Торговля - комплексный и системообразующий сектор экономики республики, развитие которого обеспечивает баланс цели и задач Программы со стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия, утвержденными постановлением Правительства Республики Хакасия от 22.12.2009 N 605 "Об утверждении стратегических приоритетов социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года".
Основными целями и задачами, определенными стратегическими приоритетами социально-экономического развития Республики Хакасия, являются повышение уровня и качества жизни населения Республики Хакасия, увеличение его жизненного потенциала на основе динамичного, сбалансированного развития экономики в долгосрочной перспективе, укрепление позиций Республики Хакасия среди субъектов Российской Федерации. Социально-экономическое положение Республики Хакасия к 2020 году должно характеризоваться реальным улучшением параметров качества жизни населения Республики Хакасия. Стратегические задачи и цели планируется достигнуть в том числе и путем реализации мероприятий Программы.
Кроме того, основной целью Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 31.03.2011 N 422, является максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли.
Таким образом, цель и задачи Программы сформированы с учетом целей и задач, утвержденных в выше обозначенных нормативных правовых актах, определены исходя из необходимости сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов на решении основных проблем функционирования и развития торговли в Республике Хакасия и отличаются следующими свойствами:
значимость для Республики Хакасия;
достижимость в пределах срока реализации Программы;
возможность проверки факта достижения запланированных результатов (конкретных значений качественных и количественных показателей, индикаторов).
Цель Программы - решение проблем в сфере торговли, определение основных направлений развития торговли и мероприятий, содействующих развитию торговли на территории Республики Хакасия.
Задачи Программы:
совершенствование правового регулирования в сфере торговли;
формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Республике Хакасия в целом;
стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и организация их взаимодействия с хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров на территории Республики Хакасия;
содействие в разработке и реализации муниципальных программ развития торговли.
В рамках первой задачи в целях совершенствования правового регулирования в сфере торговли и приведения нормативных правовых актов Республики Хакасия в соответствие с федеральным законодательством необходимо:
своевременное приведение в соответствие с современными требованиями отдельных положений действующего законодательства, обновление республиканского законодательства с учетом принятых федеральных законов;
исключение двойственного толкования положений отдельных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность торговых организаций (любые положения нормативных правовых актов республики в случае допущения неоднозначности толкования должны быть расширены и дополнены соответствующими определениями и понятиями);
исключение избыточного регулирования, повышающего уровень отраслевых издержек, снижающего инвестиционную привлекательность отрасли, создающего почву для административных барьеров.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга нормативных правовых актов в сфере торговли, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также разработки предложений по совершенствованию нормативной правовой базы в сфере торговли (по мере необходимости).
Задача 2. "Формирование современной инфраструктуры торговли и эффективной торговой системы в Республике Хакасия в целом".
Одной из наиболее острых проблем, препятствующих развитию сектора торговли в Республике Хакасия, является недостаточный уровень развития инфраструктуры розничной торговли, неприспособленность инфраструктуры для развития современных форматов торговли, недостаточные темпы и объемы строительства новых торговых площадей. К проблемам в области инфраструктуры розничной торговли относятся и слабые хозяйственные связи между производителями и организациями торговли; недостаточный уровень развития кооперации; наличие большого числа посредников между производителями и торговыми организациями.
Размещение сети торговых объектов на территории республики характеризуется неравномерностью как по городам, так и по муниципальным районам республики. Недостаток стационарной сети предприятий, предоставляющих товары повседневного спроса, особенно проявляется в отдаленных муниципальных образованиях республики, где население испытывает наибольшую потребность в развитии сети предприятий "шаговой (пешеходной) доступности".
В целях принципиального решения задачи по выявлению и устранению дефицита предприятий "шаговой (пешеходной) доступности" в Стратегические приоритеты социально-экономического развития Республики Хакасия до 2020 года внесены изменения в части учета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов в Республике Хакасия для муниципальных районов и городских округов при разработке документов территориального планирования, генеральных планов, региональной и муниципальных программ развития торговли, а также схем размещения нестационарных торговых объектов, планов организации розничных рынков, ярмарок и иных форм розничной торговли на территории Республики Хакасия.
Решение поставленной задачи будет достигнуто посредством проведения ежегодного мониторинга обеспеченности населения Республики Хакасия площадью торговых объектов, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", что позволит проводить работу по отслеживанию текущей ситуации с целью недопущения снижения показателя по информированию населения и всех заинтересованных лиц о фактической обеспеченности площадью торговых объектов в Республике Хакасия; реализации мероприятия по развитию нестационарной и ярмарочной торговли (утверждение, своевременное внесение изменений (дополнений) в схемы размещения нестационарных торговых объектов на территориях муниципальных образований Республики Хакасия с учетом необходимости устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния на инфраструктуру соответствующего муниципального образования); реализации мероприятия по предоставлению в аренду имущества, относящегося к государственной собственности Республики Хакасия, торгующим организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), что приведет к увеличению количества объектов стационарной торговли (вне рынка), а также других мероприятий.
Так, в целях увеличения сети торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), Правительством Республики Хакасия предоставлено в аренду имущество (помещения), относящееся к государственной собственности Республики Хакасия. По состоянию на 01.10.2014 заключен 41 договор аренды (общей площадью 1397,6 м2) с хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность по реализации продовольственных и непродовольственных групп товаров.
Далее, в рамках решения поставленной задачи, посредством проведения еженедельного мониторинга цен на товары, опубликования результатов его проведения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" будет достигнуто повышение экономической доступности товаров для населения, что обеспечит своевременное выявление необоснованного роста цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости; выявление причин указанного роста; информирование населения о фактическом уровне цен на социально значимые продовольственные товары первой необходимости в Республике Хакасия, а также принятие мер по стабилизации цен.
Сектор торговли республики со средними (умеренными) ценами и качеством товаров развит недостаточно. Особо остро проблема ценовой доступности сказывается на малообеспеченных жителях Республики Хакасия, а также на жителях, имеющих фиксированные и низкие доходы.
Следствием высокой дифференциации доходов и существования части населения за чертой бедности являются существенные различия в структуре и уровнях расходов и фактического потребления товаров и услуг населением по доходным группам. Это определяет высокую зависимость уровня потребления в малообеспеченных семьях от изменения цен на товары первой необходимости, включая основные продукты питания. Структура сферы торговли Республики Хакасия должна отвечать сложившейся структуре расходов и обеспечивать малообеспеченному населению возможность приобретать необходимый для нормальной жизнедеятельности набор товаров.
В последние годы механизмы рыночного регулирования несколько приспособили торговлю республики к доходной структуре ее населения. Показателем этого процесса является деятельность предприятий розничной торговли, торгующих широким ассортиментом товаров по ценам ниже среднерыночных (предприятия сети "Ролби", "Светофор", "Власта", "ВСК", "Командор", "Аллея", "Поляна", "Эльдорадо", "Эксперт", "Сибвез" и т.п.) и ориентированных на население с доходами на среднем уровне и ниже по всей Республике Хакасия.