |
Задачи государственной программы | 1. Сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров. |
Целевые индикаторы и показатели государственной программы | 1. Доля площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, в общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда. |
Сроки реализации государственной программы | 2014 - 2020 годы |
Объемы и источники финансирования государственной программы (в действующих ценах каждого года реализации государственной программы) | Всего - 3582559,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 1517182,8 тыс. рублей; областной бюджет - 1334005,7 тыс. рублей; средства юридических лиц - 731371,4 тыс. рублей; в том числе по годам реализации государственной программы: 2014 год: всего - 577857,4 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 233610,3 тыс. рублей; областной бюджет - 248510,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 95737,1 тыс. рублей; 2015 год: всего - 481075,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 201509,8 тыс. рублей; областной бюджет - 186413,7,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 93151,8 тыс. рублей; 2016 год: всего - 475704,9 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 257514,0 тыс. рублей; областной бюджет - 113780,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 104410,9 тыс. рублей; 2017 год: всего - 418189,3 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 201403,7 тыс. рублей; областной бюджет - 114037,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 102748,6 тыс. рублей; 2018 год: всего - 510935,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 196136,0 тыс. рублей; областной бюджет - 210496,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 104303,0 тыс. рублей; 2019 год: всего - 542506,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 207452,0 тыс. рублей; областной бюджет - 223451,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 111603,0 тыс. рублей; 2020 год: всего - 576292,0 тыс. рублей, в том числе по источникам финансирования: федеральный бюджет - 219557,0 тыс. рублей; областной бюджет - 237318,0 тыс. рублей; средства юридических лиц - 119417,0 тыс. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации государственной программы | 1. Сохранение доли площади лесов, выбывших из состава покрытых лесной растительностью земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов, на уровне 0,56 процента от общей площади покрытых лесной растительностью земель лесного фонда. |
I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы
Государственная программа Воронежской области "Развитие лесного хозяйства" (далее - Программа) разработана в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 N 786 "О порядке принятия решений о разработке, реализации и оценке эффективности реализации государственных программ Воронежской области".
Программа определяет цели и задачи развития лесного хозяйства Воронежской области в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и защитного лесоразведения, ресурсного обеспечения, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
Реализация Программы направлена на обеспечение сохранности лесов, их глобального экологического значения с одновременным формированием условий социально-экономического развития лесного сектора в части применения инноваций в использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.
Общая площадь лесов Воронежской области составляет 501,7 тыс. га, или 8,1% ее общей площади. Распределение лесных площадей по территории области неравномерное: от 5 до 10% на севере, северо-западе области и до 1% на юге и юго-востоке области. Основными лесообразующими породами являются твердолиственные насаждения (дуб, ясень, клен, вяз), на их долю приходится 52,4% покрытой лесом площади. Сосна занимает 28,8% покрытой лесом площади. Из мягколиственных пород наиболее широко распространены береза, осина, ольха, тополь, липа.
Земли лесного фонда области составляют 455,5 тыс. га, к лесам, расположенным на землях иных категорий, относятся: леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, - 33,9 тыс. га; леса, расположенные на землях Министерства обороны Российской Федерации, - 1,9 тыс. га; леса, расположенные на землях населенных пунктов, - 0,3 тыс. га; леса, расположенные на землях иных категорий, - 10,1 тыс. га.
Кроме того, на территории Воронежской области площади защитных лесных насаждений, созданных на землях сельскохозяйственного назначения, составляют 147,3 тыс. га.
Все леса Воронежской области являются защитными лесами и как отдельная целевая группа лесов выполняют исключительные средообразующие, водоохранные, санитарно-гигиенические, оздоровительные, климаторегулирующие и иные полезные функции, обеспечивающие в первую очередь сохранение благоприятной окружающей среды, условий жизни населения, биологического разнообразия природных экосистем.
В результате лесных пожаров, действия вредителей и болезней, чрезмерной рекреационной нагрузки, загрязнения и захламления наблюдается снижение устойчивости лесов, что может привести к потере ими целевых функций. В современных условиях в связи с усилением изменений климата, с ростом рисков природных и техногенных катастроф исторически выработанные подходы к управлению защитными лесами и ведению лесного хозяйства требуют совершенствования.
Не способствует повышению защитных функций старение защитных лесов, вызванное ограничением рубок в них, что приводит к накоплению малоценных спелых и перестойных древостоев, обладающих сниженной экологической устойчивостью и средозащитным потенциалом.
На всех этапах развития лесного хозяйства Воронежской области постоянное внимание к устойчивому управлению лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлось стратегически важной задачей. Сбалансированная система лесохозяйственных мероприятий, включающая соответствующие целевому назначению лесов виды рубок и меры по восстановлению, охране и защите лесов, является необходимой основой для поддержания лесов в состоянии эффективного функционирования.
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации значительно расширило возможности для увеличения объемов использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижения уровня воздействия неблагоприятных факторов, достижения требуемого качества работ по воспроизводству и защите лесов.
Несмотря на существенные изменения в лесном законодательстве, произошедшие за последние пять лет, требуется его дальнейшее совершенствование, особенно в части лесоуправления, уточнения перечня видов использования лесов, режима использования, охраны, защиты и воспроизводства отдельных категорий защитных лесов, лесного семеноводства, учета специфики определения границ лесных участков, осуществления их кадастрового учета, государственной регистрации прав на лесные участки и совершения сделок с ними, а также доработки действующих и разработки новых нормативных правовых актов.
Лесное хозяйство не играет существенной роли в экономике Воронежской области. Доля лесного сектора в валовом экономическом продукте составляет всего 0,12%. Вместе с тем развитие лесного сектора области возможно при существенной модернизации основных направлений деятельности с учетом современных требований инновационной научно-технической политики.
Проблемы, препятствующие повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в целях повышения качества жизни граждан, обеспечения рационального использования полезных свойств лесов, повышения их продуктивности, сохранения биоразнообразия, носят комплексный характер и требуют скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных действий органов государственной власти разного уровня.
Ежегодное использование запасов древесины в лесном фонде области находится на уровне от 330,0 тыс. куб. м до 350,0 тыс. куб. м ликвидной древесины, что составляет 45% от установленной расчетной лесосеки. За последние четыре года допустимый ежегодный объем изъятия древесины в спелых и перестойных насаждениях снизился до уровня 22,3%, при уходе за лесами - до 2,8%, что негативно влияет на общее состояние лесов и качество получаемого древесного сырья. Растут запасы спелой и перестойной древесины, и, как следствие, увеличивается площадь лесных насаждений, подверженных риску поражения вредителями и болезнями.
Сравнительно низкий уровень освоения лесосечного фонда свидетельствует о потенциале повышения эффективности лесопользования, использовать который возможно при развитии лесозаготовительного производства (в пределах допустимого объема изъятия древесины) и производств по химической и химико-механической переработке мелкотоварной, низкосортной древесины.
Для увеличения объемов заготовки древесины и ее переработки планируются следующие мероприятия:
- предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины с осуществлением охраны, защиты леса и воспроизводства лесов;
- осуществление закупок для обеспечения государственных нужд на выполнение работ по защите и воспроизводству лесов на территории лесничеств с одновременной куплей-продажей лесных насаждений для заготовки древесины;
- продажа древесины населению для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений;
- проведение аукционов по продаже права на заключение договора купли-продажи лесных насаждений по исключительным случаям заготовки древесины для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд;
- привлечение инвестиций в отрасль.
После принятия Лесного кодекса Российской Федерации расширились возможности использования лесов и для других целей, прежде всего целей рекреации, для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства. В перспективе платежи в бюджетную систему Российской Федерации за использование лесов в этих целях должны существенно возрасти.
В последние годы в местах интенсивного освоения лесов наблюдается изменение их ресурсного и экологического потенциала, сокращение видового и экосистемного разнообразия, что требует особого внимания в связи с необходимостью сохранения биологических ресурсов, смягчением глобальных изменений климата, соблюдением требований лесной сертификации.
Современное лесопатологическое и санитарное состояние лесов Воронежской области нельзя признать благополучным, что подтверждается отнесением лесов к зоне сильной лесопатологической угрозы. Площадь лесов с нарушенной и утраченной устойчивостью составляет 47,4 тыс. га.
В течение последних пяти лет площади насаждений с неудовлетворительным санитарным состоянием возросли более чем в два раза. Увеличению площади насаждений с нарушенной устойчивостью и насаждений, утративших устойчивость, способствовала аномальная засуха последних лет, вызвавшая широкомасштабные пожары в лесах области в 2010 году, а также послужившая толчком для вспышек массового размножения насекомых-вредителей. Кроме того, налаженная система ежегодных лесопатологических обследований насаждений выявляет дополнительные участки леса, поврежденные болезнями.
Наибольшую площадь поврежденных и ослабленных насаждений составили древостои со слабой степенью усыхания - 25,8 тыс. га. Насаждения со средней и сильной степенью усыхания представлены на площади 21,6 тыс. га.
Основными факторами ослабления лесов Воронежской области послужили:
- болезни леса (корневая губка, сосудистый микоз дуба, стволовые гнили, некрозы ветвей, опенок осенний) - 58%;
- пожары - 25%;
- неблагоприятные почвенно-климатические и погодные условия - 11%;
- непатогенные факторы - 3%;
- повреждения насекомыми (сосновый шелкопряд, рыжий сосновый пилильщик, сосновая совка, сосновая пяденица, зеленая дубовая листовертка, зимняя пяденица) - 2%;
- антропогенные факторы - 1%.
Высокая хозяйственная освоенность территории области при большой плотности населения (45 человек на 1 кв. км), что более чем в пять раз превышает среднее значение по России, создает высокую антропогенную нагрузку на леса. Количество нарушений лесного законодательства на территории области ежегодно составляет 320 - 350 случаев. Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного и пожарного надзора на местном и региональном уровнях.
Метеорологические факторы, природная пожарная опасность лесов, социально-экономические условия создают предпосылки к возникновению лесных пожаров в течение всего пожароопасного сезона, продолжительность которого в среднем более 6 месяцев. Средний класс пожарной опасности в лесах Воронежской области - 3,5 ед. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются неосторожное обращение с огнем местного населения и несанкционированное выжигание сухой стерни и травы на полях и лугах.
Анализ горимости лесов за трехлетний период свидетельствует о тенденции снижения количества пожаров и площади пожаров: так, в 2011 году зафиксировано 89 пожаров на площади 33,49 га; в 2012 году зафиксировано 47 пожаров на площади 21,5 га; в 2013 году зафиксировано 30 пожаров на площади 15,65 га.
При сохранении существующего уровня организации охраны лесов от пожаров и увеличении финансирования охраны лесов в рамках реализации Программы планируется:
сократить среднюю площадь лесных пожаров в планируемом периоде за счет более оперативного реагирования на обнаруженные лесные пожары;
обеспечить качественное выполнение работ по тушению лесных пожаров и не допустить значительного повреждения лесов за счет укомплектования необходимой численностью пожарных формирований и инспекторского состава и организации работы в посменном режиме;
обеспечить сокращение времени на подъезд к местам пожара, локализовать их на самой ранней стадии развития за счет обновления лесопожарной техники, оборудования.
Воронежская область относится к малолесным территориям России, поэтому вопросам лесовосстановления и лесоразведения всегда уделялось первостепенное значение.
Анализ лесовосстановительных мероприятий показал, что в среднем ежегодно (до 2010 года) выполнялась посадка лесных культур в объеме 1000 га. В связи с прошедшими лесными пожарами лета 2010 года увеличилась площадь сплошных рубок на землях лесного фонда. Соответственно увеличился ежегодный объем искусственного лесовосстановления в 2,5 раза.
В результате реализации мероприятий программы по данному направлению планируется:
завершить к 2015 году ликвидацию последствий лесных пожаров 2010 года на оставшейся площади 4,9 тыс. га;
обеспечить проведение лесовосстановления на площади 23,8 тыс. га.
С учетом роста объемов посадки лесных культур требуется большее количество посадочного материала.
В указанных целях в Воронежской области построен и начал функционировать Воронежский лесной селекционно-семеноводческий центр по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой, позволяющий получать стандартный качественный посадочный материал в течение одного года. Данным учреждением в течение 2013 года выращено 4 миллиона сеянцев сосны и 120 тысяч сеянцев дуба с закрытой корневой системой.
Исключительно важным и актуальным в настоящее время является вопрос создания защитных лесных насаждений, необходимых для предотвращения эрозионных процессов, повышения плодородия почв.
В среднем за период с 1991 года по 2000 год объем создаваемых защитных лесных насаждений в Воронежской области составлял 1000 - 1300 га ежегодно. За последние три года этот показатель снизился до 100 - 200 га.
Дальнейшее развитие должна получить создаваемая система государственной инвентаризации лесов, обеспечивающая информацией, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений на областном и федеральном уровнях. Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре.