Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Динамика добычи полезных ископаемых на территории Вологодской области (включая субъекты малого предпринимательства)

Наименование

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014 (прогноз)

пески и ПГМ (тыс. куб. м)

3733.28

4392.95

4791.99

3426.84

2939.49

3525.36

4520.25

4138.0

4300.0

глины кирпично-черепичные (тыс. куб. м)

121.71

181.2

120.64

47.34

74.3

89.4

80.2

73.4

81.0

торф и сапропель, тыс. тн

36.33

14.93

0.18

5.5

11.5

11.61

3.08

14.4

16.6

известняки, тыс. тн

2948.93

1437.1

948.58

1646.53

2345.0

2013.0


Основными потребителями минерально-сырьевых ресурсов в области являются предприятия промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, металлургической промышленности. Наиболее интенсивно добываемыми полезными ископаемыми в области являются строительные пески и песчано-гравийный материал, флюсовые известняки, подземные воды хозяйственно-питьевого назначения.

Разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, объемы их добычи неразрывно связаны с развитием экономики области и ее потребностями.

Так, с прекращением производства керамзитового гравия в области прекратилась разработка месторождения керамзитовых глин Степановское в Сокольском районе. Закрытие кирпичных заводов повлекло за собой вывод из числа разрабатываемых 11 месторождений кирпично-черепичных глин.

Невостребованность запасов карбонатных пород для известкования кислых почв и торфа как удобрения вызвана рядом причин экономического характера, а снижение добычи торфа обусловлено переводом на новый вид топлива (газ) предприятий топливно-энергетического комплекса.

В соответствии с действующим законодательством право пользования недрами оформляется специальным разрешительным документом в виде лицензии на пользование недрами на определенный вид полезного ископаемого.

Организационное обеспечение лицензирования осуществляется:

на участки недр, содержащие полезные ископаемые и подземные воды, за исключением участков недр местного значения, - Вологданедра;

на участки недр местного значения, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, - Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.

Несмотря на то что процесс лицензирования начат в области в 1993 году, до сих пор присутствуют факты незаконной добычи полезных ископаемых без оформления разрешительных документов.

Большинство случаев безлицензионного недропользования относится к разработке перспективных участков недр и месторождений из нераспределенного фонда и подземным водам хозяйственно-питьевого назначения, добыча которых осуществляется одиночными скважинами с малым водоотбором.

Многочисленные реорганизации и ликвидации промышленных и сельскохозяйственных предприятий обусловили появление на территории области многочисленных "бесхозяйных" артезианских скважин, в том числе и самоизливающихся, являющихся потенциальными источниками загрязнения и истощения водоносных горизонтов. В связи с банкротством и ликвидацией предприятий по добыче и переработке торфа в области образовались десятки тысяч га площадей торфяных месторождений, превратившихся в пожароопасные территории.

Следствием ликвидации предприятий, разрабатывающих общераспространенные полезные ископаемые, являются заброшенные карьеры, выведенные из эксплуатации без проведения мероприятий по их консервации и рекультивации в соответствии с установленными правилами, включающими в том числе и оценку остатков запасов полезных ископаемых. С целью предотвращения несанкционированного использования таких месторождений необходимо проведение их инвентаризации, рекультивации в случае полной выработки запасов или постановки на учет в случае наличия остатков запасов.

При банкротстве предприятий-недропользователей информация об их ликвидации в органы управления недропользованием не предоставляется.

В настоящее время отсутствует четкое разграничение ответственности государства, органов исполнительной государственной власти области и организаций-недропользователей и инвесторов в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Вологодской области. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках государственного заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При этом соотношение вкладов государства и бизнеса в геолого-разведочные работы в денежном выражении составляет в среднем по Российской Федерации соответственно 1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5 - для твердых полезных ископаемых.

В последние годы активизировалась деятельность организаций потенциальных недропользователей по геологическому изучению перспективных участков на кварцевые пески и углеводороды.

Геолого-разведочные работы по поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств недропользователей не ведутся, в основном проводятся работы по поиску и оценке месторождений песков и песчано-гравийного материала.

Интенсивное дорожное и гражданское строительство в Вологодском и Череповецком районах, а также перспективы создания нового транспортного коридора в Вытегорском районе определило востребованность в материалах дорожного строительства и высокий уровень добычи песков и песчано-гравийного материала. Учитывая то, что возможности выявления новых крупных месторождений в Вологодском районе практически исчерпаны, возникает необходимость вовлечения в разработку месторождений нераспределенного фонда (не переданного в пользование), расположенных в сопредельных районах.

В настоящее время в связи с перспективами интенсификации экономики области и взятого курса на инновационное развитие с привлечением всесторонних инвестиций перед геологическими организациями и недропользователями стоит задача геологического изучения, разведки и добычи ОПИ на привлекательных для бизнеса и экономически выгодных для области территориях, разработка дорожных карт их развития.

Воспроизводство минерально-сырьевой базы области необходимо основывать на геолого-разведочных поисковых и оценочных работах, направленных на выявление новых месторождений с запасами, превышающими объемы извлекаемых полезных ископаемых за счет различных источников финансирования, в том числе с привлечением средств инвесторов и недропользователей.

С целью воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо решить следующие геологические задачи:

выделение перспективных площадей, поиск и оценка стратегических и других видов минерального сырья и углеводородов на ранее выявленных перспективных участках недр на основе проведения регионального геологического изучения недр - средства федерального бюджета;

воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод - средства областного бюджета, средства инвесторов и недропользователей;

геологическое изучение с целью выявления и оценки запасов полезных ископаемых на участках недр, переданных в пользование на основании лицензий на пользование недрами, с оформлением прав на открытые месторождения общераспространенных полезных ископаемых - средства недропользователей.

Исходя из сложившегося уровня цен на производство геолого-разведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо ежегодное финансовое обеспечение геолого-разведочных работ за счет областного бюджета.

Проведение работ на углеводородное сырье и алмазы на лицензионных участках за счет средств областного бюджета в современных условиях и сложившейся структуре финансирования геолого-разведочных работ не представляется возможным без привлечения средств федерального бюджета и отечественных инвесторов. Средства недропользователей на территории области расходуются на проведение оценки запасов подземных вод по одиночным водозаборам, а также для расширения сырьевой базы предприятий, использующих общераспространенные полезные ископаемые.