ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 декабря 2014 года N 1127
О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
В соответствии со Стратегией развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1039-р, Концепцией Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 292, Стратегией рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25 марта 2008 года N 558, Правительство области
постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития минерально-сырьевой базы и рационального использования и охраны недр на территории Вологодской области на период до 2030 года.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства области от 15 декабря 2003 года N 1159 "О концепции совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области до 2010 года".
3. Департаменту природных ресурсов и охраны окружающей среды области (А.М. Завгородний) до 1 апреля 2015 года разработать план мероприятий по реализации Концепции и представить на утверждение заместителю Губернатора области В.В. Рябишину.
4. Контроль за исполнением пункта 3 настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области В.В. Рябишина.
Справку об исполнении пункта 3 настоящего постановления представить к 20 апреля 2015 года.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Губернатор области
О.А.КУВШИННИКОВ
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ И РАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ НЕДР НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Концепция развития минерально-сырьевой базы и рационального использования и охраны недр на территории Вологодской области на период до 2030 года (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на содержание, принципы и основные направления деятельности Вологодской области в сфере недропользования.
Настоящей Концепцией определяются цели, принципы, задачи, основные направления и механизмы развития минерально-сырьевой базы на территории области.
Настоящая Концепция разработана в соответствии со Стратегией развития геологической отрасли до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2010 года N 1039-р; Концепцией Федеральной целевой программы "Обеспечение населения России питьевой водой", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1998 года N 292; Стратегией рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 25 марта 2008 года N 558.
Концепция учитывает основные положения Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года N 225-р; Стратегии развития строительного комплекса Вологодской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства области от 27 декабря 2010 года N 1565; Схемы территориального планирования Вологодской области, утвержденной постановлением Правительства области от 12 марта 2009 года N 750, и базируется на законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и Вологодской области в сфере недропользования и охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, обеспечения экологической и промышленной безопасности при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых.
Концепция основывается на особенностях геологического строения, характеристики минеральных ресурсов, наличия и территориального распределения полезных ископаемых в пределах Вологодской области. Характеристика минерально-сырьевой базы области приведена в приложении 1 к настоящей Концепции.
Была принята Концепция совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области до 2010 года (постановление Правительства области от 15 декабря 2003 года N 1159), основные положения которой ориентировались на роль и место минерально-сырьевого потенциала в экономике области, сложившиеся в конце XX - начале XXI века. Концепция в целом отражала принципы реализации и механизмы решения стоящих на тот период задач.
За прошедший период с момента принятия предыдущей Концепции изменились экономические условия и методы решения проблем в геологической отрасли.
Создан минерально-сырьевой потенциал за счет разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых и в первую очередь - месторождений торфа, позволяющий удовлетворять потребности экономики области в минеральном сырье за счет общераспространенных полезных ископаемых. Вместе с тем возросла потребность освоения новых видов полезных ископаемых и поиска путей реализации как сырьевых материалов, так и продуктов их переработки за счет расширения как внутреннего, так и внешнего рынка их потребления и сбыта.
Совокупное размещение различных видов полезных ископаемых на территории муниципальных образований обеспечивает актуальность их комплексного использования и эффективность получения новых видов материалов и продукции в интересах экономики области в целом и для местной промышленности.
Существующие транспортные коридоры создают перспективные предпосылки для создания минерально-сырьевых центров использования разведанных месторождений, поиска и разведки новых месторождений, в том числе стратегических видов сырья, с целью развития территорий и экономики области в целом.
В то же время существует ряд причин, сдерживающих вовлечение в разработку разведанных месторождений, обусловленных как составом минерально-сырьевой базы, так и структурой ее потребления. Необходимо проведение геологического изучения (поиска и оценки) выявленных в предыдущие годы перспективных участков недр для открытия месторождений стратегических видов сырья и общераспространенных полезных ископаемых, приближенных к объектам потребления, а также освоение ранее разведанных месторождений общераспространенных полезных ископаемых и в первую очередь месторождений торфа.
Настоящая Концепция призвана выстроить системный подход к дальнейшему развитию минерально-сырьевого потенциала области в условиях смены экономического курса развития области с учетом современных реалий.
Концепция не носит директивного характера, является открытой, план действий, изложенный в Концепции, должен периодически пересматриваться и корректироваться в процессе его реализации с учетом социально-экономического положения области.
В период с 1993 по 2008 годы за счет средств областного бюджета выполнен значительный объем геолого-разведочных работ, в результате которых выявлены и разведаны новые месторождения строительных песков и песчано-гравийного материала для гражданского и дорожного строительства в Бабушкинском, Белозерском, Великоустюгском, Вологодском, Вытегорском, Кирилловском, Нюксенском, Тарногском, Тотемском и Усть-Кубинском районах; пресных подземных вод для водоснабжения городов: Великого Устюга, Вытегры, Кадникова, Никольска, Тотьмы, Харовска, сел: Верховажья, Молочное, Сямжа, Тарногский Городок, поселков: Липин Бор, Подгорный, Сазоново, населенных пунктов в Вытегорском, Вологодском и Шекснинском районах.
Выполнены работы по переоценке запасов песков и песчано-гравийного материала на русловых месторождениях в районе г. Великого Устюга и в среднем течении реки Сухоны; поисково-оценочные работы на стекольные пески в Вытегорском, Чагодощенском и Бабаевском районах.
С 2009 года в связи с кризисными явлениями в экономике и дефицитом средств областного бюджета геолого-разведочные работы по оценке и поиску месторождений общераспространенных полезных ископаемых за счет средств областного бюджета не проводились, за исключением поиска и разведки месторождений подземных вод.
Основные работы в 2010 - 2014 годах по поиску, оценке запасов общераспространенных полезных ископаемых проводились и проводятся за счет средств недропользователей.
Добыча общераспространенных полезных ископаемых в общих объемах неуклонно растет, вместе с тем по отдельным видам общераспространенных полезных ископаемых (далее также - ОПИ) наблюдается постепенное снижение объемов добычи в связи со снижением потребности в них.
Динамика добычи полезных ископаемых на территории Вологодской области за период с 2006 года представлена в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Наименование | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 (прогноз) |
пески и ПГМ (тыс. куб. м) | 3733.28 | 4392.95 | 4791.99 | 3426.84 | 2939.49 | 3525.36 | 4520.25 | 4138.0 | 4300.0 |
глины кирпично-черепичные (тыс. куб. м) | 121.71 | 181.2 | 120.64 | 47.34 | 74.3 | 89.4 | 80.2 | 73.4 | 81.0 |
торф и сапропель, тыс. тн | 36.33 | 14.93 | 0.18 | 5.5 | 11.5 | 11.61 | 3.08 | 14.4 | 16.6 |
известняки, тыс. тн | 2948.93 | 1437.1 | 948.58 | 1646.53 | 2345.0 | 2013.0 |
Основными потребителями минерально-сырьевых ресурсов в области являются предприятия промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, металлургической промышленности. Наиболее интенсивно добываемыми полезными ископаемыми в области являются строительные пески и песчано-гравийный материал, флюсовые известняки, подземные воды хозяйственно-питьевого назначения.
Разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод, объемы их добычи неразрывно связаны с развитием экономики области и ее потребностями.
Так, с прекращением производства керамзитового гравия в области прекратилась разработка месторождения керамзитовых глин Степановское в Сокольском районе. Закрытие кирпичных заводов повлекло за собой вывод из числа разрабатываемых 11 месторождений кирпично-черепичных глин.
Невостребованность запасов карбонатных пород для известкования кислых почв и торфа как удобрения вызвана рядом причин экономического характера, а снижение добычи торфа обусловлено переводом на новый вид топлива (газ) предприятий топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с действующим законодательством право пользования недрами оформляется специальным разрешительным документом в виде лицензии на пользование недрами на определенный вид полезного ископаемого.
Организационное обеспечение лицензирования осуществляется:
на участки недр, содержащие полезные ископаемые и подземные воды, за исключением участков недр местного значения, - Вологданедра;
на участки недр местного значения, содержащие общераспространенные полезные ископаемые, - Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды области.
Несмотря на то что процесс лицензирования начат в области в 1993 году, до сих пор присутствуют факты незаконной добычи полезных ископаемых без оформления разрешительных документов.
Большинство случаев безлицензионного недропользования относится к разработке перспективных участков недр и месторождений из нераспределенного фонда и подземным водам хозяйственно-питьевого назначения, добыча которых осуществляется одиночными скважинами с малым водоотбором.
Многочисленные реорганизации и ликвидации промышленных и сельскохозяйственных предприятий обусловили появление на территории области многочисленных "бесхозяйных" артезианских скважин, в том числе и самоизливающихся, являющихся потенциальными источниками загрязнения и истощения водоносных горизонтов. В связи с банкротством и ликвидацией предприятий по добыче и переработке торфа в области образовались десятки тысяч га площадей торфяных месторождений, превратившихся в пожароопасные территории.
Следствием ликвидации предприятий, разрабатывающих общераспространенные полезные ископаемые, являются заброшенные карьеры, выведенные из эксплуатации без проведения мероприятий по их консервации и рекультивации в соответствии с установленными правилами, включающими в том числе и оценку остатков запасов полезных ископаемых. С целью предотвращения несанкционированного использования таких месторождений необходимо проведение их инвентаризации, рекультивации в случае полной выработки запасов или постановки на учет в случае наличия остатков запасов.
При банкротстве предприятий-недропользователей информация об их ликвидации в органы управления недропользованием не предоставляется.
В настоящее время отсутствует четкое разграничение ответственности государства, органов исполнительной государственной власти области и организаций-недропользователей и инвесторов в сфере воспроизводства минерально-сырьевой базы Вологодской области. Поиски и оценка месторождений полезных ископаемых осуществляются как за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках государственного заказа, так и за счет средств недропользователей на лицензионной основе. При этом соотношение вкладов государства и бизнеса в геолого-разведочные работы в денежном выражении составляет в среднем по Российской Федерации соответственно 1 к 20 - для углеводородного сырья и 1 к 5 - для твердых полезных ископаемых.
В последние годы активизировалась деятельность организаций потенциальных недропользователей по геологическому изучению перспективных участков на кварцевые пески и углеводороды.
Геолого-разведочные работы по поиску отдельных видов твердых полезных ископаемых за счет средств недропользователей не ведутся, в основном проводятся работы по поиску и оценке месторождений песков и песчано-гравийного материала.
Интенсивное дорожное и гражданское строительство в Вологодском и Череповецком районах, а также перспективы создания нового транспортного коридора в Вытегорском районе определило востребованность в материалах дорожного строительства и высокий уровень добычи песков и песчано-гравийного материала. Учитывая то, что возможности выявления новых крупных месторождений в Вологодском районе практически исчерпаны, возникает необходимость вовлечения в разработку месторождений нераспределенного фонда (не переданного в пользование), расположенных в сопредельных районах.
В настоящее время в связи с перспективами интенсификации экономики области и взятого курса на инновационное развитие с привлечением всесторонних инвестиций перед геологическими организациями и недропользователями стоит задача геологического изучения, разведки и добычи ОПИ на привлекательных для бизнеса и экономически выгодных для области территориях, разработка дорожных карт их развития.
Воспроизводство минерально-сырьевой базы области необходимо основывать на геолого-разведочных поисковых и оценочных работах, направленных на выявление новых месторождений с запасами, превышающими объемы извлекаемых полезных ископаемых за счет различных источников финансирования, в том числе с привлечением средств инвесторов и недропользователей.
С целью воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо решить следующие геологические задачи:
выделение перспективных площадей, поиск и оценка стратегических и других видов минерального сырья и углеводородов на ранее выявленных перспективных участках недр на основе проведения регионального геологического изучения недр - средства федерального бюджета;
воспроизводство запасов общераспространенных полезных ископаемых и подземных вод - средства областного бюджета, средства инвесторов и недропользователей;
геологическое изучение с целью выявления и оценки запасов полезных ископаемых на участках недр, переданных в пользование на основании лицензий на пользование недрами, с оформлением прав на открытые месторождения общераспространенных полезных ископаемых - средства недропользователей.
Исходя из сложившегося уровня цен на производство геолого-разведочных работ на общераспространенные полезные ископаемые и подземные воды для обеспечения воспроизводства минерально-сырьевой базы области необходимо ежегодное финансовое обеспечение геолого-разведочных работ за счет областного бюджета.
Проведение работ на углеводородное сырье и алмазы на лицензионных участках за счет средств областного бюджета в современных условиях и сложившейся структуре финансирования геолого-разведочных работ не представляется возможным без привлечения средств федерального бюджета и отечественных инвесторов. Средства недропользователей на территории области расходуются на проведение оценки запасов подземных вод по одиночным водозаборам, а также для расширения сырьевой базы предприятий, использующих общераспространенные полезные ископаемые.
Геолого-разведочные работы на территории области в сложившихся условиях проводятся как специализированными геологическими организациями, так и организациями другого профиля, в том числе недропользователями, имеющими в своем составе геологические службы, за счет собственных средств без привлечения других источников финансирования.
Проблемы недропользования в Вологодской области обусловлены особенностями геологического строения территории, отсутствием полноты геологической информации о состоянии ранее разведанных месторождений, проявлений и перспективных площадей полезных ископаемых, недостаточными объемами геолого-разведочных работ, проводимых в предыдущие годы, и изменениями условий землеотведения и размещения внешних объектов над участками недр, несовершенством системы управления недропользованием.
Главными из них являются: