Недействующий

 
АДМИНИСТРАЦИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 24 декабря 2013 года N 684

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2020 года на основании Постановления Правительства Алтайского края от 25.12.2019 N 539.
____________________________________________________________________

(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 14.08.2014 N 391, от 31.10.2015 N 425)


В целях создания условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего устойчивый рост качества занятости и уровня жизни населения Алтайского края, постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края Бессарабова Д.В.

Губернатор
Алтайского края
А.Б.КАРЛИН






Утверждена
Постановлением
Администрации края
от 24 декабря 2013 года N 684

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

(в редакции Постановлений Администрации Алтайского края от 14.08.2014 N 391, от 31.10.2015 N 425)


 1. Общие положения


Стратегия развития сферы труда и занятости населения Алтайского края на период до 2025 года (далее - "Стратегия") разработана с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения", Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2025 года.

Долгосрочный сценарий развития Алтайского края характеризуется возрастанием роли инноваций, что влечет структурные сдвиги в экономике, создание новых высокопроизводительных рабочих мест. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения необходимыми квалифицированными кадрами секторов экономики с высоким потенциалом устойчивого роста, повышения производительности труда, сбалансированности спроса на рабочую силу и структуры профессиональной подготовки кадров.

Стратегия определяет цель, задачи, принципы и основные направления создания региональной системы управления трудовым потенциалом, направленной на повышение эффективности использования трудовых ресурсов. Она является основой для формирования в интересах инновационного развития края комплексного подхода к созданию условий для развития эффективного рынка труда, обеспечивающего устойчивый рост качества занятости и уровня жизни населения Алтайского края.

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

эффективная занятость - занятость, обеспечивающая достойный доход, здоровье, повышение образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда;

неформальная занятость - реализация человеком его способности к труду в формах, не обеспечивающих достаточного уровня социальной и правовой защиты, исключающих участие в обязательном государственном социальном страховании, содержащих предпосылки для уклонения от налогообложения дохода;

трудовые ресурсы - часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями, необходимыми для трудовой деятельности; включает как занятых, так и потенциальных работников;

качество рабочей силы - определенный уровень развития индивида, позволяющий ему эффективно (как с личной, так и с общественной точек зрения) реализовывать свои способности к труду;

качество рабочих мест - совокупность характеристик (продуктивная деятельность в нормальных производственных условиях, степень интеллектуальности труда, безопасность на рабочем месте, достойный и справедливый доход для работника, социальная защита и др.), определяющих состояние условий и содержание труда;

социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Положения Стратегии создают основу для разработки новых и корректировки действующих нормативных правовых актов и планово-программных документов Алтайского края в сфере труда и занятости населения.


2. Анализ состояния сферы труда и занятости населения и основные проблемы ее развития


 2.1. Демографическая ситуация и трудовые ресурсы


Основные демографические тенденции в Алтайском крае в целом идентичны общероссийским и по Сибирскому федеральному округу: рост рождаемости, снижение смертности и миграционной убыли населения.

На 1 января 2013 года численность населения Алтайского края составила 2398,8 тыс. человек (1,7% населения России, 12,5% - Сибирского федерального округа). Алтайский край занимает пятое место в Сибирском федеральном округе по численности населения.

В результате принимаемых системных мер в демографической ситуации Алтайского края удалось достичь определенных позитивных изменений. Уровень рождаемости за период с 2005 по 2012 гг. вырос на 29,5% (с 10,5 промилле до 13,7), что соответствует средним показателям по России (рост с 10,2 промилле до 13,3). Число родившихся в крае в 2012 году по сравнению с 2005 годом увеличилось на четверть и достигло 32879 человек (рост на 6484 человека). Отмечаются позитивные тенденции снижения смертности, как общей, так и преждевременной, т.е. смертности населения трудоспособного возраста. Показатель общей смертности снизился на 13,6% (с 16,9 промилле в 2005 году до 14,6 в 2012 году). Число умерших в Алтайском крае в 2012 году сократилось в сравнении с 2005 годом на 7439 человек, или 17,5%, в России - на 17,2%. Смертность трудоспособного населения снизилась на 24,7% (с 8,5 в 2005 году до 6,4 в 2012 году на 1 тыс. человек населения трудоспособного возраста). Число умерших трудоспособных граждан в 2012 году сократилось в сравнении с 2005 годом на 4,4 тыс. человек.

Эти положительные тренды обеспечили более выраженное снижение убыли населения края, обусловленное процессами его естественного движения. Показатель естественной убыли по сравнению с 2005 годом снизился с (-)6,4 до (-)0,9 промилле в 2012 году. Убыль населения за счет процессов естественного движения сократилась на 13923 человека.

Благоприятные социально-экономические условия в крае способствуют увеличению продолжительности жизни населения: в 2005 году для всего населения она составила 64,6 года; в 2012 году - 69,1 года (самый высокий показатель за последние 10 лет). В рейтинге регионов Сибирского федерального округа по продолжительности жизни Алтайский край уступает только Новосибирской и Омской областям. Несмотря на позитивную динамику, в перспективе обеспеченность экономики Алтайского края трудовыми ресурсами будет определяться сохранением сложной демографической ситуации, характерной для всей страны, - сокращением численности населения в трудоспособном возрасте и увеличением его среднего возраста. Это обусловлено тем, что трудоспособного возраста достигают поколения, родившиеся в 90-е годы прошлого столетия, когда отмечался спад рождаемости до 22,5 тыс. человек против 42,5 - 49,4 тыс. человек, рождавшихся ежегодно в 1980-е годы. В то же время доля населения старше трудоспособного возраста вырастет в связи с достижением пенсионного возраста многочисленного поколения людей, родившихся в 50 - 60-е годы прошлого столетия (72,4 тыс. человек - в 1950 году, 71,6 тыс. человек - в 1960 году).

Для улучшения демографической ситуации необходимо изменение положения женщин, имеющих детей. В настоящее время в крае среди официально зарегистрированных безработных 49% составляют женщины, из них каждая пятая - в возрасте до 30 лет. Более 32% безработных женщин воспитывают несовершеннолетних детей и детей-инвалидов, 35% не имеют профессии (специальности). Уровень регистрируемой безработицы женщин составляет 2,0% и превышает показатель безработицы по краю (1,9%).

На численность и качество трудовых ресурсов также оказывают влияние миграционные процессы. За последние годы наблюдается динамика снижения миграционной убыли населения (с 6,4 тыс. в 2005 году до 6,2 тыс. в 2012 году). Доминирующим компонентом в миграционных процессах остается внутрикраевая миграция населения, на ее долю приходится более 65%. В городских поселениях миграционная убыль (2,7 тыс. человек в 2005 году) сменилась миграционным приростом (3,6 тыс. человек в 2012 году), тогда как в сельской местности сохраняется миграционная убыль населения (3,8 тыс. человек в 2005 году, 9,9 тыс. человек в 2012 году). Это преимущественно связано с передвижением молодежи из сельских территорий в города, где расположены организации профессионального образования, с последующим трудоустройством в городах.

При этом уровень внутрикраевой трудовой мобильности остается невысоким. Он обусловлен значительными затратами, связанными с переменой места жительства, отсутствием в большинстве организаций, испытывающих потребность в работниках, развитой системы сопровождения рабочих мест - жилья, транспортной сети и иных объектов, повышающих качество жизни в территориях, прежде всего сельских. По этим же причинам сдерживается привлечение в край квалифицированных кадров из других регионов.

В крае имеет место "маятниковая" миграция. Она характерна для барнаульской городской агломерации благодаря развитой транспортной доступности. Также в ряде организаций сложилась практика ежедневного подвоза работников из недалеко расположенных населенных пунктов собственным транспортом. В крае практически не используется привлечение на работу специалистов и рабочих вахтовым методом. Эти направления требуют своего дальнейшего развития и являются перспективными для стимулирования внутрикраевой трудовой мобильности населения.

Алтайский край не относится к крупным центрам привлечения иностранной рабочей силы. С 2008 года объем квоты на привлечение и использование иностранной рабочей силы снижен более чем в 5 раз (с 4117 до 807 разрешений). При формировании квоты реализуется принцип приоритетного привлечения в Алтайский край квалифицированных иностранных работников, осуществляющих установку и наладку импортного оборудования, внедрение новых технологий. Так, в квоте 2014 года 6,5% составляют работники высокой квалификации и 93,5% - среднего уровня квалификации.

Вместе с тем в структуре притока иностранных трудовых мигрантов из стран СНГ, на которые распространяется безвизовый режим (основной объем - из Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана), остается значительной доля малоквалифицированных работников, занятых на сезонной или временной основе. Использование работодателями дешевого неквалифицированного труда иностранных граждан является сдерживающим фактором повышения уровня заработной платы и улучшения условий труда на рабочих местах и делает их непривлекательными для жителей края.


2.2. Экономическая активность и занятость населения


По данным Алтайкрайстата, в последние годы ввиду снижения численности трудовых ресурсов численность экономически активного населения края также имеет тенденцию к снижению. Вместе с тем эти процессы в настоящее время не оказывают существенного влияния на обеспеченность экономики региона трудовыми ресурсами. Алтайский край остается трудоизбыточным и входит в число 18 регионов с напряженной ситуацией на рынке труда (приказ Минтруда России от 29.05.2013 N 230н "Об утверждении перечня территорий, отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2013 году"), определенных в соответствии с Правилами отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда (постановление Правительства Российской Федерации от 21.11.2000 N 875).

Среднегодовая численность занятых в экономике края стабилизировалась и сохраняется на уровне 1 млн 078 тыс. человек. Уровень занятости населения в Алтайском крае в посткризисный период имеет тенденцию к росту: за период 2009 - 2012 гг. с 59,0% до 60,9%, но еще остается ниже, чем в Сибирском федеральном округе (61,9%) и Российской Федерации (64,9%).

Для Алтайского края характерен более высокий уровень занятости в городской местности, где показатель за эти годы увеличился с 59,0% до 61,7%, чем в сельской - с 55,2% до 59,9%, а также преобладание занятости мужчин - за период 2009 - 2012 гг. среди мужчин уровень занятости вырос с 61,5% до 67,5%, среди женщин - с 53,5% до 55,1%.

Вместе с тем в долгосрочной перспективе потенциальным риском для обеспечения потребностей экономики края в рабочей силе является прогнозируемое сокращение численности населения и трудовых ресурсов.

Резервом для обеспечения развивающейся экономики необходимыми трудовыми ресурсами в перспективе будет являться возможность использования рабочей силы за счет:

высвобождения в условиях роста производительности труда и оптимизации численности работников организаций;

вовлечения в трудовую деятельность женщин, воспитывающих малолетних детей, посредством решения проблемы совместимости ими функций по исполнению семейных обязанностей и трудовой деятельности (обостряемой в ходе реализации демографической политики, направленной на повышение рождаемости);

повышения занятости граждан пенсионного и предпенсионного возраста, что позволит также решить проблему высокой социальной нагрузки на молодое поколение работающих;

повышения миграционной привлекательности региона для квалифицированных работников.

В крае наблюдается тенденция изменения структуры занятых в экономике по видам экономической деятельности. За период 2005 - 2012 гг. выросла доля занятых в сфере оказания услуг с 47,7% до 51,6% (среднероссийский уровень - 56%), снизилась в обрабатывающих производствах - с 16,0% до 13,0% (среднероссийский уровень - 15%), а также в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - с 20,7% до 19,5% (среднероссийский показатель - 9%). При этом доля занятых в организациях государственной и муниципальной собственности сократилась с 36% в 2005 году до 30% в 2012 году, а в частном секторе - возросла с 57% до 63% соответственно.

По данным Алтайкрайстата, более 40% от общего числа занятых в экономике края работают на предприятиях малого и среднего бизнеса. По количеству малых предприятий край стабильно входит в тройку лидеров Сибирского федерального округа и в двадцатку ведущих регионов России. В соответствии с индикаторами результативности институциональных мероприятий согласно Стратегии удельный вес занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике возрастет к 2025 году до 60%.

Одним из механизмов создания благоприятной среды для развития малого и среднего предпринимательства в крае являются мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан, проводимые в рамках региональных программ по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда. С 2009 года более 20 тыс. человек сменили статус безработного на занятого, из них 9,4 тыс. открыли собственное дело, ими дополнительно создано более 10,6 тыс. новых рабочих мест.

В возрастной структуре населения, занятого в экономике региона, работники в возрасте 30 - 39 лет составляют 27,4%, 40 - 49 лет - 22,9%, 50 - 59 лет - 23,8%. Средний возраст работников - 40,4 года, что на уровне среднероссийского показателя несколько выше, чем в Сибирском федеральном округе (39,7 года).

На состояние рынка труда оказывает влияние сокращение занятых возрастной группы 30 - 49 лет - наиболее массовой и производительной рабочей силы, обладающей большим опытом, трудовыми навыками и высокой квалификацией. В Алтайском крае этот процесс ускорится с 2021 года. За период 2021 - 2025 гг. численность населения в данном возрастном диапазоне уменьшится на 51 тыс. человек, что может стать ограничением для роста инновационной активности.

Относительно высокий образовательный уровень занятого населения свидетельствует о наличии потенциала Алтайского края в развитии высокотехнологичных отраслей. В 2012 году высшее и среднее профессиональное образование имели 44% занятого населения.

Значительное влияние на уровень заработной платы и условия труда в регионе, как и в целом по России, оказывает высокий уровень неформальной занятости. Это обусловлено тем, что Алтайский край входит в число регионов России с большой долей в ВВП сельского хозяйства, вносящего наряду с торговлей и строительством основной вклад в неформальную занятость.

Вместе с тем данное явление неприемлемо в условиях инновационной экономики, так как влечет снижение уровня социальной защищенности работников, с одной стороны, и уменьшение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней и создание рисков для реализации социальных функций государства, - с другой. Это требует особых мер и подходов к минимизации данного явления.


2.3. Безработица: тендерный, поселенческий и отраслевой аспекты


В целом тренд общей безработицы в Алтайском крае совпадает с общероссийской тенденцией, при этом в динамике по годам этот показатель выше, чем в среднем по России на 0,4 - 3,9 процентных пункта. Доля женщин среди безработных в Алтайском крае, так же, как и в России и в Сибирском федеральном округе составляет 41 - 46%.

Ситуация на регистрируемом рынке труда, начиная с 2011 года, стабилизировалась. В 2013 году впервые за многие годы зарегистрирована рекордно низкая численность безработных - менее 20 тыс. человек и уровень безработицы - 1,6% к численности экономически активного населения. Среди безработных граждан доля лиц в возрасте до 30 лет составляет 38,6%, что лучше среднероссийского показателя (43,1%) и среднего значения по Сибирскому федеральному округу (40,8%).

Положительные изменения связаны с ростом производства, инвестиционной активностью предприятий, развитием малого и среднего бизнеса и, как следствие, увеличением спроса на работников. В результате роста количества заявленных вакансий со 121,5 тыс. единиц в 2005 году до 134,0 тыс. в 2012 году в крае наметилась устойчивая тенденция к снижению коэффициента напряженности на рынке труда. Численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в расчете на одну вакансию уменьшилась с 15,4 на начало 2006 года до 3,1 на начало 2013 года. В 2013 году впервые зафиксировано превышение количества свободных рабочих мест по сравнению с числом официально зарегистрированных безработных в 10 территориях края.

В настоящее время в органах службы занятости с учетом изменяющихся требований рынка труда сформирован перечень из 100 основных профессий, по которым отмечается устойчивый спрос на работников. Это работники в различных видах экономической деятельности: специалисты с инженерно-техническим образованием, наладчики станков и оборудования, операторы линий в производстве, специалисты-технологи сельскохозяйственного производства (агрономы, зоотехники, ветеринарные работники и др.), техники-технологи в пищевой промышленности, работники сферы общественного питания, учителя, врачи, а также профессионалы в области информационных технологий.

Вместе с тем при устойчивом неудовлетворенном спросе на работников численность безработных граждан сохраняется высокой. Это обусловлено территориальным, а также качественным, количественным несоответствием спроса и предложения рабочей силы, ее низкой трудовой мобильностью.

Отличительной особенностью края является высокая доля сельского населения - 45%. Это один из наиболее высоких показателей в Российской Федерации (в среднем по стране доля сельских жителей составляет 26%, по Сибирскому федеральному округу - 28%). В связи с тем, что значительная часть рабочих мест сосредоточена в городах, наиболее сложное положение на рынке труда региона отмечается в сельской местности, где проживает 75% официально зарегистрированных безработных граждан и имеется 15% всех вакансий края. В результате сохраняется существенная дифференциация уровня регистрируемой безработицы по поселенческому аспекту. По состоянию на 1 января 2013 года в 18 муниципальных образованиях Алтайского края уровень безработицы превышал среднекраевой показатель более чем в 2 раза.

На регистрируемом рынке труда края также имеет место структурная безработица - несоответствие вакансий, предоставляемых работодателями, образовательному и квалификационному уровню безработных граждан, стоящих на учете в органах службы занятости. Так, более 70% заявленных вакансий (за 2012 год - 98,5 тыс. единиц) - по рабочим профессиям, в то же время лишь 40% безработных граждан имеют начальное или среднее профессиональное образование (за 2012 год - 27,6 тыс. человек).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»