ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 года N 1363
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (2015 - 2020 ГОДЫ)"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании постановления администрации Владимирской области от 29.12.2017 N 1169.
____________________________________________________________________
(в редакции постановлений администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 690, от 30.12.2015 N 1333, от 15.02.2016 N 111, от 05.08.2016 N 685, от 08.09.2016 N 798, от 13.01.2017 N 17, от 09.02.2017 N 97, от 15.02.2017 N 99, от 11.04.2017 N 326, от 19.06.2017 N 493)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2016 N 1532 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики", а также на основании статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Губернатора области от 24.02.2014 N 164 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Владимирской области", в целях укрепления единства российской нации на территории Владимирской области постановляю:
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 09.02.2017 N 97)
1. Утвердить государственную программу Владимирской области "Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов во Владимирской области (2015 - 2020 годы)" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя комитета общественных связей и СМИ администрации области.
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 13.01.2017 N 17)
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор области
С.Ю.ОРЛОВА
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "УКРЕПЛЕНИЕ ЕДИНСТВА РОССИЙСКОЙ НАЦИИ И ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ НАРОДОВ ВО ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ (2015 - 2020 ГОДЫ)"
(в редакции постановлений администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 690, от 30.12.2015 N 1333, от 15.02.2016 N 111, от 05.08.2016 N 685, от 08.09.2016 N 798, от 13.01.2017 N 17, от 09.02.2017 N 97, от 15.02.2017 N 99, от 11.04.2017 N 326, от 19.06.2017 N 493)
Наименование государственной программы Владимирской области | Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов во Владимирской области (2015 - 2020 годы) (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер нормативного акта Правительства Российской Федерации, которым утверждена соответствующая по целям программа федерального уровня | |
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 09.02.2017 N 97) | |
Ответственный исполнитель Программы | Комитет общественных связей и СМИ администрации Владимирской области |
Соисполнители Программы | Отсутствуют |
Участники Программы | - департамент административных органов и общественной безопасности администрации Владимирской области; |
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 05.08.2016 N 685) | |
Подпрограммы Программы | Отсутствуют |
Цели Программы | - укрепление единства российской нации на территории Владимирской области; |
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 09.02.2017 N 97) | |
Задачи Программы | - создание условий для утверждения в сознании населения российской гражданской идентичности; |
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 09.02.2017 N 97) | |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве жителей Владимирской области; |
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 19.06.2017 N 493) | |
Этапы и сроки реализации Программы | 2015 - 2020 годы, в том числе: |
Объем бюджетных ассигнований Программы (подпрограммы), в том числе по годам и источникам | Общий объем финансирования государственной программы составляет 95811,07 тыс. руб., в том числе: |
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 15.02.2017 N 99) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - доля граждан, положительно оценивающих состояние межнациональных отношений, в общем количестве граждан Владимирской области к 2020 году составит 67 процентов; |
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 19.06.2017 N 493) |
Владимирский край до начала XX века являлся традиционно моноэтническим и мононациональным (русские составляли 99,74% всего населения). В настоящее время регион представляет собой мультикультурное сообщество с этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами.
Владимирская область - регион Центрального Федерального округа с относительно стабильным демографическим составом, в котором городское население (77,6%) преобладает над сельским (22,4%). Плотность населения (49,3 чел./кв. км) в 6 раз превышает среднероссийскую.
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, во Владимирской области проживают представители 115 этнических групп, каждая из которых обладает своими особенностями материальной и духовной культуры. 95,6% жителей области составляют русские, украинцы - 0,9%, татары - 0,5%, армяне - 0,5%, белорусы - 0,3%, другие национальности - 2,2% <1>.
(в ред. постановления администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 690)
________________
<1> Всероссийская перепись населения/Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области /http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/census_and_researching/census/national_census_2010/.
Численность постоянного населения Владимирской области по состоянию на 01.01.2014 составила 1413,0 тыс. человек и по отношению к аналогичному периоду прошлого года сократилась на 0,6% (или 8,7 тыс. человек), за межпереписной период (2002 - 2010 гг.) - на 5,3%.
В межпереписной период отмечена трансформация этнической структуры населения области, обусловленная действием трех основных факторов. Первый из них связан с различиями в естественном воспроизводстве. Естественный прирост коренного населения региона имеет отрицательную динамику. В то же время во Владимирской области значительно увеличилась численность постоянно проживающих, отнесших себя к киргизам (в 5,2 раз), узбекам (в 4,1 раза) и таджикам (в 3,4 раза).
Второй фактор - это процессы во внешней миграции. С одной стороны, миграционные связи области с другими регионами России и странами ближнего зарубежья не оказывали существенного влияния на общее изменение численности жителей области, поскольку главным фактором являлась естественная убыль населения. С другой стороны, происходит возрастание потоков иммигрантов, временно находящихся на территории Владимирской области. По сравнению с 2002 г. численность временного населения увеличилась в 4,2 раза. Из них 93% имели целью приезда трудовую деятельность. Среди бывших стран СНГ, экспортирующих рабочую силу во Владимирскую область, ведущее место занимают Украина, Узбекистан, Таджикистан, Молдова (январь - август 2014 года) <2>, а из стран дальнего зарубежья - Вьетнам, Турция.
________________
<2> Социально-экономическое положение Владимирской области за январь - август 2014 года / Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области / http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/statistics/.
Третий фактор изменения национального состава населения области связан с процессами смены этнического самосознания под влиянием смешанных браков, число которых увеличивается. Если в I полугодии 2013 года было зарегистрировано 170 браков с иностранными гражданами стран ближнего и дальнего зарубежья, то в I полугодии 2014 года - 347 <3>.
________________
<3> Сведения о регистрации актов гражданского состояния с участием иностранных граждан/Официальный сайт департамента ЗАГС администрации Владимирской области/ http://zags.avo.ru/index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=61&Itemid=83.
Во Владимирской области действуют 387 религиозных организаций, представляющих 17 конфессий. Доминирующее положение занимает Русская Православная Церковь, которой принадлежит 314 (79%) религиозных организаций.
(в ред. постановлений администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 690, от 05.08.2016 N 685)
В регионе зарегистрировано 24 национальное объединение, из них 3 национально-культурные автономии. Национальные общественные объединения созданы армянами, азербайджанцами, поляками, евреями, грузинами, дагестанцами, узбеками, таджиками, езидами, корейцами, татарами, цыганами.
(в ред. постановлений администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 690, от 05.08.2016 N 685)
Согласно социологическим исследованиям подавляющее большинство респондентов во Владимирской области относятся нейтрально либо положительно к представителям других национальностей, проживающим на территории региона, - 77% <4>. Однако 21% опрошенных относятся к ним негативно (2012 год - 7,7% <5>).
________________
<4> Результаты социологического исследования 2013 года по выявлению уровня удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления городских округов (муниципальных районов) Владимирской области/Официальный Интернет-портал администрации Владимирской области / http://www.rgo.avo.ru/konfessii.
<5> Результаты социологического опроса 2012 года по оценке населением результатов деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Владимирской области/Официальный Интернет-портал администрации Владимирской области / http://www.rgo.avo.ru/konfessii.
Одинаковое количество опрошенных жителей Владимирской области (по 42%) отметили невысокий и средний уровень распространения экстремистских настроений за последний год. А 10% определили этот показатель как высокий.
В целом во Владимирской области отношение к национальным меньшинствам толерантное, но сохранять сложившееся этноконфессиональное равновесие становится сложнее в силу нижеуказанных проблем.
На состояние этноконфессиональных отношений во Владимирской области оказывают влияние такие факторы, как социально-экономические, духовно-нравственные, политические, организационно-управленческие, правовые.
Среди социально-экономических факторов следует выделить:
- естественную убыль титульного населения трудоспособного возраста;
- невысокий уровень жизни: 13,7% населения Владимирской области имели в 2013 году среднедушевые доходы ниже величины прожиточного минимума <6>, реальные располагаемые денежные доходы в январе - июле 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года снизились на 0,7%. Индекс потребительских цен в августе 2014 года к августу 2013 года составил 109,8% <7>;
- разбалансированность рынка труда (переизбыток специалистов с высшим образованием и недостаток кадров рабочих профессий);
- безработицу (в том числе среди молодежи), которая в январе - июле 2014 года составила 4,6% <8>.
________________
<6> Уровень бедности и социально-экономическая дифференциация населения в 2013 году/Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области/ http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/statistics/standards_of_life/.
<7> Социально-экономическое положение Владимирской области за январь - август 2014 года/Официальный сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Владимирской области/ http://vladimirstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/vladimirstat/ru/statistics/.
<8> Там же.
Среди духовно-культурных факторов одним из негативных является распространение идеологии национализма, ксенофобской риторики. 31% опрошенных жителей Владимирской области поддерживают организации, выступающие против миграции под лозунгом "Россия для русских", в то же время 17% считают, что такие организации необходимо запретить.
К политическим факторам, прямо или опосредованно влияющим на состояние этноконфессиональных отношений, относятся: борьба националистических сил за присутствие в региональной власти, использование религиозной и национальной тематики в политических целях. Так, в 2010 году в ходе выборов в Петушинском районе представители Русского Общенационального Союза (далее - РОНС), баллотировавшиеся в органы местного самоуправления, активно использовали ксенофобские лозунги. Это послужило причиной признания судом РОНС в 2011 году экстремистской организацией. Ранее лидер РОНС И.В. Артемов избирался депутатом Законодательного собрания области 3 и 4 созывов (2000 - 2009 годы).
На протяжении последнего десятилетия имела место недооценка органами власти и органами местного самоуправления региона значимости государственной национальной политики, что характеризовало организационно-управленческий фактор. Только начиная с 2013 года региональная власть приступила к созданию единого организационно-управленческого механизма по реализации государственной национальной политики в области.
Среди правовых факторов на этноконфессиональные отношения в регионе может оказывать негативное влияние отсутствие нормативной правовой базы, низкий уровень самоорганизации национального сообщества и слабо контролируемые миграционные процессы. В области юридически зарегистрировано только 24 национальные организации (в то время как религиозных - 387). Это отрицательно отражается на правовой защищенности мигрантов и усугубляет процесс их социальной адаптации. Некоторые диаспоры, не имея официальных общественных организаций, хорошо самоорганизованы в рамках неформализованных групп, что вызывает обоснованные опасения коренного населения области.
(в ред. постановлений администрации Владимирской области от 14.07.2015 N 690, от 05.08.2016 N 685)
Указанные социально-политические и экономические трансформации послужили предпосылками к возникновению комплекса противоречий и проблем в сфере этноконфессиональных отношений в регионе.
В общественном сознании по-прежнему доминируют, а зачастую усиливаются многочисленные стереотипные негативные представления. Это может привести к разобщенности людей разных национальностей, которые, являясь гражданами одного государства, не понимают, в чем заключается их единство, не видят для себя общих целей и задач, социокультурных ориентиров.
В отношении некоторых народов у значительной части владимирцев сформировалось устойчивое негативное отношение, что выступает одним из источников национал-экстремистских настроений. Результаты социологических исследований подтверждают наличие ксенофобии с ярко выраженной антикавказской направленностью.
Распространению ксенофобии во многом способствовали высокие темпы прироста в регион в короткие отрезки времени отдельных групп представителей иностранной рабочей силы, исповедующих нетрадиционные для Владимирской области религии, что повышает риск эскалации межэтнической напряженности. Этому способствует и неготовность некоторых представителей коренного населения к толерантному восприятию иных национальных и религиозных традиций.