Наименование | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 (прогноз) |
пески и ПГМ (тыс. куб. м) | 3733.28 | 4392.95 | 4791.99 | 3426.84 | 2939.49 | 3525.36 | 4520.25 | 4138.0 | 4300.0 |
глины кирпично-черепичные (тыс. куб. м) | 121.71 | 181.2 | 120.64 | 47.34 | 74.3 | 89.4 | 80.2 | 73.4 | 81.0 |
торф и сапропель, тыс. тн | 36.33 | 14.93 | 0.18 | 5.5 | 11.5 | 11.61 | 3.08 | 14.4 | 16.6 |
известняки, тыс. тн | 2948.93 | 1437.1 | 948.58 | 1646.53 | 2345.0 | 2013.0 |
Основными потребителями минерально-сырьевых ресурсов в области являются предприятия промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, металлургической промышленности. Наиболее интенсивно добываемыми полезными ископаемыми в области являются строительные пески и песчано-гравийный материал, флюсовые известняки, подземные воды хозяйственно-питьевого назначения.
Разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, объемы их добычи неразрывно связаны с развитием экономики области и ее потребностями.
Так, с прекращением производства керамзитового гравия в области прекратилась разработка месторождения керамзитовых глин Степановское в Сокольском районе. Закрытие кирпичных заводов повлекло за собой вывод из числа разрабатываемых 11 месторождений кирпично-черепичных глин.
Невостребованность запасов карбонатных пород для известкования кислых почв и торфа как удобрения вызвана рядом причин экономического характера, а снижение добычи торфа обусловлено переводом на новый вид топлива (газ) предприятий топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с действующим законодательством право пользования недрами оформляется специальным разрешительным документом в виде лицензии на пользование недрами на определенный вид полезного ископаемого.
Организационное обеспечение лицензирования осуществляется:
на участки недр, содержащие полезные ископаемые и подземные воды, за исключением участков недр местного значения, - Вологданедра;
на участки недр местного значения, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, - Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
Несмотря на то что процесс лицензирования начат в области в 1993 году, до сих пор присутствуют факты незаконной добычи полезных ископаемых без оформления разрешительных документов.
Большинство случаев безлицензионного недропользования относится к разработке перспективных участков недр и месторождений из нераспределенного фонда и подземным водам хозяйственно-питьевого назначения, добыча которых осуществляется одиночными скважинами с малым водоотбором.
Многочисленные реорганизации и ликвидации промышленных и сельскохозяйственных предприятий обусловили появление на территории области многочисленных "бесхозяйных" артезианских скважин, в том числе и самоизливающихся, являющихся потенциальными источниками загрязнения и истощения водоносных горизонтов. В связи с банкротством и ликвидацией предприятий по добыче и переработке торфа в области образовались десятки тысяч га площадей торфяных месторождений, превратившихся в пожароопасные территории.
Следствием ликвидации предприятий, разрабатывающих общераспространенные полезные ископаемые, являются заброшенные карьеры, выведенные из эксплуатации без проведения мероприятий по их консервации и рекультивации в соответствии с установленными правилами, включающими в том числе и оценку остатков запасов полезных ископаемых. С целью предотвращения несанкционированного использования таких месторождений необходимо проведение их инвентаризации, рекультивации в случае полной выработки запасов или постановки на учет в случае наличия остатков запасов.
При банкротстве предприятий-недропользователей информация об их ликвидации в органы управления недропользованием не предоставляется.
В настоящее время отсутствует четкое разграничение ответственности государства, органов исполнительной государственной власти области и организаций-недропользователей и инвесторов в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Вологодской области. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках государственного заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При этом соотношение вкладов государства и бизнеса в геолого-разведочные работы в денежном выражении составляет в среднем по Российской Федерации соответственно 1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5 - для твердых полезных ископаемых.
В последние годы активизировалась деятельность организаций потенциальных недропользователей по геологическому изучению перспективных участков на кварцевые пески и углеводороды.
Геолого-разведочные работы по поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств недропользователей не ведутся, в основном проводятся работы по поиску и оценке месторождений песков и песчано-гравийного материала.
Интенсивное дорожное и гражданское строительство в Вологодском и Череповецком районах, а также перспективы создания нового транспортного коридора в Вытегорском районе определило востребованность в материалах дорожного строительства и высокий уровень добычи песков и песчано-гравийного материала. Учитывая то, что возможности выявления новых крупных месторождений в Вологодском районе практически исчерпаны, возникает необходимость вовлечения в разработку месторождений нераспределенного фонда (не переданного в пользование), расположенных в сопредельных районах.
В настоящее время в связи с перспективами интенсификации экономики области и взятого курса на инновационное развитие с привлечением всесторонних инвестиций перед геологическими организациями и недропользователями стоит задача геологического изучения, разведки и добычи ОПИ на привлекательных для бизнеса и экономически выгодных для области территориях, разработка дорожных карт их развития.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы области необходимо основывать на геолого-разведочных поисковых и оценочных работах, направленных на выявление новых месторождений с запасами, превышающими объемы извлекаемых полезных ископаемых за счет различных источников финансирования, в том числе с привлечением средств инвесторов и недропользователей.
С целью воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо решить следующие геологические задачи:
выделение перспективных площадей, поиск и оценка стратегических и других видов минерального сырья и углеводородов на ранее выявленных перспективных участках недр на основе проведения регионального геологического изучения недр - средства федерального бюджета;
воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод - средства областного бюджета, средства инвесторов и недропользователей;
геологическое изучение с целью выявления и оценки запасов полезных ископаемых на участках недр, переданных в пользование на основании лицензий на пользование недрами, с оформлением прав на открытые месторождения общераспространенных полезных ископаемых - средства недропользователей.
Исходя из сложившегося уровня цен на производство геолого-разведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо ежегодное финансовое обеспечение геолого-разведочных работ за счет областного бюджета.
Проведение работ на углеводородное сырье и алмазы на лицензионных участках за счет средств областного бюджета в современных условиях и сложившейся структуре финансирования геолого-разведочных работ не представляется возможным без привлечения средств федерального бюджета и отечественных инвесторов. Средства недропользователей на территории области расходуются на проведение оценки запасов подземных вод по одиночным водозаборам, а также для расширения сырьевой базы предприятий, использующих общераспространенные полезные ископаемые.