Принятие органами исполнительной власти области управленческих решений в сфере энергоэффективности жилищно-коммунального комплекса области (далее - ЖКК) должно быть основано на реализации требований законодательства Российской Федерации на территории области, достоверной и актуальной информации об объеме поставленных ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг, фактическом потреблении коммунальных услуг, текущем состоянии коммунальной и инженерной инфраструктуры, стоимости и оплате жилищно-коммунальных услуг.
Сбор, накопление и обработка юридически значимых сведений с субъектов хозяйственной деятельности в сфере ЖКК и энергетики требуют отладки межведомственного взаимодействия, выстраивания программно-технических процедур, приобретения устойчивых навыков работы в единой информационной среде, методического сопровождения работ. Реализация в 2014 году ведомственной целевой программы департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной приказом департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 05.05.2014 N 41-вцп "Об утверждении ведомственной целевой программы департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов", позволила существенно продвинуться к поставленным в ВЦП целям. Вместе с тем была выявлена большая дифференциация поставщиков информации по степени готовности к работе в соответствии с современными высокими технологическими стандартами, по степени ресурсной оснащенности, что является той проблемой, с которой нужно будет иметь дело при обеспечении 100% поступления полной, актуальной и достоверной информации в систему мониторинга энергоэффективности на базе государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области (далее - информационная система мониторинга энергоэффективности).
В связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 657 "О мерах по осуществлению мониторинга использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", правовым основанием для сбора информации об объеме поставленных ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг, фактическом потреблении коммунальных услуг, текущем состоянии коммунальной и инженерной инфраструктуры, стоимости и оплате жилищно-коммунальных услуг стало постановление Правительства области от 24.07.2015 N 814-п "О создании государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области". Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 255-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" были скорректированы сроки предоставления информации для лиц, которые осуществляют деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензий.
Нормативно-правовой базой реализации ВЦП являются:
- постановления Правительства Российской Федерации:
от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам";
от 17 января 2013 года N 6 "О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения";
- приказы Министерства регионального развития Российской Федерации:
Для получения достоверных сведений о реализации требований законодательства на территории области, текущем состоянии жилищного фонда, коммунальной и инженерной инфраструктуры, объеме получаемых и оплачиваемых жилищно-коммунальных услуг, энергоэффективности объектов ЖКК, нормативов потребления коммунальных услуг, социальных нормативов потребления электроэнергии на территории Ярославской области необходимо осуществление следующих видов работ:
- сбор, накопление и обработка информации о техническом состоянии объектов ЖКК;
- сбор информации об энергопотреблении объектов ЖКК;
- сбор информации об оплате энергии, потребленной объектами ЖКК;
- сбор информации об объеме потребления и оплате коммунальных услуг;
- методическая и консультационная поддержка поставщиков информации о состоянии объектов ЖКК;
- поддержание бесперебойной работы информационной системы, обеспечивающей сбор, накопление, обработку и предоставление информации о состоянии объектов ЖКК, об энергопотреблении объектов ЖКК, об объеме потребления и оплате коммунальных услуг;
- разграничение прав доступа к информации и защиты информации, накапливаемой в информационных системах.
В соответствии с постановлением Правительства области от 16.09.2013 N 1250-п "О создании государственного казенного учреждения Ярославской области "Информационный центр жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и энергосбережения Ярославской области" создание и использование баз данных и информационных ресурсов в целях обеспечения органов исполнительной власти области полной и достоверной информацией о предоставлении и оплате жилищно-коммунальных услуг, энергоресурсов, энергосбережении и повышении энергетической эффективности осуществляет учреждение.
Выполнение мероприятий мониторинга энергоэффективности программным методом позволит выполнить требования нормативных правовых актов Российской Федерации и Ярославской области в сфере бюджетного процесса и оптимизировать расходы областного бюджета.