Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2007 - 2010 ГОДЫ

2. Содержание проблемы и целесообразность ее программного решения

Реализация указов Президента Республики Татарстан и законов Республики Татарстан, федеральных и республиканских программ, в том числе  по борьбе с преступностью, профилактике наркотизации, содействию занятости и социальной защиты незанятого населения, развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи, а также предпринимаемые меры по повышению эффективности деятельности участковых  уполномоченных милиции и уровня их социально-правовой защиты оказывают положительное влияние и в определенной степени способствуют стабилизации состояния общественной безопасности в республике.

Положительный эффект ожидается от принятых и реализуемых Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 года N УП-127, и Закона Республики Татарстан от 1 ноября 2005 года  N 107-ЗРТ "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан", Закона Республики Татарстан от 4 мая 2006 года N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан".

Дают свои результаты мероприятия по стимулированию добровольной сдачи оружия и боеприпасов, незаконно хранящихся у населения. За 9 месяцев 2006 года зарегистрировано 25 преступлений, совершенных с применением всех видов оружия, что почти на четверть меньше аналогичного периода 2005 года.

Вместе с тем состояние общественной безопасности на территории Республики Татарстан по-прежнему осложняется такими общегосударственными социальными факторами, как алкоголизм, наркомания и токсикомания.

Крайне негативное влияние на состояние общественной безопасности оказывают отдельные социально неадаптированные категории граждан, среди которых беспризорные дети и подростки, несовершеннолетние правонарушители и лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, а также отсутствие по-настоящему действенных форм реабилитации перечисленных категорий граждан. Значительная часть принимаемых мер носит разрозненный и узковедомственный характер.

В 2005 году в 2,8 раза возросло количество зарегистрированных преступлений в общественных местах, в том числе особо тяжких и тяжких - на 65,5%, разбоев - на 23%, грабежей - на 91%. На 32% возросло количество расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 61,5% - совершенных ранее их совершавшими, на 73% - совершенных в состоянии опьянения, в 3,8 раза - совершенных в состоянии наркотического возбуждения, на 24,6% - совершенных на бытовой почве.

В 2005 году на 7% возросло количество выявленных лиц, совершивших преступления, причем женщин и несовершеннолетних - на 4%, лиц без постоянного источника доходов - на 14%, совершивших преступление в состоянии опьянения - на 12,6%, совершивших преступление в состоянии наркотического возбуждения - на 47%, ранее совершавших преступления и ранее судимых - на 12%, рецидивистов - на 22%, иностранных граждан - на 5,6%.

За 9 месяцев 2006 года отмечается рост количества зарегистрированных краж  на 28,7%, грабежей - на 12,5%, разбойных нападений - на 8,5%, фактов злостного хулиганства - на 11,4%.

Широкое распространение пьянства, не получающего адекватного профилактического противодействия со стороны общества и государства, остается серьезным фактором, влияющим на состояние преступности. Лицами, находящимися в нетрезвом состоянии, совершается сегодня более 24,9% преступлений от их общего количества.

Распад системы социальной профилактики, незанятость молодежи и другие объективные причины, возникшие вследствие происшедших изменений в обществе, продолжают стимулировать дальнейший рост подростковой преступности. Из числа раскрытых преступлений каждое двенадцатое совершено несовершеннолетними.

Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день требует консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных движений. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода, подкрепленного  соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами.  Улучшение обстановки в Республике Татарстан в этой сфере возможно только при государственной поддержке мероприятий настоящей Программы.