Недействующий

 
МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ПРИКАЗ

 от 24 мая 1999 года N 144-О

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Минтруда РБ от 19.04.2016 N 389-о.
____________________________________________________________________

В целях совершенствования деятельности органов службы занятости населения по организации профессиональной ориентации безработных граждан и незанятого населения приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение об организации профессиональной ориентации в органах государственной службы занятости населения Республики Башкортостан.

Министр
Л.М.БАКУСОВ


Утверждено
Приказом Министра труда, занятости
и социальной защиты населения
Республики Башкортостан
от 24 мая 1999 года N 144-О

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

1. Общие положения


1.1. Настоящее положение разработано на основании Закона Республики Башкортостан "О занятости населения в Республике Башкортостан" в целях создания и развития в органах государственной службы занятости населения Республики Башкортостан (далее - органы службы занятости) системы профориентационных услуг, способствующей обеспечению эффективной занятости населения, формированию качественных трудовых ресурсов.

Основная цель профессиональной ориентации - оказание содействия гражданам, обращающимся в органы службы занятости, в выборе сферы деятельности, в получении в оптимально короткие сроки подходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан, потребностями рынка труда.

1.2. Органы службы занятости оказывают гражданам бесплатные обязательные профориентационные услуги:

- информирование и консультирование граждан, обращающихся в органы службы занятости с целью выбора сферы деятельности, определения профиля профессионального обучения для последующего трудоустройства;

- профессиональная ориентация безработных граждан (профессиональная информация, профессиональная консультация, с использованием методов интервьюирования, профессиональной и психодиагностики, психологическая поддержка).

1.3. Органы службы занятости могут предоставлять дополнительные профориентационные услуги учреждениям образования, работодателям (по договорам, как правило, на безвозмездной основе):

- профессиональную информацию населения, в т.ч. учащейся молодежи;

- профессиональное консультирование, психологическую поддержку граждан, занятых трудовой деятельностью и подлежащих к высвобождению;

- профессиональный отбор лиц, принимаемых на работу;

- другие услуги.

1.3.1. Дополнительные профориентационные услуги оказываются только при удовлетворении потребностей граждан в обязательных профориентационных услугах.

1.4. Профориентационные услуги безработным гражданам, незанятому и другим категориям населения оказываются специалистами:

- органов службы занятости городов и районов;

- центров (кабинетов), клубов и других структур органов службы занятости.

1.5. Для оказания профориентационных услуг гражданам, обращающимся в органы службы занятости, возможно привлечение на договорной основе специалистов образовательных, научно - исследовательских, медицинских учреждений и других организаций.

2. Профконсультант, организация и методическое обеспечение его работы


2.1. На должность главного специалиста или ведущего специалиста городского, районного органа службы занятости для выполнения практических функций профконсультанта назначаются лица с высшим профессиональным образованием или лица, имеющие стаж практического профконсультирования не менее 3-х лет, отвечающие квалификационным требованиям, утверждаемым Управлением по занятости населения Министерства труда, занятости и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее - Управление) (приложение N 1).

2.1.1. Указанные требования распространяются на специалистов центров (кабинетов), клубов и других структур органов службы занятости, выполняющих практические функции по профессиональному консультированию безработных граждан и незанятого населения.

2.1.2. Специалисты, выполняющие практические функции по профконсультированию в органах службы занятости, в центрах (кабинетах), клубах и других структурах органов службы занятости должны соблюдать этические нормы поведения (приложение N 2).

2.2. Прием на работу специалистов в органы службы занятости для выполнения функций по практическому профконсультированию может проводиться на основе трудового договора. Для не имеющих необходимого образования и навыков профконсультирования в трудовом договоре может предусматриваться обязательство поступающего на работу получить квалификацию "практический психолог" на специальном факультете по переподготовке или пройти стажировку.

2.3. Специалист, претендующий на должность профконсультанта органа службы занятости, допускается к практическому профконсультированию решением аттестационной комиссии на основе результатов проверки его профессиональных знаний и умений.

2.3.1. Аттестационная комиссия в составе, как правило, 5-7 человек (председатель, высококвалифицированные психологи и практические профконсультанты) создается приказом начальника Управления. Аттестационная комиссия самостоятельно устанавливает регламент своей работы.

2.3.2. Оплата работы сторонних членов аттестационной комиссии производится на основе договоров.

2.4. Стажировку по профконсультированию можно проводить в других регионах по договорам. Оплата руководителя стажировки производится на основе договора между органами службы занятости, направляющими специалистов на стажировку, и организацией, осуществляющей такую стажировку.

2.5. Специалистам, получившим допуск к практическому профконсультированию, может устанавливаться следующий примерный режим работы, в зависимости от характера предоставляемых услуг:

- на профессиональное информирование из расчета 15 - 25 минут на 1 клиента;

- на профессиональное консультирование из расчета 40 минут 1 час на 1 клиента;

- на оказание психологической поддержки из расчета 1 - 1,5 часа на 1 клиента;

- 4 приемных дня в неделю и 1 день - на подготовку к повторному консультированию, самообразование, проведение релаксационных мероприятий с персоналом органа службы занятости .

2.6. Специалисты, не имеющие допуска к профконсультированию, могут оказывать отдельные профориентационные услуги (профессиональная информация, работа с учащейся молодежью, организация профориентационной работы по ряду направлений).

2.6.1. На эту категорию специалистов режим работы, предусмотренный пунктом 12 настоящего Положения, не распространяется.

2.7. Профконсультант проводит прием безработных граждан и незанятого населения, как правило, по предварительной записи, в отдельных помещениях, оформленных и оборудованных в соответствии с психолого - педагогическими и эргономическими требованиями.

2.7.1. Для работы профконсультанта создается автоматизированное рабочее место, позволяющее применять разнообразные эффективные технологии (методики) работы.

2.8. Информационные банки данных в области профессиональной ориентации включаются в общую систему информации органов службы занятости.

2.9. Организацию разработки научно - методического обеспечения профессиональной ориентации (профессиографических материалов, компьютерных и бланковых методик, видеофильмов, плакатов, технологий работы с различными категориями населения, психодиагностического оборудования и т.д.) осуществляет Управление.

3. Управление профессиональной ориентацией


3.1. Функции по организации деятельности органов службы занятости по профессиональной ориентации возлагаются на учебно - методический отдел Управления.

3.2. При органах службы занятости городов с большой численностью населения, с острыми проблемами занятости могут создаваться, по мере необходимости и при наличии учебно - материальной базы и квалифицированных кадров, центры (кабинеты) профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

3.2.1. Основные задачи таких центров - отработка новых технологий и методик профориентации, их распространение; практическая помощь профконсультантам и повышение их квалификации; подготовка и распространение передового опыта и профессиональной информации.

3.3. Профессиональная ориентация безработных граждан, профессиональное информирование и профессиональное консультирование лиц, обращающихся в органы службы занятости, осуществляется за счет средств Государственного фонда занятости населения Республики Башкортостан, предусмотренных на эти цели по статье "Профессиональная ориентация", а также за счет привлечения иностранных инвестиций, пожертвований и других взносов фирм и организаций, выделяемых целевым назначением на организацию профессиональной ориентации.

3.3.1. В затраты на профессиональную ориентацию безработных граждан и незанятого населения входит оплата:

- затрат на оформление наглядной профинформации, рекламу в средствах массовой информации, изготовление учебных видеофильмов;

- затрат на научно - методические разработки и информационно - методическое обеспечение (нормативные документы, научно - исследовательские работы, работу экспертных советов, проведение семинаров, разработку профессиографических материалов, приобретение тестов и других методических материалов, приобретение литературы и периодических изданий, выпуск сборников материалов);

- затрат на хозяйственные, канцелярские и иные расходы (включая аренду помещения) для организации "Клубов ищущих работу", курсов "Новый старт";

- затрат на аттестацию профконсультантов;

- иных затрат на профессиональную ориентацию в органах службы занятости.

3.4. Вопросы развития и совершенствования профориентационных услуг включаются самостоятельным разделом в программы, перспективные и текущие планы работы органов службы занятости.


Приложение N 1
к Положению об организации
профессиональной ориентации
в органах государственной
службы занятости населения
Республики Башкортостан


КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФКОНСУЛЬТАНТАМ ОРГАНОВ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ


Выполнение функций профконсультанта требует от специалиста разносторонних знаний: по профессиоведению, психологии, а также по основам физиологии, экономики, статистики, демографии, социологии, права, профессиональной этики, компьютерной грамотности.

Профессия профконсультанта предполагает постоянное общение с клиентами.

Профконсультант должен знать:

- основы трудового законодательства;

- нормативные документы по вопросам занятости населения;

- социально - демографические особенности региона, текущие и перспективные потребности в кадрах;

- основы общей социальной, возрастной, дифференциальной, инженерной психологии, психофизиологии, психологии и физиологии труда;

- содержание, методы и формы профориентационной работы, документы, регламентирующие ее организацию;

- нормы профессиональной этики профконсультанта;

- психогигиенические нормы деятельности профконсультанта;

- основы профессиоведения и профессиографии (классификацию профессий и специальностей, их социальный статус, профессиональные требования и условия труда);

- особенности и методы индивидуального, группового и массового консультирования;

- особенности работы с различными категориями клиентов службы занятости (длительно неработающими женщинами, молодежью, инвалидами, бывшими военнослужащими и др.);

- современные методы психодиагностики, организацию психодиагностического обследования;

- фонд профконсультационных методик, способы разрешения характерных профконсультационных ситуаций;

должен уметь:

- вступать в контакт с отдельными людьми и группами людей, располагать их к себе, вести беседу, выступать перед аудиторией;

- контролировать невербальные компоненты поведения клиентов в процессе консультирования;

- работать с профессиографическими и другими информационно - справочными материалами;

- проводить консультирование с целью содействия клиенту в подборе подходящей работы, оказания психологической поддержки;

- применять современные методы профдиагностики, в том числе, методы входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.п.), диагностики профессионально важных качеств, личностных особенностей, в том числе, с использованием специальной литературы.

Образование: высшее профессиональное, либо высшее с практическим опытом консультирования не менее 3 лет. Обязательное повышение квалификации.


Приложение N 2
к Положению об организации
профессиональной ориентации
в органах государственной
службы занятости населения
Республики Башкортостан

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»