Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ ("ДОРОЖНОЙ КАРТЫ") "ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ И КАЧЕСТВА УСЛУГ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) НА 2013 - 2018 ГОДЫ" (с изменениями на: 08.06.2015)

I. Общее описание "Дорожной карты"


1. Реализация Плана мероприятий ("Дорожной карты") "Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) на 2013 - 2018 годы" призвана обеспечить доступность, повысить эффективность и качество предоставления населению услуг в сфере социального обслуживания, увязанных с переходом на "эффективный контракт".

Для полного удовлетворения потребностей пожилых граждан в социальных услугах, отвечающих современным требованиям, необходимы модернизация и развитие системы социального обслуживания населения, ее адаптация к изменяющимся правовым, социально-экономическим и демографическим условиям, в том числе путем решения кадровых проблем отрасли.

В целях сохранения кадрового потенциала и повышения престижа профессии социальных работников необходимо провести комплекс мероприятий, в том числе связанных с повышением оплаты труда.

Реформирование и дальнейшее развитие системы социального обслуживания возможно лишь на обновленной законодательной базе, состоящей из федерального законодательства и законодательства Республики Саха (Якутия), гармоничное развитие которых должно представлять собой взаимосвязанный и взаимообусловленный процесс.

Демографическое развитие Республики Саха (Якутия) в 2014 году, по предварительным данным, характеризируется стабильными показателями рождаемости, общей смертности и естественным приростом населения. Общая численность населения республики составила, по предварительным данным, на 1 января 2015 года 956 896 человек.

В республике наметилась тенденция увеличения среднего возраста населения. Если на начало 1990 года средний возраст населения составлял 27,9 лет, то на начало 2013 года - 33,4 года.

Ожидаемая продолжительность жизни в 2013 году по республике составила 69,13 лет.

В сравнении с 2013 годом численность граждан пенсионного возраста увеличилась на 2% и составила 208,9 тыс. граждан пенсионного возраста, также увеличилась численность граждан пожилого возраста на 4,2%, в 2014 году достигнув 138,5 тыс. человек. Доля лиц пенсионного возраста составила за 2014 год 21,8% от общей численности населения, доля пожилых - 14,5%. Согласно прогнозу демографических показателей Республики Саха (Якутия), к 2025 году численность населения пенсионного возраста достигнет 252,6 тыс. человек, а удельный вес в общей численности населения республики составит уже 25,2%.

За 2014 год численность инвалидов в Республике Саха (Якутия) составила 57 135 человек - 6% от всего населения (в 2009 году - 5,3%), в том числе: инвалиды 1 группы - 11 082, инвалиды 2 группы - 18 365, инвалиды 3 группы - 21 503, дети-инвалиды - 6 185 или 2,4% от общей численности детского населения республики (в 2009 г. - 2,5%).

Сеть учреждений социального обслуживания населения республики включает в себя 105 учреждений, из них: 35 управлений социальной защиты населения, 16 домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 5 психоневрологических домов-интернатов для престарелых и инвалидов, 1 Детский дом-интернат для умственно отсталых детей, 19 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних детей, 12 центров социальной помощи семье и детям, 8 реабилитационных центров ветеранов, инвалидов и детей-инвалидов, 3 комплексных центра социального обслуживания, 2 центра социально-бытового обслуживания, Республиканский техникум-интернат профессиональной и медико-социальной реабилитации инвалидов, Специальный дом системы социального обслуживания, 1 Центр социальных выплат, государственное бюджетное учреждение "Победа в Великой Отечественной войне".

В сфере социального обслуживания заняты 4 804,5 штатные единицы, из них 23,4% - в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, 18,6% - в управлениях социальной защиты населения, 16,7% - в психоневрологических домах-интернатах, 15,2% - в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, 14% - в реабилитационных центрах для инвалидов, детей-инвалидов и ветеранов, 9,3% - в центрах социально-бытового обслуживания и комплексных центрах социального обслуживания, 2,8% - в центрах социальной помощи семье и детям.

2. Проблемы, сложившиеся в сфере социального обслуживания населения, обусловлены следующими обстоятельствами:

2.1. Действующая сеть учреждений социального обслуживания не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах. Об этом свидетельствуют недостаточная доступность предоставления социальных услуг, сохраняющиеся в республике на протяжении длительного времени очереди на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях.

Очередность на получение надомных социальных услуг на 2015 год составляет 767 человек, на получение стационарных - 456 человек, в том числе для устройства в интернаты психоневрологического типа 205 человек (в том числе больше года - 137), общего типа - 241 человек (в том числе больше года - 111), для детей-инвалидов - 10 (в том числе больше года - 5) человек. По сравнению с 2014 годом наблюдается снижение очередности на стационарное обслуживание на 6,9% и на надомное обслуживание на 43%.

Вместе с тем, количество имеющихся мест в стационарных организациях социального обслуживания республики составляет 53,3% от норматива, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 ноября 2014 года N 934-н "Об утверждении методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания".

В целях сокращения очередности в учреждениях стационарного и надомного социального обслуживания, сохранения домашних условий пребывания, снижения нагрузки на стационарные учреждения социального обслуживания и оптимизации бюджетных расходов, связанных с дорогостоящим стационарным социальным обслуживанием, в республике внедряются стационар замещающие технологии:

в 15 улусах (районах) республики созданы 50 приемных семей для граждан пожилого возраста;

созданы 22 социальные мобильные бригады, оказывающие социальные услуги для граждан, проживающих в труднодоступных отдаленных населенных пунктах;

реализуются меры социальной помощи по предоставлению ветеранам Великой Отечественной войны специализированной услуги экстренной социальной помощи "тревожная кнопка".

Достижение к 2018 году полной ликвидации очереди на получение надомных услуг планируется путем увеличения нагрузки на одного социального работника, в среднем с 5,4 до 7,2 получателей социальных услуг (в сельской местности - 6,2; в городской - 9,4), а также за счет привлечения негосударственного сектора путем передачи государственного заказа.

При имеющейся мощности коечного фонда психоневрологических интернатов очередность на социальные услуги для пожилых и инвалидов не будет ликвидирована в полной мере.

В целях внедрения комплексного подхода к организации социальных служб подготовлен План оптимизации действующей сети учреждений социального обслуживания населения на 2014 - 2015 годы, согласно которому будут оптимизированы малокомплектные учреждения социального обслуживания с созданием филиальной сети учреждений социального обслуживания и центров социального обслуживания населения. В течение 2015 года будет доработана перспективная схема развития и размещения стационарных учреждений социального обслуживания населения Республики Саха (Якутия) до 2020 года.

2.2. В системе социального обслуживания Республики Саха (Якутия) обеспеченность штатами стационарных учреждений социального обслуживания от нормативов, определенных в приказе Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) от 5 декабря 2014 года N 951-ОД, составляет 80%. В домах-интернатах для престарелых и инвалидов и психоневрологических интернатах на данный момент - более 1 600 шт. ед., в то время как потребность по расчетам в соответствии с указанным приказом составляет более 2 тысяч штатных единиц.

По официальным статистическим данным за 2014 год средняя заработная плата социальных работников составила 31 454,0 рублей, или 62% к средней заработной плате по республике (план - 58,0%).

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2014 года N 310 "О мерах по реализации в 2014 году Указа Президента Республики Саха (Якутия) от 29 августа 2012 года N 1616 "О Концепции повышения заработной платы работников учреждений бюджетного сектора экономики и минимальной заработной платы в Республике Саха (Якутия) на 2012 - 2017 годы" принято повышение фонда оплаты труда социальным работникам с 1 августа 2014 года на 5,8%.

Во исполнение данного постановления приказом Министерства от 18 ноября 2014 года N 885-од "О внесении изменений в Положение об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия), утвержденное приказом от 16 октября 2013 года N 946-од" утверждены новые размеры должностных окладов и повышающих коэффициентов к окладу.

Приказом Министерства от 10 июля 2014 года N 541-од утвержден перечень должностей, относимых к административно-управленческому персоналу подведомственных учреждений министерства. На основании данного приказа для поддержания уровня соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения разработан проект приказа об обеспечении соотношения средней заработной платы основного и вспомогательного персонала учреждений социального обслуживания населения до 1:0,7 - 1:0,5 с учетом типа учреждения и установления предельной (не более 40%) доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда учреждений социального обслуживания населения.

С 1 января 2014 года государственная гарантия по оплате труда в республике доведена до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и составила 12 515 рублей.