ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 октября 2014 года N 462
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ "КАДРЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Правительства Алтайского края от 01.02.2019 N 24, вступившего в силу в день официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru - 05.02.2019).
____________________________________________________________________
(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 17.03.2015 N 99, от 01.06.2016 N 181, Постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287)
В целях обеспечения экономики Алтайского края кадрами, необходимыми для его устойчивого экономического развития, а также эффективного профессионального самоопределения детей и молодежи для достижения баланса личностных потребностей и запросов регионального рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах постановляю:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Алтайского края "Кадры для экономики" на 2015 - 2020 годы.
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287.
Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА АЛТАЙСКОГО КРАЯ "КАДРЫ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ" НА 2015 - 2020 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 17.03.2015 N 99, от 01.06.2016 N 181, Постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287)
Ответственный исполнитель программы | Министерство труда и социальной защиты Алтайского края |
(в ред. Постановления Администрации Алтайского края от 01.06.2016 N 181, Постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287) | |
Позиция утратила силу. - Постановление Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287 | |
Участники программы | Министерство экономического развития Алтайского края; Министерство образования и науки Алтайского края; Министерство сельского хозяйства Алтайского края; управление связи и массовых коммуникаций Алтайского края; управление Алтайского края по внешним связям, туризму и курортному делу; управление Алтайского края по промышленности и энергетике; управление Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям; управление Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю (по согласованию); органы местного самоуправления (по согласованию); Алтайский краевой союз организаций профсоюзов (по согласованию); объединения работодателей (по согласованию); образовательные организации высшего образования (по согласованию) |
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287) | |
Подпрограммы программы | подпрограмма 1 "Развитие системы подготовки кадров для приоритетных секторов экономики"; подпрограмма 2 "Работа с детьми по профессиональным направлениям и профориентации школьников" ("Первые шаги в будущее") |
Программно-целевые инструменты программы | отсутствуют |
Цель программы | кадровое обеспечение устойчивого развития экономики Алтайского края |
Задачи программы | совершенствование системы подготовки кадров для оптимального обеспечения запросов региональной экономики; обеспечение эффективного профессионального самоопределения детей и молодежи для достижения баланса личностных потребностей и запросов регионального рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах |
Индикаторы и показатели программы | уровень занятости населения; удельный вес работников с профессиональным образованием в общей численности занятых в экономике; удельный вес численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников; рост реальной заработной платы по отношению к уровню 2011 года |
Сроки и этапы реализации программы | 2015 - 2020 годы, без деления на этапы |
Объемы финансирования программы | объем финансирования государственной программы Алтайского края "Кадры для экономики" на 2015 - 2020 годы (далее - "государственная программа") за счет всех источников финансирования составит 12202904,7 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2015 году - 2022053,2 тыс. рублей; в 2016 году - 1981502,4 тыс. рублей; в 2017 году - 2002780,0 тыс. рублей; в 2018 году - 2035439,6 тыс. рублей; в 2019 году - 2063439,6 тыс. рублей; в 2020 году - 2097689,9 тыс. рублей. Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению в соответствии с законами о федеральном и краевом бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период |
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287) | |
Ожидаемые результаты реализации программы | реализация государственной программы должна обеспечить: в качественном выражении: наличие комплексной системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики Алтайского края в кадрах необходимой квалификации и регулирования объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров; формирование эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и образования в области кадрового обеспечения экономики; повышение качества подготовки профессиональных кадров, обеспечивающего оптимальное взаимодействие сферы профессионального образования со сферой труда; наличие эффективной развитой инфраструктуры образовательных организаций всех уровней профессиональной подготовки; формирование системы непрерывного профессионального образования; наличие эффективной системы обучения населения с гарантированным трудоустройством по линии государственной службы занятости; внедрение современных технологий в профориентационную деятельность и обеспечение доступности для населения и качества базовых профориентационных услуг; обеспечение непрерывности профориентационной работы, формирование понимания значимости профориентации в общественном сознании и профориентационной культуры населения; в количественном выражении: рост уровня занятости населения с 57,4% в 2013 году до 60,0% в 2020 году; увеличение удельного веса работников с профессиональным образованием в общей численности занятых в экономике с 67,5% в 2013 году до 69,3% в 2020 году; увеличение удельного веса высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников с 22,7% в 2013 году до 33,3% в 2020 году; рост реальной заработной платы в 2020 году по отношению к 2011 году в 1,6 раза. |
Алтайский край является одним из динамично развивающихся регионов Российской Федерации, экономика которого представляет собой многоотраслевой комплекс. В базовых для края отраслях (промышленность, сельское хозяйство и сфера услуг) работает 637,7 тыс. человек, или 58% занятых.
В соответствии со стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года приоритетными направлениями развития экономики выступают отрасли (виды деятельности) с высокой долей добавленной стоимости: биотехнологии, фармацевтика, отдельные отрасли машиностроения и пищевой промышленности, туристско-рекреационный и транспортный комплексы, высокодоходные виды услуг сервисного сектора, включая комплекс финансовых услуг, а также услуг в сфере высоких технологий.
С развитием экономики усиливаются позитивные тенденции на рынке труда, последовательно улучшается качество жизни населения края. Численность не занятых трудовой деятельностью граждан в Алтайском крае в 2013 году по сравнению с предыдущим годом сократилась на 18,8% (в Российской Федерации - на 11,5%, в Сибирском федеральном округе - на 6,5%).
Номинальная заработная плата одного работника Алтайского края за 2006 - 2013 годы возросла в 3,7 раза (в Российской Федерации - в 3,5 раза, в Сибирском федеральном округе - в 3,3 раза). С 2012 года началось сближение уровня заработных плат в отраслях материального производства и бюджетной сфере: прирост среднемесячной заработной платы за 2012 - 2013 годы в целом по краю составил 30,3%, в образовании - 37,0%, здравоохранении - 43,7%.
Алтайский край характеризуется высоким уровнем кадрового потенциала. На 1 января 2014 года численность трудоспособного населения края составила 1372,7 тыс. человек (1,6% трудоспособного населения России, 12,0% - Сибирского федерального округа). Алтайский край занимает пятое место в Сибирском федеральном округе по численности трудоспособного населения. В крае функционирует развитая инфраструктура профессионального образования, ежегодно обеспечивающая рынок труда порядка 30 тыс. выпускников.
Основные демографические тенденции, оказывающие влияние на численность и качество трудовых ресурсов, в Алтайском крае в целом идентичны общероссийским и по Сибирскому федеральному округу: рост рождаемости, снижение смертности и миграционной убыли населения.
В результате принимаемых системных мер за последние 8 лет убыль населения за счет процессов естественного движения сократилась на 11,3 тыс. человек. Наблюдается динамика снижения миграционной убыли населения (с 7,2 тыс. человек в 2006 году до 6,4 тыс. в 2013 году).
Доминирующим компонентом миграционных процессов остается внутрикраевое передвижение населения (в 2013 году на его долю приходилось около 64% перемещений). За 2013 год по сравнению с 2006 годом число мигрантов внутри края увеличилось в 1,8 раза (на 25,7 тыс. человек). В городских поселениях миграционная убыль сменилась стабильным приростом численности населения (в 2006 году убыль городского населения составляла 3,3 тыс. человек, в период с 2011 по 2013 годы - прирост составил в среднем 3,4 тыс. человек в год). Миграционные перемещения в большинстве сельских территорий края в значительной степени связаны с передвижением молодежи в города, где расположены организации профессионального образования, с последующим трудоустройством.
С учетом прогнозируемых положительных демографических тенденций, наличием резерва незанятого населения, высокого потенциала системы профессионального образования, возможной трудовой иммиграцией из других регионов России и соотечественников из-за рубежа численность занятых в экономике края может оставаться стабильной.
Высокий экономический потенциал, выгодное геоэкономическое положение региона дают дополнительные импульсы возникновению новых рынков и развитию рынка труда. На территории Алтайского края реализуется целый ряд масштабных инвестиционных проектов всесибирского значения. В рамках четырех взаимосвязанных кластеров (агропромышленного, биофармацевтического, туристско-рекреационного и топливно-энергетического) реализуется программа "Комплексное развитие Алтайского Приобья" на период до 2025 года, предусматривающая реализацию 89 инвестиционных проектов.
Для их реализации и развития высокотехнологичных инновационных производств необходима эффективная система кадрового обеспечения потребностей экономического роста, в том числе особое внимание должно быть уделено обеспечению квалифицированными кадрами создаваемых и модернизируемых высокопроизводительных рабочих мест, повышению эффективности использования трудовых ресурсов. Уже в настоящее время в регионе сложилась значительная потребность в квалифицированных работниках. Ежемесячно в службу занятости заявляется порядка 10 - 15 тыс. вакансий на постоянную работу, еще не менее 1,5 тыс. вакансий, где занятость носит временный и сезонный характер.
В результате становятся актуальными проблемы обеспечения необходимыми квалифицированными кадрами секторов экономики с высоким потенциалом устойчивого роста, сбалансированности спроса на рабочую силу и структуры профессиональной подготовки кадров.
На первый план выходит дисбаланс спроса на рынке труда и социально-культурных предпочтений населения при поступлении на обучение, обусловленной недостаточной связью профориентационной работы с системой образования и рынком труда.
На ситуацию также влияет наличие территориального и структурного дисбаланса спроса и предложения рабочей силы на локальных рынках труда, которая определена следующими факторами:
значительной долей в Алтайском крае сельского населения, составляющей 44,2%. Это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации (в целом по стране доля сельских жителей составляет 25,8%, по Сибирскому федеральному округу - 27,5%). В связи с тем, что значительная часть рабочих мест сосредоточена в городах, наиболее сложное положение на рынке труда региона отмечается в сельской местности, где проживает более 75,0% официально зарегистрированных безработных граждан и имеется менее 25,0% всех вакансий края;
невысоким уровнем внутрикраевой трудовой мобильности. Он обусловлен значительными затратами, связанными с переменой места жительства, отсутствием в большинстве организаций, испытывающих потребность в работниках, развитой системы сопровождения рабочих мест - жилья, транспортной сети и иных объектов, повышающих качество жизни в территориях, прежде всего сельских;
наличием структурной безработицы на регистрируемом рынке труда - несоответствия вакансий, предоставляемых работодателями, образовательному и квалификационному уровню безработных граждан, стоящих на учете в органах службы занятости. Так, более 70,0% заявленных вакансий (за 2013 год - 109,1 тыс. единиц) - по рабочим профессиям, в то же время только 40,0% безработных граждан имеют начальное или среднее профессиональное образование.
Разработанная государственная программа содержит комплекс мероприятий, направленных на создание условий для сбалансированности профессиональной подготовки кадров с перспективными потребностями экономики, обеспечение условий для ускоренного роста человеческого капитала с учетом модернизации и технологического развития приоритетных отраслей экономики.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р; Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.12.2016 N 642; государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 295; Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики"; стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года, утвержденной законом Алтайского края от 21.11.2012 N 86-ЗС; Стратегии развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года, утвержденной постановлением Администрации Алтайского края от 24.12.2013 N 684.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 08.08.2017 N 287)
К приоритетным направлениям государственной политики в сфере реализации государственной программы, определенным вышеуказанными актами, отнесены следующие:
обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами, необходимыми для его устойчивого социально-экономического развития;
повышение адаптивности системы профессионального образования к потребностям рынка труда;
улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности на основе повышения квалификации, обучения и переобучения, развития системы профессиональной ориентации.
Целью государственной программы является кадровое обеспечение устойчивого развития экономики Алтайского края.
Достижение цели государственной программы будет осуществляться посредством решения следующих задач:
совершенствование системы подготовки кадров для оптимального обеспечения запросов региональной экономики;
обеспечение эффективного профессионального самоопределения детей и молодежи для достижения баланса личностных потребностей и запросов регионального рынка труда в квалифицированных, конкурентоспособных кадрах.
Государственная программа включает 2 подпрограммы, реализация мероприятий которых в комплексе призвана обеспечить достижение целей государственной программы и решение программных задач:
подпрограмма 1 "Развитие системы подготовки кадров для приоритетных секторов экономики" (приложение 4 к государственной программе);
подпрограмма 2 "Работа с детьми по профессиональным направлениям и профориентации школьников" ("Первые шаги в будущее") (приложение 5 к государственной программе).
Основными ожидаемыми результатами деятельности по кадровому обеспечению устойчивого развития экономики Алтайского края должны стать:
в качественном выражении:
наличие комплексной системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики Алтайского края в кадрах необходимой квалификации и регулирования объемов и профилей подготовки квалифицированных кадров;
формирование эффективных механизмов взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, бизнеса и образования в области кадрового обеспечения экономики;
повышение качества подготовки профессиональных кадров, обеспечивающего оптимальное взаимодействие сферы профессионального образования со сферой труда;
наличие эффективной развитой инфраструктуры образовательных организаций всех уровней профессиональной подготовки;
формирование системы непрерывного профессионального образования;
наличие эффективной системы обучения населения с гарантированным трудоустройством по линии государственной службы занятости;
в количественном выражении:
увеличение уровня занятости населения с 57,4% до 60,0%;
увеличение удельного веса работников с профессиональным образованием в общей численности занятых в экономике с 67,5% до 69,3%;
увеличение удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников с 22,7% до 33,3%;