(в ред. Постановления Правительства Пензенской области от 29.12.2023 N 1242-пП)
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2021 N 400, главными направлениями обеспечения государственной и общественной безопасности определены: усиление роли государства как гаранта безопасности личности и прав собственности, повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и специальных служб по защите основ конституционного строя Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, совершенствование единой государственной системы профилактики преступности, обеспечение реализации принципа неотвратимости наказания за совершение преступления, а также формирование в обществе атмосферы нетерпимости к противоправной деятельности.
Согласно положениям Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 14.11.2013 N Пр-2685 (далее - Концепция), при обеспечении общественной безопасности на долгосрочную перспективу Российская Федерация исходит из необходимости постоянного совершенствования системы мер по предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, преступлений, связанных с коррупцией, незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, материальные и духовные ценности общества.
Приоритетной целью обеспечения общественной безопасности, согласно указанной Концепции, является достижение и поддержание необходимого уровня защищенности прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов организаций и общественных объединений, материальных и духовных ценностей общества от угроз криминального характера.
Федеральным законом от 06.02.2023 N 10-ФЗ "О пробации в Российской Федерации" определены задачи, направленные на профилактику правонарушений и рецидивной преступности посредством создания условий для реализации прав лиц, отбывших уголовные наказания. В их числе: создание условий для оказания помощи лицам, освобожденным из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, и (или) лицам, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, в восстановлении социальных связей, востребованности профессиональных навыков и трудоустройства, реализации права на социальное обслуживание в соответствии с законодательством Российской Федерации, обеспечение гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
На сегодняшний день на территории региона сформировано 158 народных дружин общей численностью 1719 человек и 33 общественных формирования правоохранительной направленности численностью 646 человек, из которых 412 являются членам общественного объединения правоохранительной направленности "Отряд содействия полиции "Тигр" (далее - ОСП "Тигр"), созданного из числа студентов образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных учреждений г. Пензы и Пензенской области.
По данным УМВД России по Пензенской области, за 11 месяцев 2023 года при непосредственном участии дружинников сотрудниками полиции раскрыто 52 преступления, выявлено и пресечено 2661 административное правонарушение.
С участием бойцов ОСП "Тигр" сотрудниками полиции выявлено 31 преступление и пресечено 1783 административных правонарушения.
Существенную помощь в профилактике правонарушений оказывают также созданные гражданами на добровольной основе советы общественности по профилактике правонарушений на территории городских округов и муниципальных районов, в учебных учреждениях, организациях, на предприятиях, по месту жительства.
На территории области действуют 369 советов общественности по профилактике правонарушений численностью 4293 человека. В состав советов общественности по профилактике правонарушений входят граждане, представители общественных объединений, политических партий, религиозных конфессий, педагоги, психологи, наркологи, специалисты по работе с молодежью, социальные работники, сотрудники учреждений занятости населения, культуры, спорта, СМИ, депутаты, а также представители правоохранительных и других органов власти и управления.
В рамках деятельности советов общественности по профилактике правонарушений граждане оказывают содействие правоохранительным органам в индивидуальной профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений (лица с асоциальным поведением, ранее судимые, больные алкоголизмом и др.), участвуют в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В структуре советов общественности по профилактике правонарушений формируются секции или сектора для распределения работы по направлениям деятельности.
Данная организационная форма способна оказывать определенное влияние в различных аспектах на криминогенную ситуацию на территории поселений, по месту создания советов общественности по профилактике правонарушений.
При содействии органов местного самоуправления советами общественности по профилактике правонарушений проводятся заседания с участием представителей органов внутренних дел. На заседаниях советов общественности рассматриваются категории алкозависимых граждан, лиц, допускающих потребление наркотических веществ, ранее судимых граждан, несовершеннолетних, совершивших противоправные деяния либо общественно опасные поступки, родителей из неблагополучных семей, граждан, привлекаемых ранее к предусмотренной законом ответственности за продажу по месту своего проживания алкогольной и иной спиртосодержащей продукции кустарного производства, притоносодержателей.
Российская Федерация осуществляет формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения. Направления единой государственной политики закрепляются в программных документах, разрабатываемых и принимаемых на определенный плановый период.
Одним из ключевых направлений российской государственной демографической политики является снижение смертности и травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий, что соотносится с ожидаемыми итогами реализации Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.11.2021 N 3363-р.