РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 25 декабря 2014 года N 433-рп
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции распоряжения Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 N 5-рп)
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года (далее - Программа).
2. Министерству финансов Ставропольского края в течение месяца со дня подписания настоящего распоряжения разработать и внести в установленном порядке на рассмотрение в Правительство Ставропольского края проект распоряжения Правительства Ставропольского края об утверждении плана мероприятий по реализации в 2015 году Программы, содержащего показатели эффективности ее реализации.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя председателя Правительства Ставропольского края - министра финансов Ставропольского края Калинченко Л.А.
4. Настоящее распоряжение вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Ставропольского края
В.В.ВЛАДИМИРОВ
ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в редакции распоряжения Правительства Ставропольского края от 20.01.2017 N 5-рп)
Программа повышения эффективности управления государственными финансами Ставропольского края на период до 2020 года разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013 - 2015 годах, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 года N 2593-р, решением заседания Государственного совета Российской Федерации от 4 октября 2013 года по вопросу повышения эффективности бюджетных расходов и определяет основные направления деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края в данной сфере.
Настоящая Программа является логическим продолжением Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года, утвержденной распоряжением Правительства Ставропольского края от 17 ноября 2010 года N 481-рп (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года). Работа по основным направлениям реализации указанной программы проводилась в 2011 - 2013 годах. Основными итогами Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года стали:
переход с 2012 года к утверждению закона Ставропольского края о бюджете Ставропольского края на очередной финансовый год и плановый период (далее - Закон о бюджете);
преобразование системы оказания государственных (муниципальных) услуг, предоставляемых государственными (муниципальными) учреждениями Ставропольского края, в соответствии с требованиями положений Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее - Федеральный закон);
выход Ставропольского края на рынок среднесрочных долговых заимствований (облигационных займов) (это позволило впервые за последние 8 лет повысить кредитный рейтинг Ставропольского края на два пункта с уровня "В+" до уровня "ВВ", а также существенно снизить долговую нагрузку бюджета Ставропольского края (далее - краевой бюджет) в краткосрочной перспективе);
утверждение и реализация 21 государственной программы Ставропольского края (расходы краевого бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов утверждены в разрезе государственных программ Ставропольского края (в "программном" формате), что является необходимым фундаментом для осуществления полноценного перехода на программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края);
создание резервного фонда Ставропольского края (данный фонд формируется за счет остатка средств краевого бюджета, не имеющих целевого назначения, и призван обеспечить финансовую безопасность выполнения социальных обязательств перед населением Ставропольского края в случае недопоступления запланированных доходов краевого бюджета и (или) источников финансирования дефицита краевого бюджета);
преобразование систем государственного финансового контроля, мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого органами исполнительной власти Ставропольского края, и оценки качества управления бюджетным процессом в муниципальных районах и городских округах Ставропольского края;
реализация органами исполнительной власти Ставропольского края ведомственных планов повышения эффективности бюджетных расходов, в рамках которых проведена определенная оптимизация сети государственных учреждений Ставропольского края, их имущественного комплекса, а также численности государственных гражданских служащих Ставропольского края (далее - гражданские служащие);
введение в эксплуатацию официального сайта Ставропольского края (www.finance.stavkray.ru) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о государственных (муниципальных) финансах в Ставропольском крае с целью повышения прозрачности деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края;
победа в 2011 году в конкурсе региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов, проведенном Министерством финансов Российской Федерации, в результате чего на ее реализацию Ставропольскому краю в 2011 году предоставлена субсидия из федерального бюджета в размере 61569,70 тыс. рублей;
присвоение Ставропольскому краю высокой степени качества управления региональными финансами в 2013 - 2014 годах по итогам проведенной Министерством финансов Российской Федерации оценки качества управления региональными финансами.
В целом задачи Программы повышения эффективности бюджетных расходов в Ставропольском крае на период до 2013 года были решены, что обеспечило качественно новую базу для разработки настоящей Программы.
Вместе с тем отдельные задачи, решение которых необходимо для совершенствования системы управления государственными финансами Ставропольского края, остаются нереализованными:
бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием;
ограниченность практики использования государственных программ Ставропольского края в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы бюджетного планирования;
низкая мотивация органов исполнительной власти Ставропольского края к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов;
формальное применение органами исполнительной власти Ставропольского края новых форм оказания и финансового обеспечения государственных услуг в связи с осуществлением преобразований в сфере оказания государственных услуг в сжатые сроки;
недостаточная эффективность действующей системы межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Ставропольского края;
отсутствие действенных инструментов ограничения долговой нагрузки на краевой бюджет;
низкая степень автоматизации системы управления государственными финансами Ставропольского края.
Сформулированные на период до 2020 года стратегические цели и задачи социально-экономического развития (прежде всего в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года) требуют продолжения преобразований в области бюджетных правоотношений с выходом системы управления государственными финансами на новый уровень.
Эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами Ставропольского края является важнейшим условием повышения уровня и качества жизни населения Ставропольского края, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения стратегических целей социально-экономического развития Ставропольского края.
Исходя из этого целью настоящей Программы является повышение эффективности управления государственными финансами Ставропольского края, для достижения которой предлагается обеспечить решение следующих основных задач:
завершение полноценного внедрения программно-целевых методов управления бюджетным процессом;
реализация мер по повышению функциональной эффективности бюджетных расходов;
упорядочение структуры управления финансовыми ресурсами;
совершенствование государственного финансового контроля с целью его ориентации на оценку эффективности бюджетных расходов;
обеспечение повышения качества финансового менеджмента в секторе государственного управления;
повышение открытости и прозрачности управления общественными финансами.
Общими предпосылками для достижения цели и решения основных задач настоящей Программы являются долгосрочная устойчивость и сбалансированность краевого бюджета.
Настоящая Программа определяет общие механизмы и основные мероприятия по достижению ее цели и решению основных задач.
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в рамках реализации государственных программ Ставропольского края, в которые предполагается включать конкретизированные мероприятия, определяемые планом мероприятий по реализации настоящей Программы, утверждаемым Правительством Ставропольского края, с указанием контрольных событий, непосредственных и конечных результатов их реализации.
Координация деятельности органов исполнительной власти Ставропольского края по реализации настоящей Программы будет осуществляться межведомственной комиссией по повышению результативности бюджетных расходов, образованной постановлением Правительства Ставропольского края от 19 апреля 2006 года N 52-п.
Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности краевого бюджета как ключевого звена бюджетной системы Ставропольского края является важнейшей предпосылкой для сохранения макроэкономической стабильности, которая, в свою очередь, создает базовые условия для экономического роста и улучшения инвестиционного климата в Ставропольском крае.
Переход к формированию краевого бюджета на основе государственных программ Ставропольского края предъявляет дополнительные требования к устойчивости бюджетной системы Ставропольского края в части, касающейся гарантированного обеспечения финансовыми ресурсами действующих расходных обязательств Ставропольского края, прозрачного и конкурентного распределения имеющихся средств краевого бюджета. Тем самым реализуется возможность полноценного применения программно-целевого метода реализации государственной политики, что создает прочную основу для системного повышения эффективности бюджетных расходов, концентрации всех ресурсов Ставропольского края на важнейших направлениях развития Ставропольского края.
Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности краевого бюджета необходимо исходить из следующих принципов:
повышение надежности экономических прогнозов;
использование консервативных сценариев при прогнозировании доходов краевого бюджета;
интеграция налоговой политики Ставропольского края с задачами улучшения предпринимательского климата, повышения инвестиционной привлекательности Ставропольского края и создания условий для увеличения доходов краевого бюджета;
повышение эффективности администрирования неналоговых доходов краевого бюджета;
сохранение объема государственного долга на безопасном уровне;
формирование параметров краевого бюджета исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств Ставропольского края;
обеспечение достаточной гибкости объема и структуры бюджетных расходов для их перераспределения в соответствии с новыми приоритетами государственной политики либо сокращения при неблагоприятной динамике бюджетных доходов.
Налоговая политика Ставропольского края должна быть направлена на дальнейшее расширение налоговой базы и достижение устойчивой положительной динамики поступления налогов путем:
повышения достоверности планирования доходов краевого бюджета;
совершенствования законодательной и нормативной базы Ставропольского края по вопросам налогообложения;
оценки эффективности применения налоговых льгот и иных налоговых преференций;
совершенствования имущественного налогообложения;
мониторинга уровня собираемости налогов;
снижения недоимки по налогам и сборам.
Для оптимизации расходных обязательств Ставропольского края с учетом эффективности их реализации необходимо обеспечить:
формирование "программного" краевого бюджета на основе государственных программ Ставропольского края, проведение оценки бюджетной эффективности реализации государственных программ Ставропольского края с последующей оптимизацией расходов краевого бюджета по результатам проведенной оценки;
планирование расходов краевого бюджета исключительно на основе бюджетных правил;
оптимизацию расходов на оказание государственных услуг в соответствии с "дорожными картами" изменений в отраслях социальной сферы Ставропольского края, направленных на повышение их эффективности, оптимизацию сети государственных учреждений Ставропольского края;
повышение адресности социальной поддержки граждан;
использование механизмов государственно-частного партнерства, позволяющих привлечь инвестиции и услуги частных компаний для решения государственных задач;
формирование государственного задания на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам (выполнение работ) на основе ведомственных перечней государственных услуг (работ), сформированных в соответствии с базовыми (отраслевыми) перечнями государственных услуг (работ), утверждаемыми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности услуг.
Повышение эффективности управления государственными нефинансовыми активами (имущественным комплексом) Ставропольского края является существенным резервом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Ставропольского края.