РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 4 марта 2013 года N 37-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в редакции Распоряжений Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп, от 15.07.2015 N 167-рп, от 08.06.2017 N 117-рп)
В целях реализации на территории Ивановской области Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 N 2599-р:
Утвердить план мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ивановской области" (прилагается).
Губернатор Ивановской области
М.А.МЕНЬ
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНАЯ КАРТА") "ИЗМЕНЕНИЯ В ОТРАСЛЯХ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ"
(в редакции Распоряжений Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп, от 15.07.2015 N 167-рп, от 08.06.2017 N 117-рп)
Целью "дорожной карты" "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ивановской области" (далее - "дорожная карта") является повышение доступности и качества медицинской помощи, снижение смертности и увеличение продолжительности жизни населения Ивановской области на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников.
Ивановская область расположена в центре европейской части России, ее площадь составляет 21437 квадратных километров. Расстояние между крайними западной и восточной точками составляет 280 километров, между северной и южной - 150 километров. Она граничит с Владимирской, Костромской, Ярославской и Нижегородской областями.
Областной центр - Иваново с населением около 431000 человек. В области проживает 1049385 человек. Плотность населения - 49 человек на один квадратный километр (Ивановская область относится к региону со средней плотностью населения). В сельской местности проживает 20% населения.
Возрастной состав населения характеризуется преобладанием лиц старших возрастных групп.
Рождаемость в 2012 году составляла 11,0 на 1000 населения, смертность - 16,8 на 1000 населения.
Как и в предыдущие годы, наиболее распространенными причинами смерти в 2012 году остались болезни системы кровообращения - 41,2% от общего числа умерших, новообразования - 12,5% и внешние причины - 7,6%.
К началу 2013 года в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области участвовало 86 медицинских организаций, в том числе 71 - областной подчиненности, 6 - федеральных и 9 - иной формы собственности.
В 2012 году проведена работа по передаче всех муниципальных учреждений в областную подчиненность.
Структурные преобразования системы здравоохранения Ивановской области будут осуществляться на основе сформированной в Ивановской области трехуровневой системы оказания медицинской помощи, включающей в себя:
1 уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью;
2 уровень - межмуниципальный, для оказания специализированной медицинской помощи;
3 уровень - региональный, для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Структурные преобразования системы оказания первичной медико-санитарной помощи в Ивановской области включают следующие мероприятия:
- формирование потоков пациентов по единым принципам маршрутизации;
- создание системы оказания медицинской помощи населению, предусматривающей развитие профилактического направления, включая проведение диспансеризации и медицинских осмотров;
- развитие новых форм оказания медицинской помощи: стационарозамещающих и выездных методов работы;
- создание в структуре медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, подразделений неотложной медицинской помощи, работающих во взаимодействии с единой диспетчерской службой скорой медицинской помощи;
- совершенствование принципов взаимодействия со стационарными учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи;
- реорганизация или перепрофилирование неэффективно функционирующих учреждений здравоохранения без ущерба для оказания медицинской помощи населению.
(абзац введен Распоряжением Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
В целях повышения эффективности своевременного выявления факторов риска заболеваний и организации их коррекции, а также ранней диагностики заболеваний, которые в наибольшей степени определяют инвалидизацию и смертность населения Ивановской области, планируется совершенствование системы диспансеризации населения и развитие патронажной службы для проведения активных посещений к хроническим больным на дому.
Развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению будет направлено на приведение в соответствие с действующим законодательством количества фельдшерско-акушерских пунктов, развитие врачебных амбулаторий и офисов общей врачебной практики, расширение выездной работы в составе врачебных бригад, в том числе и для проведения профилактической работы.
Структурные преобразования системы оказания специализированной помощи в Ивановской области включают следующие мероприятия:
- на основе стандартов медицинской помощи и порядков ее оказания развитие этапной системы оказания специализированной медицинской помощи с маршрутизацией направления пациентов в медицинские организации трехуровневой системы оказания медицинской помощи;
- создание в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь, службы маршрутизации, ответственной за организацию долечивания и реабилитации выписывающихся больных, а также внедрение новых медицинских технологий;
- обеспечение преемственности в ведении больного на всех этапах, что значительно повысит качество медицинской помощи населению;
- оптимизация структуры отрасли путем объединения маломощных больниц и поликлиник и создания многопрофильных медицинских центров;
- обеспечение доступности для населения современных эффективных медицинских технологий, что позволит оказывать большую часть объемов медицинской помощи в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара;
- оптимизация оказания медицинской помощи в стационарных условиях на основе оптимизации структуры коечного фонда медицинских организаций и интенсификации занятости койки с учетом ее профиля, а также развития стационарозамещающих технологий;
- развитие системы оказания медицинской реабилитации и паллиативной медицинской помощи.
В рамках структурных преобразований системы оказания медицинской помощи матерям и детям предусматривается:
- совершенствование службы родовспоможения путем формирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи и маршрутизации беременных;
- развитие многопрофильных и специализированных педиатрических стационаров с учетом региональных потребностей в конкретных видах медицинской помощи;
- развитие организационных технологий, предусматривающих четкую маршрутизацию больных детей в тесной привязке к действующей сети медицинских организаций, с учетом региональных особенностей заболеваемости и смертности детского населения.
Структурные преобразования системы оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи предусматривают создание единой диспетчерской службы скорой медицинской помощи в Ивановской области, увеличение числа станций (отделений) скорой медицинской помощи, оснащенных автоматизированной системой управления приема и обработки вызовов, и использование системы Глонасс.
Основные приоритеты структурных преобразований системы оказания медицинской помощи населению Ивановской области на 2013 - 2015 годы: оптимизация объема медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях, увеличение объема медицинской помощи в условиях дневных стационаров и паллиативной медицинской помощи, а также медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в неотложной форме и оказываемой с профилактической целью (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала).
Повышение качества оказываемых населению бесплатных медицинских услуг можно обеспечить только при наличии высококвалифицированных специалистов. При этом одним из основных компонентов реформирования здравоохранения является оплата труда, которая рассматривается в современных условиях как эффективный инструмент управления персоналом в целях повышения качества оказываемых населению социальных услуг. Реализация дорожной карты призвана обеспечить установление механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от количества и качества предоставляемых населению бесплатных медицинских услуг.
В целях привлечения в государственные медицинские организации квалифицированных специалистов и ликвидации оттока медицинских кадров в частные медицинские организации необходимо сформировать условия, позволяющие медицинским работникам государственных медицинских организаций получить конкурентный уровень заработной платы.
Для установления действенных механизмов зависимости уровня оплаты труда работников медицинских организаций от объема и качества предоставляемых медицинских услуг необходим перевод медицинских работников на эффективный контракт - трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг, а также меры социальной поддержки. Изменение порядка оплаты труда является изменением условий, определенных сторонами трудового договора, и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оптимальная структура системы здравоохранения и высокая эффективность работы каждой медицинской организации являются необходимым условием создания эффективной системы здравоохранения. "Дорожная карта" предусматривает разработку и внедрение показателей эффективности деятельности медицинских организаций, разработку программы развития здравоохранения Ивановской области, направленной на достижение целевых индикаторов с учетом заболеваемости и смертности населения.
Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи достигается в том числе за счет объема услуг, оказываемых в амбулаторных условиях.
В соответствии с постановлением Правительства Ивановской области от 30.12.2013 N 574-п "Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Ивановской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2014 год составляют:
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 вызов скорой специализированной медицинской помощи за счет средств областного бюджета - 5350,0 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы - 1357,3 рубля, сверх базовой программы - 1118,6 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 посещение с профилактической и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 271,8 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 335,8 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств областного бюджета - 1178,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы - 1002,3 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 посещение при оказании паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках сверх базовой программы - 520,6 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы - 404,1 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств областного бюджета - 194,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы - 420,1 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 случай применения вспомогательных репродуктивных технологий (экстракорпорального оплодотворения) за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы - 113109,0 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 900,5 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств областного бюджета - 35223,5 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы - 21706,8 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных больницах и центрах, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1293,8 рубля;
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств обязательного медицинского страхования сверх базовой программы - 1003,7 рубля.
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), составляют:
(в ред. Распоряжения Правительства Ивановской области от 21.01.2015 N 6-рп)