ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
от 12 января 2007 года N 6-ЗРТ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2007 - 2010 ГОДЫ
(в ред. Законов РТ от 07.11.2007 N 46-ЗРТ, от 05.08.2008 N 69-ЗРТ, с изм., внесенными Законами РТ от 20.12.2008 N 124-ЗРТ, от 15.12.2009 N 64-ЗРТ)
Принят
Государственным Советом
Республики Татарстан
22 декабря 2006 года
Утвердить Комплексную программу по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007 - 2010 годы (далее - Программа) (прилагается).
Кабинету Министров Республики Татарстан:
предусматривать средства для реализации Программы при разработке проектов законов Республики Татарстан о бюджете Республики Татарстан на 2007 - 2010 годы;
разработать и принять нормативные правовые акты, предусмотренные Программой.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Республики Татарстан
М.Ш.ШАЙМИЕВ
Казань, Кремль
12 января 2007 года
N 6-ЗРТ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН НА 2007 - 2010 ГОДЫ
(в ред. Законов РТ от 07.11.2007 N 46-ЗРТ,
от 05.08.2008 N 69-ЗРТ)
Комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2007 - 2010 годы (далее - Программа)
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 и 2006 годы, Поручение Президента Российской Федерации Государственному совету Российской Федерации от 26 августа 2005 года, Указание Президента Республики Татарстан от 1 октября 2005 года N П/01-10224, распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 23 декабря 2005 года N 2124-р
Кабинет Министров Республики Татарстан
Кабинет Министров Республики Татарстан, министерства и ведомства Республики Татарстан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (по согласованию)
Цели Программы: формирование системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность государственных органов, общественных формирований и населения, повышение роли и ответственности органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.
Задачи Программы:
снижение уровня преступности на территории Республики Татарстан;
активизация работы по профилактике правонарушений, направленной, прежде всего, на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией; ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;
активизация и совершенствование нравственного воспитания населения, прежде всего - молодежи и детей школьного возраста;
совершенствование нормативной правовой базы Республики Татарстан по профилактике правонарушений;
координация деятельности органов государственной власти Республики Татарстан, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в вопросах предупреждения правонарушений;
вовлечение в предупреждение правонарушений предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, а также общественных объединений;
повышение уровня правовой осведомленности и правовой культуры граждан;
оперативное реагирование дежурных частей органов внутренних дел на заявления и сообщения граждан о правонарушениях;
обеспечение общественных мест техническими средствами контроля за ситуацией в них;
оптимизация работы по предупреждению и профилактике правонарушений, совершаемых на улицах и в общественных местах;
профилактика экстремистских настроений и проявлений, национальной розни, расовой и религиозной нетерпимости;
выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Программа реализуется в течение 2007 - 2010 годов
Всего в 2007 - 2010 годах планируются финансовые затраты на выполнение мероприятий Программы в сумме 360,0 млн. рублей из средств бюджета Республики Татарстан.
Кроме того, предполагаются затраты из:
средств, выделяемых на финансирование основной деятельности исполнителей мероприятий;
внебюджетных средств;
иных источников, не запрещенных действующим законодательством.
Объем средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан, носит прогнозный характер и подлежит ежегодной корректировке в установленном порядке при формировании проекта бюджета на соответствующий финансовый год с учетом уточнения перечня программных мероприятий, сроков и этапов их реализации в соответствии с достигнутыми результатами.
Реализация Программы позволит:
повысить эффективность государственной системы социальной профилактики правонарушений, привлечь к организации деятельности по предупреждению правонарушений предприятия, учреждения, организации всех форм собственности, а также общественные организации;
обеспечить нормативное правовое регулирование профилактики правонарушений;
улучшить информационное обеспечение деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению охраны общественного порядка на территории Республики Татарстан;
уменьшить общее число совершаемых преступлений, в том числе на улицах и в других общественных местах;
уменьшить удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, от общего числа расследованных преступлений по годам: 2007 - 8,3%, 2008 - 8,2%, 2009 - 8,1%, 2010 - 8,0%;
уменьшить темпы роста количества осужденных несовершеннолетних;
снизить уровень рецидивной преступности, т.е. уменьшить удельный вес преступлений, совершенных лицами, ранее совершавшими преступления, от общего числа расследованных преступлений с 31,9% в 2006 году до 29,0% в 2010 году;
снизить темпы роста количества имущественных и экономических преступлений;
снизить уровень "бытовой" преступности, т.е. уменьшить удельный вес преступлений, совершенных на бытовой почве, от общего числа расследованных преступлений с 11,0% в 2006 году до 9,5% в 2010 году;
уменьшить удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, от общего числа расследованных преступлений до 25,0% в 2010 году (2003 г. - 26,0%, 2004 г. - 26,6%, 2005 г. - 27,3%);
снизить количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ;
усилить контроль за миграционными потоками, снизить количество незаконных мигрантов;
повысить уровень доверия населения к правоохранительным органам.
Реализация указов Президента Республики Татарстан и законов Республики Татарстан, федеральных и республиканских программ, в том числе по борьбе с преступностью, профилактике наркотизации, содействию занятости и социальной защиты незанятого населения, развитию системы профессиональной ориентации и психологической поддержки молодежи, а также предпринимаемые меры по повышению эффективности деятельности участковых уполномоченных милиции и уровня их социально-правовой защиты оказывают положительное влияние и в определенной степени способствуют стабилизации состояния общественной безопасности в республике.
Положительный эффект ожидается от принятых и реализуемых Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан, утвержденной Указом Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 года N УП-127, и Закона Республики Татарстан от 1 ноября 2005 года N 107-ЗРТ "Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в Республике Татарстан", Закона Республики Татарстан от 4 мая 2006 года N 34-ЗРТ "О противодействии коррупции в Республике Татарстан".
Дают свои результаты мероприятия по стимулированию добровольной сдачи оружия и боеприпасов, незаконно хранящихся у населения. За 9 месяцев 2006 года зарегистрировано 25 преступлений, совершенных с применением всех видов оружия, что почти на четверть меньше аналогичного периода 2005 года.
Вместе с тем состояние общественной безопасности на территории Республики Татарстан по-прежнему осложняется такими общегосударственными социальными факторами, как алкоголизм, наркомания и токсикомания.
Крайне негативное влияние на состояние общественной безопасности оказывают отдельные социально неадаптированные категории граждан, среди которых беспризорные дети и подростки, несовершеннолетние правонарушители и лица, освобождающиеся из мест лишения свободы, а также отсутствие по-настоящему действенных форм реабилитации перечисленных категорий граждан. Значительная часть принимаемых мер носит разрозненный и узковедомственный характер.
В 2005 году в 2,8 раза возросло количество зарегистрированных преступлений в общественных местах, в том числе особо тяжких и тяжких - на 65,5%, разбоев - на 23%, грабежей - на 91%. На 32% возросло количество расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 61,5% - совершенных ранее их совершавшими, на 73% - совершенных в состоянии опьянения, в 3,8 раза - совершенных в состоянии наркотического возбуждения, на 24,6% - совершенных на бытовой почве.
В 2005 году на 7% возросло количество выявленных лиц, совершивших преступления, причем женщин и несовершеннолетних - на 4%, лиц без постоянного источника доходов - на 14%, совершивших преступление в состоянии опьянения - на 12,6%, совершивших преступление в состоянии наркотического возбуждения - на 47%, ранее совершавших преступления и ранее судимых - на 12%, рецидивистов - на 22%, иностранных граждан - на 5,6%.
За 9 месяцев 2006 года отмечается рост количества зарегистрированных краж на 28,7%, грабежей - на 12,5%, разбойных нападений - на 8,5%, фактов злостного хулиганства - на 11,4%.
Широкое распространение пьянства, не получающего адекватного профилактического противодействия со стороны общества и государства, остается серьезным фактором, влияющим на состояние преступности. Лицами, находящимися в нетрезвом состоянии, совершается сегодня более 24,9% преступлений от их общего количества.
Распад системы социальной профилактики, незанятость молодежи и другие объективные причины, возникшие вследствие происшедших изменений в обществе, продолжают стимулировать дальнейший рост подростковой преступности. Из числа раскрытых преступлений каждое двенадцатое совершено несовершеннолетними.
Практика борьбы с преступностью на сегодняшний день требует консолидации усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления и общественных движений. Коренного перелома в решении вопросов профилактики правонарушений можно добиться только в случае обеспечения комплексного подхода, подкрепленного соответствующими финансовыми и материально-техническими средствами. Улучшение обстановки в Республике Татарстан в этой сфере возможно только при государственной поддержке мероприятий настоящей Программы.
Основными целями Программы являются формирование системы профилактики правонарушений, укрепление общественного порядка и общественной безопасности, вовлечение в эту деятельность государственных органов, общественных формирований и населения, повышение роли и ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления в профилактике правонарушений и борьбе с преступностью.
Программа определяет следующие задачи:
снижение уровня преступности на территории Республики Татарстан;
активизация работы по профилактике правонарушений, направленной, прежде всего, на борьбу с пьянством, алкоголизмом, наркоманией, преступностью, безнадзорностью несовершеннолетних, незаконной миграцией; ресоциализацию лиц, освободившихся из мест лишения свободы;