ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 марта 2008 года N 558
О СТРАТЕГИИ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________
(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 26.09.2011 N 1197, от 27.05.2013 N 541)
Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области постановляет:
1. Утвердить Стратегию рационального природопользования и охраны окружающей среды Вологодской области на период до 2020 года (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области, природопользователям учитывать положения Стратегии при принятии мер по реализации мероприятий по рациональному природопользованию и охране окружающей среды.
Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ
СТРАТЕГИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)
(в редакции постановлений Правительства Вологодской области от 26.09.2011 N 1197, от 27.05.2013 N 541)
Стратегия представляет собой систему мер, опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
Стратегия направлена на обеспечение экологической безопасности, сохранение природных систем, поддержание их целостности для устойчивого развития общества и повышения качества жизни населения.
Стратегия основана на понимании проблем развития в природоохранной сфере, оценке сопряженных рисков и природного ресурсного потенциала области, а также того, что надлежащее качество окружающей среды является одним из необходимых элементов социальных стандартов.
Стратегия не носит директивного характера, является открытой, план действий должен периодически пересматриваться и корректироваться в процессе его реализации.
Экологическая обстановка на территории области оценивается как стабильная. Наибольшее негативное воздействие на все компоненты природной среды наблюдается в индустриальных центрах области: городах Череповце, Вологде, Соколе - где расположены основные промышленные предприятия, а также сосредоточен автомобильный транспорт и проживает более половины населения области. На указанные города и прилегающие к ним районы приходится 75 - 85% поступающих в окружающую среду выбросов, сбросов загрязняющих веществ и объемов образующихся отходов.
В городе Вологде уровень загрязнения воздуха в течение ряда лет повышенный. В городе Череповце отмечается улучшение качества атмосферного воздуха: уровень загрязнения снизился с очень высокого до высокого (индекс загрязнения атмосферы уменьшился с 19.8 до 6.8 - 7.3 единицы). В обоих городах постоянно наблюдаются повышенные концентрации формальдегида и бенз(а)пирена. В городе Череповце наблюдаются кратковременные превышения предельно допустимых максимальных разовых концентраций взвешенных веществ (пыли), диоксида азота, оксида углерода, аммиака, сероводорода, сероуглерода, фенола, формальдегида; в городе Вологде - диоксида и оксида азота, оксида углерода.
Качество воздуха в других населенных пунктах в большинстве случаев соответствует гигиеническим нормативам.
Основными источниками водоснабжения для экономики и населения области являются поверхностные водные объекты: из них забирается 95% общего годового объема водопотребления. Забор подземных вод осуществляется в основном в целях хозяйственно-питьевого водоснабжения сельскохозяйственными предприятиями и организациями жилищно-коммунального хозяйства небольших городов и населенных пунктов.
Основными ингредиентами, характеризующими уровень загрязнения рек, являются вещества, повышенное содержание которых определяют природные факторы: медь, цинк, железо, химическое потребление кислорода. С учетом этого вода в реках и водоемах области в основном относится к 3-му (загрязненная) - 64% и 4-му (грязная) - 32% классам, 4% проб отнесено к 5-му классу (экстремально грязная).
Негативное влияние на поверхностные водные объекты оказывает сброс загрязненных сточных вод. Загрязнение водных объектов в значительной мере обусловлено неорганизованными стоками, поступающими с водосборной площади. Доля "водосборной" составляющей в формировании качества воды достигает 50%, в многоводные годы - 70 - 80%.
Реализация природоохранных мероприятий позволила достичь некоторого улучшения ситуации на водотоках, подверженных наибольшему антропогенному воздействию. Наметилась положительная динамика в качестве воды реки Вологды ниже города Вологды, Рыбинского водохранилища ниже города Череповца, реки Ягорбы в черте города Череповца, реки Пельшмы, реки Сухоны ниже устья реки Пельшмы. В общем сбросе сточных вод в водные объекты нормативно-чистые и нормативно-очищенные воды составляют 70%, доля загрязненных сточных вод (30%) ниже, чем в среднем по России (34.8%).
В приложении 1 приведены показатели, характеризующие влияние хозяйственной деятельности на окружающую среду области в 1996 - 2006 годах. Объем сбросов загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты снизился с 250.6 до 177.6 млн. куб. м в год; масса сбрасываемых загрязняющих веществ уменьшилась со 192 до 64.8 тыс. тонн в год. Объем выбросов в атмосферу от стационарных источников сократился с 726.9 до 486.1 тыс. тонн в год; показатель улавливания загрязняющих веществ увеличился до 80.3%.
Использование, обезвреживание и переработка отходов в абсолютном объеме увеличились в 2.7 раза при росте объемов образования отходов в 2 раза, который обусловлен ростом промышленного производства, увеличением количества бытовых отходов, недостаточностью мощностей по переработке отходов, являющихся вторичными ресурсами, более полным учетом.
За период с 2001 года удельные сбросы загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты на единицу валового регионального продукта (ВРП) в сопоставимых ценах снизились на 40%, выбросы загрязняющих веществ от стационарных источников в атмосферный воздух - на 20%, объемы использования и переработки отходов увеличились на 36%. Положительная динамика удельных показателей, кроме объективных факторов снижения загрязнения окружающей среды по отдельным направлениям, объясняется и тем, что объемы ВРП в этот период росли более быстрыми темпами.
Сеть особо охраняемых природных территорий (ООПТ) области насчитывает 166 объектов и включает 2 ООПТ федерального значения - Дарвинский государственный природный биосферный заповедник и национальный парк "Русский Север", 77 заказников, 82 памятника природы, 4 природных резервата и 1 парк местного значения. Взяты под охрану 12 лесопарковых зон населенных пунктов общей площадью 16.2 тыс. га, 12 зоологических заказников, 280 торфяных и клюквенных болот. Земли природоохранного назначения составляют 6.1% от площади территории области, в том числе ООПТ - 2.6%.
Область не относится к территориям с минерально-сырьевым укладом экономики. Минерально-сырьевая база области представлена общераспространенными полезными ископаемыми и подземными водами, имеются перспективы обнаружения углеводородного сырья, золота, алмазов. В настоящее время разведано и подготовлено к эксплуатации 489 месторождений торфа, 402 - песчано-гравийного материала, строительных песков и глин, 31 - карбонатных пород, 42 - пресных и 15 - минеральных лечебных вод. Область располагает значительными ресурсами пресных подземных вод (8.7 млн. куб. м в сутки), которые отличаются высоким качеством и наиболее защищены от внешнего воздействия.
Основными потребителями минерально-сырьевых ресурсов в области являются предприятия промышленности строительных материалов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, металлургической промышленности. Наиболее интенсивно добываемыми полезными ископаемыми в области являются строительные пески и песчано-гравийный материал, флюсовые известняки, подземные воды хозяйственно-питьевого назначения.
Обеспеченность области запасами общераспространенных полезных ископаемых и ресурсами подземных вод достаточна для удовлетворения текущих и перспективных потребностей. Однако неравномерность распределения запасов, различная интенсивность их использования на территории области диктуют необходимость проведения геологоразведочных работ на различные виды минерального сырья и подземные воды.
Несмотря на некоторые позитивные результаты, многие проблемы в сфере экологии до конца не решены, требуют новых подходов и дополнительных действий. Преобладание в секторе экономики экологически "грязных" производств, размещение объектов преимущественно в крупных городах и промышленных центрах, растущее количество автотранспорта, низкий уровень технического оснащения предприятий, постоянное увеличение площадей для размещения отходов являются основными причинами негативного воздействия на окружающую среду.
Территория области испытывает значительную техногенную нагрузку по сравнению с другими регионами России. В приложении 2 приведены данные по антропогенному воздействию на окружающую среду в регионах Северо-Западного федерального округа в 2006 году (по данным сборника Федеральной службы государственной статистики "Основные показатели охраны окружающей среды в 2006 году").
В 2006 году в выбросах загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников по Российской Федерации (20.6 млн. тонн), доля области составила 2.3%. По количеству выбросов область занимает 9 место среди субъектов Российской Федерации, 2 место в Северо-Западном федеральном округе. В то же время удельный вес уловленных и обезвреженных загрязняющих веществ в общем количестве выбросов, отходящих от стационарных источников, в области один из самых высоких - 80.3% (в среднем по России - 74.8%, по Северо-Западному федеральному округу - 72.9%).
По объему загрязненных сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты, в Северо-Западном федеральном округе область занимает 6 место. Показатель экономии свежей воды за счет оборотного и повторного ее использования 85% - самый высокий в Северо-Западном федеральном округе.
Вологодская область находится на 3 месте в Северо-Западном федеральном округе по объемам образования отходов и на 2 месте - по показателю использования и переработки отходов производства и потребления (исключая Ленинградскую область и Санкт-Петербург, у которых удельный вес образования отходов в общем объеме региона незначителен). В области 68.7% отходов используется и обезвреживается или передается на переработку.
Область занимает 4 место в Северо-Западном федеральном округе по объемам инвестиций, направляемых на охрану окружающей среды, и 11 место по доле ООПТ в общей территории.
По количеству разведанных запасов песчано-гравийного материала область занимает лидирующее место на Северо-Западе. Запасы торфяного фонда превышают запасы торфа Новгородской и Ленинградской областей, вместе взятых. В области расположено одно из крупнейших в России Белоручейское месторождение флюсовых известняков, способное обеспечить потребности ОАО "Северсталь" на 100 лет. Удельный вес минерально-сырьевого потенциала области составляет 0.045% от общероссийского.
За последние годы в Вологодской области в целом сформирована нормативно-правовая база в сфере рационального природопользования и охраны окружающей среды. В настоящее время на уровне области приняты и действуют 68 нормативных правовых актов. Только в 2006 году разработаны и приняты 4 закона области и 12 постановлений Правительства области в указанной сфере. Проводимая экологическая политика позволила сохранить существующий природный потенциал и не допустить ощутимого загрязнения окружающей среды, несмотря на развитие отраслей народного хозяйства.
Этому способствовали разработка и реализация:
концепций:
природопользования и охраны окружающей природной среды Вологодской области на период до 2010 года;
непрерывного экологического образования в Вологодской области;
совершенствования и развития минерально-сырьевой базы Вологодской области;
мероприятий по охране окружающей среды и развитию минерально-сырьевой базы Вологодской области на 2006 - 2010 годы;
долгосрочных планов действий:
по развитию системы комплексного мониторинга окружающей среды;
по предупреждению пожаров в лесах и на месторождениях торфа;
по обращению с твердыми бытовыми отходами;
по развитию экологического образования.
В то же время выполнение принятых программ и мероприятий идет с отставанием из-за нехватки финансирования. Доля расходов в бюджете области на охрану окружающей среды недостаточна для решения актуальных природоохранных задач: в 2006 году она составила лишь 0.25%, в то время как аналогичный показатель в развитых странах составляет не менее 2 - 3% (в России в 2007 году по предварительной оценке он составит 0.26%).
Низкая эффективность решения экологических проблем обусловлена также недостаточностью правовой базы природоохранной деятельности, низким уровнем экологической культуры населения.
В плановых документах, определяющих развитие экономики на федеральном и областном уровнях (посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, приоритетных национальных проектах, концепции Стратегии социально-экономического развития области, посланиях Губернатора области Законодательному Собранию области), экологические проблемы отражены недостаточно акцентированно, учитывая остроту других проблем. Одной из целей разработки и реализации Стратегии является дальнейшее развитие природоохранной деятельности как приоритетного направления, без которого невозможно устойчивое развитие области.
Для оценки сложившейся ситуации произведен SWOT-анализ.
S (сильные стороны):
стабильная экологическая обстановка в области, 70% территории не подвержено сильному антропогенному влиянию;
существенная (выше, чем в других регионах) поддержка природоохранной деятельности Правительством области;
целевое планирование финансирования природоохранных мероприятий;
высокий уровень переработки промышленных отходов;
высокий процент оборотного водоснабжения в структуре водопотребления и водоотведения области;
включение в число приоритетных направлений развития муниципальных образований области совершенствования системы сбора, вывоза и захоронения отходов;
наличие системы комплексного мониторинга окружающей среды и ГИС-технологий;
наличие развернутой до уровня муниципальных образований области эколого-аналитической системы "Кедр-регион";
развитая система непрерывного экологического образования и просвещения населения.
W (слабые стороны):
охрана окружающей среды и рациональное природопользование, за исключением лесной отрасли, не входят в число приоритетных направлений развития области;
значительная дифференциация городов и районов по уровню и возможностям социально-экономического развития;
концентрация промышленных предприятий в крупных городах, высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Череповце, значительное антропогенное воздействие на водные объекты в городе Соколе;
отсутствие экономически эффективных механизмов компенсации вреда, причиненного загрязнением окружающей среды;
отсутствие системы сбора, вывоза и захоронения отходов в большинстве сельских поселений;