Недействующий

 
  ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ  

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  

 от 11 декабря 2009 года N 1944  

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Вологодской области от 19.12.2016 N 1149.
____________________________________________________________________

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области
от 19.03.2010 N 299, от 13.09.2012 N 1068,
от 02.06.2014 N 467, от 19.01.2015 N 4)

Во исполнение постановления Губернатора области от 12 июля 2007 года N 226 "О разработке Стратегий развития отраслей до 2020 года" Правительство области

постановляет:

1. Одобрить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Вологодской области до 2020 года.

2. Департаменту физической культуры и спорта области (С.Р. Фокичев) принять меры по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Вологодской области до 2020 года.

(в ред. постановлений Правительства Вологодской области от 19.03.2010 N 299, от 13.09.2012 N 1068, от 02.06.2014 N 467)

3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора области О.А. Васильева.

Справку о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 марта.

Справку об исполнении постановления представить к 15 марта 2021 года.

(п. 3 в ред. постановления Правительства Вологодской области от 19.01.2015 N 4)

Губернатор области
В.Е.ПОЗГАЛЕВ


Одобрена
Постановлением
Правительства области
от 11 декабря 2009 года N 1944


СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА (ДАЛЕЕ - СТРАТЕГИЯ)

(в ред. постановления Правительства Вологодской области от 02.06.2014 N 467)

1. Общие положения


Основополагающей задачей государственной политики в России является создание условий для роста благосостояния населения, национального самосознания и обеспечения долгосрочной социальной стабильности (федеральная целевая программа "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 года N 7). Реализации этой задачи в значительной степени способствует обеспечение условий для сохранения и улучшения физического и духовного здоровья граждан. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности граждан в течение всей жизни.

Объем и интенсивность двигательной активности людей снижается по мере развития научно-технического прогресса, увеличения информационных, психологических перегрузок. Качество физического развития детей и молодежи не отвечает современным требованиям, что является следствием низкого уровня охвата занятиями физической культурой и спортом населения области и прежде всего молодежи. В 2008 году только 14.2% населения занимались физической культурой и спортом постоянно. Число учащихся и молодежи, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, ежегодно увеличивается.

Опыт передовых стран, где физической культурой и спортом регулярно занимаются 30 - 60% населения, показывает, что для повышения физической активности населения необходимы разработка и реализация Стратегии, развитие материально-спортивной базы учреждений физической культуры и спорта, обеспечение населения необходимыми спортивными сооружениями и инвентарем, а также широкая информационно-пропагандистская работа по формированию привлекательного имиджа спорта.

Основные цели разработки Стратегии:

создание условий для укрепления здоровья населения;

развитие материально-спортивной базы и инфраструктуры физической культуры и спорта;

популяризация массового и профессионального спорта;

приобщение широких слоев населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.

В настоящей Стратегии используются понятия, применяемые в значениях, определенных Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (с последующими изменениями).

2. Общая характеристика ситуации в области физической культуры и спорта

2.1. Количество спортивных сооружений


С 2001 по 2008 год в области наблюдался постоянный рост числа спортивных сооружений. Так, число сооружений в 2008 году превышало аналогичный показатель 2001 года на 16%, средний темп прироста числа спортивных сооружений за истекший период составлял 2.2% в год.

Число дворцов спорта с 2001 по 2008 год увеличилось с 3 до 6 единиц. За указанный период увеличилось количество лыжных баз, в 2001 году их насчитывалось 22, в 2008 году - уже 48, число плоскостных спортивных сооружений увеличилось на 129 единиц.

В 2008 году, несмотря на положительную динамику, имеющиеся спортивные сооружения не обеспечивали потребности населения. Плоскостные спортивные сооружения (612 единиц) составляли 13.8%, спортивные залы (578 единиц) - 53.8%, бассейны (7 единиц) - 1.5% от норматива, установленного распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 года N 1683-р (далее - установленный норматив). Для сравнения, в среднем по Северо-Западному федеральному округу эти показатели были равны соответственно: плоскостные спортивные сооружения - 16.2%, спортивные залы - 53.7%, бассейны - 5.8%.

Для решения этой проблемы за счет средств областного бюджета вводились в эксплуатацию новые спортивные сооружения, с 2004 по 2008 год введены следующие значимые спортивные сооружения:

в городе Череповце - дворец игровых видов спорта "Юбилейный" на 2 тысячи зрителей, ледовый дворец на 6 тысяч зрителей, тренировочный зал с искусственным льдом на 500 зрителей, Центр боевых искусств с двенадцатью спортивными залами, волейбольный центр;

в городе Вологде - современный центр спортивной гимнастики, два стандартных футбольных поля с синтетическим покрытием и игровая площадка с синтетическим покрытием, универсальный спортивный комплекс по ул. М. Конева;

в городах Великом Устюге и Тотьме - плавательные бассейны;

в Междуреченском, Верховажском и Харовском муниципальных районах - физкультурно-оздоровительные комплексы;

в Бабаевском и Череповецком муниципальных районах - лыжероллерные трассы.

Кроме того, в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" и социального проекта Министерства спорта Российской Федерации и Всероссийской политической партии "Единая Россия" "Строительство физкультурно-оздоровительных комплексов" Вологодская область в качестве субсидий из федерального бюджета на строительство и реконструкцию спортивных сооружений за период с 2006 по 2013 год получила 192.9 млн. рублей.

В период с 2008 по 2013 год при софинансировании из федерального бюджета введены в строй физкультурно-оздоровительный комплекс в г. Харовске, "Центр здоровья и детского спорта" в п. Майский, административное здание в комплексе биатлонной трассы в д. Кудринской Верховажского района, физкультурно-оздоровительный комплекс с искусственным льдом в г. Вологде, спортивный комплекс с ледовой площадкой в п. Шексна, оснащено искусственным покрытием футбольное поле для детско-юношеской спортивной школы "Аист" в г. Череповце, проведена реконструкция "Дома спорта" в г. Белозерске, получено искусственное футбольное покрытие с комплектующими материалами для детско-юношеской спортивной школы в г. Соколе.

При финансовой поддержке ОАО "Газпром" построены физкультурно-оздоровительные комплексы с плавательными бассейнами в г. Грязовце, с. Нюксеница, пос. Юбилейный Тотемского района.

По состоянию на 31 декабря 2013 года в Вологодской области функционировало 1907 спортивных сооружений и 60 объектов спорта, из них в муниципальной собственности находились 1592 объекта (80.9%). По итогам 2013 года Вологодская область занимала 4 место в Северо-Западном федеральном округе по обеспеченности спортивными сооружениями.

2.2. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений


С 2001 по 2008 год единовременная пропускная способность спортивных сооружений в области возросла с 31.6 до 43.5 тысячи человек - в среднем на 1.7 тысячи человек в год.

Динамика единовременной пропускной способности всех спортивных сооружений из расчета на 10 тысяч населения области возросла в 2008 году до 352 человек. Несмотря на рост показателя, его значение в 5.5 раза ниже установленного норматива - на уровне 1.9 тысячи человек.

В связи с вводом новых спортивных объектов в период с 2009 по 2013 год единовременная пропускная способность объектов спорта области увеличилась на 9.4 тысячи человек. На 31 декабря 2013 года единовременная пропускная способность объектов спорта области составляла 55.2 тысячи человек (0.46 тысячи человек на 10000 человек населения, или 24.3% от норматива по России).

2.3. Обеспеченность спортивными сооружениями


Обеспеченность спортивными сооружениями не одинакова для различных видов спортивных сооружений. В 2008 году обеспеченность спортивными залами составила 26.7%, спортивными площадками - 47%, бассейнами - 6% от установленного норматива. Обеспеченность области плоскостными спортивными сооружениями на 31 декабря 2013 года составляла 64.7%, спортивными залами - 41.4%, плавательными бассейнами - 6.4%.

До 2020 года планируется строительство малобюджетных общедоступных спортивных сооружений в городах и районах области. Введение новых спортивных сооружений позволит повысить обеспеченность населения спортивными сооружениями.

2.4. Кадровый состав работников физической культуры и спорта


Большое значение в развитии физической культуры и спорта в области имеет кадровый потенциал отрасли. Кадровый состав работников физической культуры и спорта области включает в себя учителей общеобразовательных организаций, преподавателей профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, тренеров-преподавателей организаций дополнительного образования, инструкторов-методистов спортивных клубов, работников адаптивной физической культуры.

Численность штатных работников физической культуры и спорта в области постоянно увеличивалась и с 2001 по 2008 год возросла с 1914 до 2311 человек со средним темпом прироста 2.7% в год, которая из расчета на 10 тысяч населения увеличилась с 15 человек в 2001 году до 18 человек в 2008 году. В период с 2009 года по 2013 год численность штатных работников физической культуры и спорта Вологодской области увеличилась на 410 человек и на 31 декабря 2013 года составляла 2721 человек.

Численность работников адаптивной физической культуры с 2003 по 2008 год выросла в 7.6 раза (с 5 человек в 2001 году до 38 человек в 2008 году). На 31 декабря 2013 года численность работников адаптивной физической культуры составила 48 человек.

К 2008 году на 126 человек сократилась численность учителей физической культуры в общеобразовательных организациях (на 16%) и преподавателей физической культуры в профессиональных образовательных организациях (на 8%). Отток профессиональных кадров происходил по причине низкой заработной платы и снижения численности учащихся в этих учебных заведениях. В свою очередь, в период с 2009 года по 2013 год прослеживается рост численности учителей физической культуры в общеобразовательных организациях на 86 человек (13.2%) и преподавателей в профессиональных образовательных организациях на 8 человек (10.7%). В 2013 году количество учителей физической культуры в общеобразовательных организациях достигло уровня 650 человек, преподавателей физической культуры в профессиональных образовательных организациях - 75 человек.

Постепенно повышается образовательный уровень работников физической культуры и спорта. Более половины штатных работников имеют высшее профессиональное образование в области физической культуры и спорта. В 2008 году по сравнению с 2001 годом увеличилась доля работников со средним специальным образованием с 11% до 17%. Доля работников физической культуры и спорта без специального образования соответственно снизилась с 35% до 26%. В общеобразовательных организациях 61% учителей физической культуры имел высшее профессиональное образование, 21% - среднее профессиональное. В 2013 году 77% работников физической культуры и спорта имели высшее или среднее профессиональное образование. Рост численности специалистов и сокращение доли неквалифицированных кадров, наметившиеся в последние годы, безусловно, являются положительной тенденцией в повышении профессиональных навыков работников физической культуры и спорта.

В области имеется возможность повышения квалификации преподавателей физического воспитания. В ФГБОУ ВПО "Вологодский государственный университет" и ФГБОУ ВПО "Череповецкий государственный университет" осуществляется подготовка специалистов с высшим образованием в области физической культуры и спорта. В Череповецком государственном университете осуществляется подготовка преподавателей по адаптивной физической культуре. Количество специалистов в области физической культуры и спорта, прошедших профессиональную подготовку, профессиональную переподготовку, повышение квалификации в 2007 - 2010 годах, не превышало 7 человек при потребности в повышении квалификации от 250 до 300 человек ежегодно. В 2012 году 226 специалистов в области физической культуры и спорта прошли профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

Ежегодно Департаментом физической культуры и спорта области и региональными спортивными федерациями организуются семинары по повышению квалификации тренеров-преподавателей и спортивных судей по различным видам спорта.

К 2008 году две трети работников физической культуры и спорта проживали и работали в городах, в 2013 году данный показатель достиг уровня 80%. С уменьшением доли сельского населения сокращается и доля работников физической культуры, работающих в сельской местности.

2.5. Численность занимающихся физической культурой и спортом


Одновременно с ростом числа спортивных сооружений в области увеличивалась численность регулярно занимающихся физической культурой и спортом и с 2001 по 2008 год возрастала в среднем на 15 тысяч человек в год.

С 2001 по 2008 год численность регулярно занимающихся физической культурой и спортом выросла почти вдвое: с 6.6 до 14.2%, что близко среднему российскому показателю, который был равен 15%.

Доля детей и подростков в возрасте от 6 до 15 лет, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и подростков составляла 20%. Несмотря на положительные тенденции, требовалась дополнительная работа по привлечению детей и подростков к занятиям физической культурой и спортом.

В городских округах и муниципальных районах области создаются условия для занятия физической культурой в дошкольных организациях: оборудованы спортивные комнаты, тренажерные залы, уличные игровые и спортивные площадки, приобретается спортивный инвентарь, проводятся официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия. Тем не менее во многих дошкольных организациях еще отсутствуют необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий с детьми и подростками.

Дети дошкольного возраста являются постоянными участниками официальных областных мероприятий "День здоровья и спорта", "Папа, мама, я - спортивная семья", подвижных игр, спортивных конкурсов, а также городских и районных спортивных мероприятий.

В спортивных секциях общеобразовательных организаций области в 2008 году занималось 47 тысяч детей, только за 2008 год их число увеличилось на 4.5 тысячи человек. Наиболее массовыми видами спорта были лыжные гонки, футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика.

В целях привлечения детей, подростков и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом в области ежегодно проводятся районные и областные спартакиады среди школьников, учащихся системы начального профессионального образования и среди студентов средних и высших специальных учебных заведений. Среди учащихся профессиональных образовательных организаций области проводится ежегодная спартакиада по пяти видам спорта. С 1997 года регулярно проводятся спортивно-оздоровительные игры "Президентские состязания".

В 2008 году увеличилась численность занимающихся физической культурой и спортом в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования в 2.6 и 6.4 раза соответственно. Это объясняется как увеличением общей численности студентов, так и повышением их активности в области физической культуры и спорта.

Организация работы со студенческой молодежью строится при взаимодействии со спортивными клубами образовательных организаций высшего образования, поддержке совета ректоров образовательных организаций высшего образования области. Все образовательные организации обладают собственной спортивной базой, в достаточном количестве имеются спортивный инвентарь и спортивное оборудование. В целях активизации спортивной жизни ежегодно проводится Спартакиада высших учебных заведений области по девяти видам спорта. Проводится работа по созданию спортивного студенческого общества.

Активизировалась работа по привлечению к занятиям физической культурой и спортом населения по месту жительства путем развития сети детско-юношеских спортивных школ и клубов. В 2008 году по месту жительства занимались физической культурой и спортом в 2.4 раза больше граждан, чем в 2001 году. В массовых детских соревнованиях по футболу на приз клуба "Кожаный мяч" в 2008 году приняли участие более 200 команд по трем возрастным группам. Увеличилось число детских команд, принимающих участие в соревнованиях на приз клуба "Золотая шайба". Только в городе Череповце для проведения этих соревнований открыто 18 хоккейных площадок, организовано и полностью экипировано 13 детских дворовых команд.

В 2008 году в области проживало 136 тысяч жителей с ограниченными возможностями здоровья. Спортивные сборные команды и ведущие паралимпийцы в 2008 году достойно представляли Вологодскую область на всероссийских и международных соревнованиях, где завоевали медали различного достоинства, 9 спортсменов были включены в основной состав национальных спортивных сборных команд России.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»