АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА БЕЛГОРОДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 ноября 2011 года N 207
О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ" НА 2012 - 2016 ГОДЫ
(в ред. постановления администрации города Белгорода от 19.12.2012 N 250)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании постановления администрации города Белгорода от 15.11.2013 N 237.
____________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", законом Белгородской области от 24 сентября 2007 года N 150 "Об особенностях организации муниципальной службы в Белгородской области", постановлением правительства Белгородской области от 23 октября 2010 года N 357-пп "О долгосрочной целевой программе "Формирование и развитие системы региональной кадровой политики" на 2011 - 2015 годы", в целях кадрового обеспечения реализации Стратегии развития города Белгорода до 2025 года, утвержденной решением Совета депутатов города Белгорода от 30 января 2007 года N 413 "Об утверждении Стратегии развития города до 2025 года и плана действий органов местного самоуправления на 2007 - 2011 годы", формирования единых подходов к эффективному управлению кадровыми процессами на муниципальной службе, в экономике и социальной сфере
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую городскую целевую программу "Формирование и развитие системы муниципальной кадровой политики" на 2012 - 2016 годы (далее - Программа).
2. Комитету финансов и бюджетных отношений (Дюков О.Д.) ежегодно предусматривать средства в бюджете городского округа "Город Белгород" на реализацию мероприятий Программы.
3. Установить, что в ходе реализации Программы отдельные мероприятия могут уточняться, а объемы финансирования в 2012 - 2016 годах подлежат корректировке с учетом утвержденных расходов бюджета городского округа "Город Белгород".
4. Управлению информации и массовых коммуникаций (Морозов А.В.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Наш Белгород".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации - руководителя аппарата администрации города Гармашева А.А.
Информацию о ходе исполнения постановления представлять ежегодно к 1 марта, начиная с 2013 года.
Глава администрации
города Белгорода
С.БОЖЕНОВ
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ МУНИЦИПАЛЬНОЙ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ" НА 2012 - 2016 ГОДЫ
(в ред. постановления администрации города Белгорода от 19.12.2012 N 250)
┌══════════════════┬═══════════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование │Городская целевая программа "Формирование и развитие│
│Программы │системы муниципальной кадровой политики" на 2012 - 2016│
│ │годы │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Муниципальный │Администрация города Белгорода │
│заказчик │ │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Основные │Управление кадровой политики комитета│
│разработчики │организационно-аналитической и кадровой работы (далее -│
│Программы │управление кадровой политики), МАУ "Институт│
│ │муниципального развития и социальных технологий" │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Цели и задачи │Цель Программы - создание правовых и организационных│
│Программы │условий, обеспечивающих комплексное развитие кадрового│
│ │потенциала Белгорода с учетом перспектив│
│ │социально-экономического развития города. │
│ │Задачи Программы: │
│ │- развитие кадрового потенциала муниципального│
│ │управления; │
│ │- содействие формированию сообщества профессионалов в│
│ │экономике и социальной сфере │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2012 - 2016 годы │
│Программы │ │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Исполнители │Управление и кадровой политики. │
│Программы │Департаменты и комитеты администрации города. │
│ │МАУ "Институт муниципального развития и социальных│
│ │технологий" │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники│Общая сумма расходов составляет 15878,1 тыс. руб., в│
│финансирования │том числе: │
│ │2012 год - 2950,3 тыс. руб.; │
│ │2013 год - 3045,0 тыс. руб.; │
│ │2014 год - 3045,0 тыс. руб.; │
│ │2015 год - 3045,0 тыс. руб.; │
│ │2016 год - 3792,8 тыс. руб. │
│(в ред. постановления администрации города Белгорода от 19.12.2012 N 250) │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные│- увеличение доли лиц, назначенных на вакантные│
│результаты │должности муниципальной службы из кадрового резерва; │
│реализации │- увеличение доли муниципальных служащих, прошедших│
│Программы │обучение; │
│ │- увеличение доли выпускников школ, принявших участие в│
│ │профориентационных мероприятиях; │
│ │- повышение коэффициента инновационной активности│
│ │молодых ученых, аспирантов, соискателей; │
│ │- увеличение доли предприятий и организаций, в чьи│
│ │коллективные договоры включены разделы по формированию │
│ │кадровой политики │
├══════════════════┼═══════════════════════════════════════════════════════┤
│Система │Контроль за исполнением Программы осуществляет глава│
│организации │администрации города путем обсуждения вопросов о ходе│
│контроля за │реализации и эффективности программных мероприятий на│
│исполнением │заседаниях Совета по муниципальной кадровой политике │
│Программы │ │
└══════════════════┴═══════════════════════════════════════════════════════…
Основной целью Стратегии развития города Белгорода на предстоящий период до 2016 года является построение городской инновационной среды, являющейся основой Белгородской интеллектуально-инновационной системы (БИИС). Городская составляющая этой системы предполагает высокую степень включения города в инновационные процессы, реализуемые в регионе.
Одним из определяющих факторов, способных обеспечить инновационное социально-экономическое развитие города Белгорода, является наличие кадрового потенциала как совокупности способностей и возможностей человека, которые реализуются для достижения текущих и перспективных целей в интересах города, региона и страны в целом.
В этой связи целевое муниципальное управление, направленное на формирование, развитие и рациональное использование кадров "новой генерации", должно реализовываться через комплекс системных мероприятий, представляющих собой в совокупности муниципальную кадровую политику.
Векторными направлениями реализации муниципальной кадровой политики в соответствии с настоящей Программой являются:
- повышение качества муниципального управления;
- развитие кадрового потенциала в экономике и социальной сфере.
В настоящее время в органах местного самоуправления города Белгорода сложилась определенная система регулирования кадровых процессов. Это во многом стало возможным благодаря реализации городской целевой Программы "Муниципальные кадры" на 2009 - 2011 годы, утвержденной решением Совета депутатов города Белгорода от 28 октября 2008 года N 92 (далее - Программа "Муниципальные кадры").
В процессе реализации Программы "Муниципальные кадры" приняты и реализуются более 20 нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы муниципальной службы.
Действует система непрерывного образования работников администрации города, которая нацелена на повышение профессионализма и компетентности муниципальных служащих. За период 2009 - 2010 г.г. и 9 месяцев 2011 года прошли обучение 277 человек, в том числе:
- профессиональную подготовку - 10 человек;
- профессиональную переподготовку - 22 человека;
- повышение квалификации - 245 человек.
На эти цели в рамках Программы "Муниципальные кадры" было затрачено средств из бюджета городского округа "Город Белгород":
- в 2009 году - 672,3 тыс. рублей;
- в 2010 году - 719,8 тыс. рублей;
- за 9 месяцев 2011 года - 403,4 тыс. рублей.
Стала традиционной форма обучения "всеобуч" - ежемесячные семинары для работников администрации города на актуальные темы: вопросы муниципального права, современные технологии делового общения, проблемы правового регулирования муниципальной службы в Белгородской области, использование стратегических подходов в повышении эффективности деятельности органов местного самоуправления, вопросы противодействия коррупции в системе муниципального управления, технологии проектного управления в деятельности муниципалитета.
С целью определения уровня профессиональных знаний, навыков и умений муниципальных служащих, их соответствия замещаемым должностям в рамках реализации Программы была проведена аттестация муниципальных служащих органов местного самоуправления города Белгорода, в результате которой аттестовано 387 человек. По итогам аттестации 31 муниципальный служащий рекомендован для включения в кадровый резерв администрации города, 62 муниципальным служащим присвоен очередной классный чин.
По итогам проведения квалификационных экзаменов для присвоения квалификационных разрядов муниципальным служащим классные чины присвоены:
- в 2009 году - 78 муниципальным служащим;
- в 2010 году - 157 муниципальным служащим;
- в первом полугодии 2011 года - 34 муниципальным служащим.
В целях обеспечения материальной и информационной среды для эффективного выполнения кадрами местного самоуправления своих должностных обязанностей:
- создана муниципальная телекоммуникационная сеть, которая соединила все структурные подразделения органов местного самоуправления, расположенные в разных частях города, посредством Интернет;
- сформирована и регулярно обновляется библиотека информационных материалов для работников администрации города;
- постоянно совершенствуется система электронного документооборота с помощью автоматизированной системы "Мотив".
В 2010 году в целях обеспечения социальных гарантий проведена диспансеризация работников органов местного самоуправления города Белгорода.
Для определения отношения кадров муниципальной службы к профессиональной деятельности в 2010 году муниципальным учреждением "Институт муниципальных проблем" проведено социологическое исследование "Оценка эффективности работы кадров муниципальной службы", результаты и выводы которого будут учтены в мероприятиях данной Программы.
Издан статистический сборник "Белгород 2009. Путеводитель по городу в цифрах".
Необходимо также отметить, что ряд мероприятий городской целевой Программы не реализован по причине дефицита бюджетных средств.
Вместе с тем, задача повышения качества муниципального управления не теряет своей актуальности.
Анализ кадровых процессов в администрации города показывает, что доля муниципальных служащих, имеющих высшее образование, составляет 98% от общего количества муниципальных служащих, имеющих ученую степень, - 1,3%. Однако, использование научных знаний для обеспечения успешной реализации Стратегии развития города до 2025 года становится все более необходимым.
По состоянию на сентябрь 2010 года 33% муниципальных служащих достигли возраста 50 лет. В течение 10 лет произойдет высвобождение 33,2% муниципальных служащих, среди служащих, замещающих высшие должности муниципальной службы, - 61,4%. Уже сейчас мы должны думать о том, кто придет на смену нынешним руководителям, кто будет управлять городским сообществом в ближайшей перспективе. Поэтому вопросам подготовки профессионального кадрового состава администрации города, организации работы с кадровым резервом, повышения его эффективности будет отведена значительная роль в формате данной Программы.
Основой для решения данной задачи должен стать постоянный мониторинг количественного и качественного состава муниципальных служащих, выполняемых ими функций, а также потребностей органов местного самоуправления в кадрах.
С учетом современных потребностей и динамичности развития муниципального управления Программа предусматривает как традиционные формы обучения (профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации), так и развитие института наставничества при администрации города, а также внедрение современных инновационных технологий: деловые игры, тренинги, использование дистанционных форм обучения и т.д. Также для повышения качества обучения целесообразна обратная связь с работниками администрации города на предмет определения потребности служащих в изучении тех или иных дисциплин.
Актуальную значимость имеет вопрос повышения уровня информационной культуры, основными составляющими которой являются умения получать информацию из различных источников с использованием современных информационных коммуникаций; представлять ее в понятном виде и эффективно использовать.
Нерешенной проблемой остается оценка профессиональной компетентности муниципальных служащих, так как в настоящее время не выработаны четко определенные критерии объективной оценки. Это порождает формальное отношение к проведению аттестации, квалификационных экзаменов муниципальных служащих, не стимулирует их к саморазвитию и карьерному росту.
Остается высокой в администрации города текучесть кадров. На снижение этого показателя направлены мероприятия Программы, способствующие повышению престижа муниципальной службы, формированию и развитию корпоративной культуры, совершенствованию механизмов предоставления социальных гарантий. Целью данных мероприятий является формирование определенной "служебной" морали, основу которой составляет своеобразное чувство избранности и ответственности за состояние общества.
В целом реализация Программы в части развития муниципальных кадров направлена на пополнение сферы управления высокообразованными, целеустремленными, инновационно мыслящими профессионалами, способными спроектировать и создать условия для "строительства" города будущего, города добра и благополучия.
Повышение конкурентоспособности города во многом зависит от гибкости управленческой системы на всех уровнях, качества управленческих кадров и уровня подготовленности профильных специалистов в различных отраслях экономики и социальной сферы.
Последние годы кадровый фундамент инновационной пирамиды по сути выпадал из поля зрения властей, что привело к ряду негативных последствий:
- падение престижа интеллектуальных видов труда;
- сокращение численности работников в производственной сфере и увеличение ее в непроизводственной;