Структура оборота розничной торговли
Российская Федерация | Доля товаров по годам, в процентах к итогу | |||||
продовольственных | непродовольственных | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2011 | 2012 | 2013 | |
47,7 | 46,6 | 47,0 | 52,3 | 53,4 | 53,0 | |
Сибирский федеральный округ | 45,0 | 44,2 | 44,8 | 55,0 | 55,8 | 55,2 |
Республика Алтай | 52,1 | 51,5 | 51,3 | 47,9 | 48,5 | 48,7 |
Республика Бурятия | 54,7 | 52,5 | 52,5 | 45,3 | 47,5 | 47,5 |
Республика Тыва | 49,0 | 47,2 | 47,3 | 51,0 | 52,8 | 52,7 |
Республика Хакасия | 47,6 | 49,2 | 49,2 | 52,4 | 50,8 | 50,8 |
Алтайский край | 48,4 | 46,3 | 46,4 | 51,6 | 53,7 | 53,6 |
Забайкальский край | 45,8 | 45,8 | 46,8 | 54,2 | 54,2 | 53,2 |
Красноярский край | 43,7 | 41,9 | 41,8 | 56,3 | 58,1 | 58,2 |
Иркутская область | 41,7 | 40,0 | 42,5 | 58,3 | 60,0 | 57,5 |
Кемеровская область | 47,4 | 46,7 | 46,7 | 52,6 | 53,3 | 53,3 |
Новосибирская область | 42,3 | 42,3 | 43,4 | 57,7 | 57,7 | 56,6 |
Омская область | 43,2 | 44,8 | 45,0 | 56,8 | 55,2 | 55,0 |
Томская область | 43,0 | 40,8 | 41,6 | 57,0 | 59,2 | 58,4 |
В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Республики Хакасия на 2015 - 2017 годы оборот розничной торговли (по оценке) в 2015 году составит 70,7 млрд рублей, 2016 год - 76,3 млрд рублей, 2017 год - 82,5 млрд рублей.
В крупных торговых предприятиях за 2011 - 2013 годы отмечается снижение оборотных средств, но для сохранения ассортимента их пока достаточно. По продовольственной группе товаров отмечается некоторое падение покупательского спроса на импортные товары, а также сокращение спроса на ряд товаров промышленной группы.
Из-за высокой арендной платы закрываются предприятия "шаговой (пешеходной) доступности", возрастает доля вакантных площадей в торговых центрах городов Республики Хакасия. Большинство сетевых компаний в 2011 - 2013 годах отказались от новых инвестиционных проектов, осуществляют закрытие нерентабельных магазинов.
Сложившаяся ситуация имеет и положительные моменты - освобождение потребительского рынка республики от слабых и неэффективных компаний, возможность повысить логистику предприятий, упорядочить внутренние финансы и подкорректировать ценовую политику.
Эффективность бизнеса торговой отрасли напрямую зависит от экономического положения населения Республики Хакасия. Часть жителей республики сокращает уровень потребления в силу снижения доходов, недоступности дешевых кредитов, а также роста цен на товары.
Так, в январе - июне 2014 года денежные доходы населения Республики Хакасия сложились в сумме 57290,8 млн рублей и увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 10,6%; денежные расходы населения составили 62714,4 млн рублей и выросли по сравнению с январем - июнем 2013 года на 10%. Превышение денежных расходов населения над денежными доходами составило 5423,6 млн рублей.
В январе - июне 2014 года денежные доходы на душу населения составили 17878,4 рубля, денежные расходы населения - 19570,9 рубля, реальные денежные доходы увеличились по сравнению с январем - июнем 2013 года на 4,3%, реальные денежные расходы увеличились на 3,8%. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения по Республике Хакасия в конце июня 2014 года составила 8759,23 рубля в расчете на месяц и уменьшилась по сравнению со стоимостью на конец мая 2013 года на 0,7%, с начала года увеличилась на 6,9%.
Среднемесячная начисленная заработная плата в июне 2014 года составила 31257,8 рубля и по сравнению с июнем 2013 года выросла на 8,9%, по сравнению с маем 2014 года - на 9,3%. Реальная заработная плата (с учетом индекса потребительских цен) в июне 2014 года составила 101,4% к уровню июня 2013 года и 108,6% - к уровню мая 2014 года.
Увеличение денежных расходов республиканских семей и рост цен привели к значительным изменениям в потребительских предпочтениях. Новая модель поведения на торговом рынке характеризуется увеличением объема продаж на торговых предприятиях экономкласса и его уменьшением в более дорогих сегментах торговли. Наблюдается явный процесс переориентации покупателей республики на дискаунтеры (тип магазина, торгующего в розницу по ценам, приближенным к оптовым); снижается поток покупателей в супермаркетах; сокращается потребление соков, напитков, кондитерских изделий, сыров, мяса, некоторых видов молочных продуктов наименее обеспеченными слоями населения; снижается спрос на товары длительного пользования. За предыдущий трехлетний период резко упали продажи в более дорогих магазинах городов республики, сократилась реализация промышленных товаров.
Торговля в своем развитии проходит через несколько этапов, каждый из которых имеет свои особенности и факторы успеха, характеризуется различными темпами роста, характером и степенью конкуренции, качеством и ассортиментом предоставляемых товаров.
Торговая отрасль - лидер среди всех отраслей республиканской экономики по количеству созданных рабочих мест. За первое полугодие 2014 года среднесписочная численность работников организаций торговли Республики Хакасия составила 9,3 тыс. человек (без учета микропредприятий). Удельный вес занятых в торговле от общего количества занятых в экономике республики - 6,3%, а доля индивидуальных предпринимателей, занятых в розничной торговле, в общем количестве зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (без учета глав крестьянских (фермерских) хозяйств) составляет 62,0%.
Уровень развития торговли неоднороден по регионам Российской Федерации. Это выражается как в уровне цен, обеспеченности населения площадью торговых объектов современных форматов, товарным ассортиментом, т.е. показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и др., то есть параметров, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе.
В Республике Хакасия торговля в основном развивается в городах, что объясняется высокой в сравнении с районными центрами муниципальных образований привлекательностью отрасли наибольшим спросом и платежеспособностью населения.
В соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.09.2010 N 754 "Об утверждении правил установления нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов" в Республике Хакасия разработаны нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для муниципальных районов и городских округов.
Наличие достаточного количества торговых площадей разнообразных форматов обеспечивает географическую доступность товаров для населения, разнообразие ассортиментных позиций, предлагаемых потребителям. Уровень обеспеченности населения площадью торговых объектов входит в число индикаторов, отражающих качество жизни населения региона.
В настоящее время отдаленные и труднодоступные территории республики зачастую характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. С ростом оттока молодого населения из таких районов они становятся все менее привлекательными для развития торговли, что в конечном итоге приводит к закрытию существовавших там магазинов и, как следствие, сокращению обеспеченности жителей даже товарами первой необходимости. В связи с этим указанные нормативы для муниципальных образований должны учитываться при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории республики.
Обобщение анализа состояния и тенденций развития торговли в Республике Хакасия выявило проблему, на решение которой направлена региональная программа "Развитие торговли в Республике Хакасия на 2015 - 2017 годы" (далее - Программа), - это проблема неполного удовлетворения спроса жителей Республики Хакасия на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам при гарантированном качестве и безопасности.
Кроме того, указанная проблема обусловлена рядом составляющих ее основных проблем, присущих торговой отрасли Республики Хакасия и требующих системного решения программным методом в ближайшей и среднесрочной перспективе, а именно:
несовершенство правового регулирования в сфере торговли;
недостаточный уровень развития современной инфраструктуры розничной торговли и территориальной доступности торговых объектов для населения;
недостаточная ценовая доступность товаров для населения Республики Хакасия;
недостаточный уровень обеспечения качества и безопасности потребительских товаров;
недостаточный уровень развития системы товарообеспечения и логистики, развитие оптовой торговли;
низкая деловая активность хозяйствующих субъектов;