ПРАВИТЕЛЬСТВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 октября 2014 года N 532-ПП
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ"
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2017 года на основании постановления Правительства Мурманской области от 17.03.2017 N 133-ПП.
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 03.07.2013 N 369-ПП "Об утверждении порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Мурманской области" Правительство Мурманской области
постановляет:
внести изменения в государственную программу Мурманской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденную постановлением Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 563-ПП (в редакции постановления Правительства Мурманской области от 21.05.2014 N 264-ПП), изложив ее в новой редакции согласно приложению.
Врио Губернатора
Мурманской области
А.ТЮКАВИН
Приложение
к постановлению
Правительства Мурманской области
от 15 октября 2014 года N 532-ПП
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ"
ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, СЫРЬЯ И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ"
Цели программы | 1. Обеспечение населения региона сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства |
2. Обеспечение безопасности продукции животного происхождения и эпизоотического благополучия на территории Мурманской области | |
Задачи программы | 1. Повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия местного производства на региональном рынке |
2. Создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности | |
3. Предотвращение возникновения и распространения заразных болезней животных, реализации некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения | |
Целевые показатели программы | 1. Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) |
2. Доля продукции, производимой хозяйствующими субъектами области (доля собственного производства), в общем объеме потребления (молока, мяса всех видов) | |
3. Доля выявленной некачественной и опасной пищевой продукции животного происхождения при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы | |
4. Производство в хозяйствах всех категорий: | |
Перечень подпрограмм | 1. "Развитие агропромышленного комплекса" |
2. "Устойчивое развитие сельских территорий Мурманской области" на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года | |
3. "Развитие государственной ветеринарной службы Мурманской области" | |
Сроки и этапы реализации программы | 2014 - 2020 годы |
Финансовое обеспечение программы | Всего по госпрограмме: 6323471,5 тыс. руб., из них: ОБ - 4505559,4 тыс. руб. (в текущих ценах), в том числе по годам: |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | - индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий составит не менее 2 % ежегодно; |
Ответственный исполнитель программы | Комитет по агропромышленному комплексу и продовольственному рынку Мурманской области |
Соисполнители программы | Комитет по ветеринарии Мурманской области, |
________________
<*> Указанные объемы финансирования из федерального, местного бюджетов и средств внебюджетных источников носят прогнозный характер и подлежат корректировке.
I. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Мурманская область относится к регионам с низким уровнем самообеспечения продовольствием. Значительный объем сельскохозяйственной продукции завозится в Мурманскую область из других субъектов Российской Федерации и импортируется из-за рубежа. По данным балансов продовольственных ресурсов за 2011 год, областные ресурсы мяса и мясных продуктов на 81,5 % формировались за счет их завоза из других регионов России и импорта, молока - на 83,8 %, яиц - на 52,9 %. Это обуславливает существенный разрыв между ценами производителей сельскохозяйственной продукции и потребительскими ценами. Для формирования регионального продовольственного рынка необходима поддержка местных производителей с целью оказания антиинфляционного воздействия на региональную экономику в целом.
Современное состояние и тенденции развития сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Мурманской области во многом определены теми преобразованиями, которые произошли в ходе рыночных реформ. За годы преобразований аграрному сектору области по многим параметрам развития так и не удалось превзойти дореформенный уровень и преодолеть воспроизводственный кризис. После резкого спада производства экономические показатели развития агропромышленного комплекса оставались неустойчивыми вследствие опережающего увеличения издержек над доходами, продолжающегося разрушения производственного потенциала, диспропорций в спросе и предложении продукции.
Мировой финансово-экономический кризис 2008 года углубил негативные последствия экономических реформ в аграрном секторе. За период реализации региональных целевых программ динамику производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов можно охарактеризовать как нестабильную.
По сравнению с 2006 годом объем сельскохозяйственной продукции (в сопоставимых ценах) во всех категориях хозяйств в 2012 году уменьшился на 10,4 процента. За период 2007 - 2012 годов отрицательная динамика показателя отмечалась в 2010 году и в 2012 году, когда темпы отставания от прошлого года составили 2,3 % и 1,0 % соответственно. В целом невысокий темп снижения производства сельскохозяйственной продукции за 2007 - 2012 годы обусловлен ростом производства продукции животноводства на 16,4 процента, в то время как производство продукции растениеводства снизилось на 7,9 процента.
В процессе производства сельскохозяйственной продукции на территории области наибольший удельный вес занимают сельскохозяйственные организации (82 процента) и хозяйства населения (16 процентов). Доля участия крестьянских (фермерских) хозяйств составляет 2,1 процента от общего объема продукции сельского хозяйства. Сельскохозяйственные организации остаются основными производителями молока и мяса всех видов. Хозяйства населения и крестьянские (фермерские) хозяйства - основные производители картофеля и овощей.
Несмотря на общие неблагоприятные условия функционирования аграрного сектора, к 2012 году улучшилась экономика сельскохозяйственных организаций, повысилась их финансовая устойчивость. Удельный вес прибыльных хозяйств в общей численности сельскохозяйственных организаций в 2012 году составил 77 процентов (в 2006 году - 71 процент).
Объем отгруженных товаров (работ, услуг) организаций пищевой и перерабатывающей промышленности за 2012 год составил 29,7 млрд. рублей. В сопоставимой оценке объем производства пищевых продуктов за 2007 - 2012 годы вырос в 2,3 раза.
В последние годы темп роста среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства практически соответствует темпу ее роста в целом по области, в то же время прямой доход работающих на сельскохозяйственных предприятиях в виде заработной платы значительно ниже, чем в других отраслях экономики. Несмотря на то, что за 2007 - 2012 годы произошло увеличение заработной платы на сельскохозяйственных предприятиях в 2,7 раза, она в полтора-два раза ниже, чем оплата труда в промышленности и других отраслях народного хозяйства. Отношение среднемесячной заработной платы работников, занятых в сельском хозяйстве области, к среднеобластному показателю на протяжении 2007 - 2012 годов не превысило 63 процентов.
С 2004 года в области проводится работа по улучшению жилищных условий граждан и молодых семей, проживающих в сельской местности, что позволило в период 2004 - 2012 годов 104 семьям, в том числе 21 молодой семье, получить социальную выплату на строительство (приобретение) жилья.
Несмотря на имеющиеся позитивные перемены в развитии агропромышленного комплекса (далее - АПК) области, остались системные проблемы его развития, к которым можно отнести:
- высокую кредиторскую задолженность сельскохозяйственных организаций, которая приблизилась к 2 млрд. руб., что равно стоимости производимой продукции;
- недостаточность собственных и привлеченных финансовых ресурсов для модернизации сельскохозяйственного производства и обновления сельхозтехники;
- существующая структура распределения дохода от реализации сельскохозяйственной продукции по цепочке "производитель - переработчик - продавец", складывающаяся не в пользу сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- низкий уровень оплаты труда занятых в сельском хозяйстве работников и нехватка квалифицированных кадров;
- макроэкономические риски (высокие процентные ставки, рост долговой нагрузки на домашние хозяйства, изменение валютного курса и др.);
- сложная эпизоотическая ситуация, сложившаяся в последние годы на территории Российской Федерации и прилегающих стран по ряду заразных болезней животных.
Все эти проблемы в агропромышленном комплексе усугубляются еще и дополнительно возникающими проблемами, связанными с вступлением России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Доступность внутреннего рынка России для стран - участников ВТО, выравнивание цен на материально-технические ресурсы до уровня мировых, демпинговая политика западных стран - все это усиливает конкуренцию на российском продовольственном рынке и может привести к еще большему сокращению спроса на отечественную сельскохозяйственную продукцию и продовольствие. Присоединение России к ВТО стимулирует выведение агропромышленного комплекса на новый этап развития и прежде всего обозначает необходимость реальной модернизации экономики, без которой невозможно обеспечить рост производительности труда, снижение ресурсоемкости производства и в результате - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли.
Решение указанных проблем требует проведения скоординированных действий на основе государственной программы подъема отраслей агропромышленного комплекса на более высокий современный уровень, применения новых технологий и прогрессивных методов управления.
II. ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (далее - государственная программа) разработана с учетом положений Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717, Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2012 года N 559-р, федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598, Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 25.12.2013 N 768-ПП/20.
Государственная программа также учитывает положения Указа Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" и технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880), отражающие вопросы продовольственной безопасности страны.
Целями государственной программы являются:
- обеспечение населения региона сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства;
- обеспечение безопасности продукции животного происхождения и эпизоотического благополучия на территории Мурманской области.
Достижение целей государственной программы обеспечивается за счет решения следующих задач:
- повышение уровня конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и продовольствия местного производства на региональном рынке;
- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
- предотвращение возникновения и распространения заразных болезней животных, реализации некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения.
Динамика развития агропромышленного комплекса Мурманской области до 2020 года будет определяться многими факторами. Положительно скажутся меры, принятые в последние годы на федеральном и региональном уровнях по укреплению финансовой устойчивости агропромышленного производства, а также техническому перевооружению и модернизации производства. В то же время сохраняющиеся системные проблемы в сельском хозяйстве, в том числе инфляционные, а также последствия вступления России в ВТО можно рассматривать в качестве рисков и угроз устойчивого развития агропромышленного комплекса.
В настоящее время для реализации положений, обозначенных в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30.01.2010 N 120, назрела необходимость государственной поддержки развития отраслей перерабатывающей промышленности региона.
Реализация мероприятий госпрограммы позволит увеличить объемы производства и реализации комбикормов для нужд животноводства, муки для хлебопекарных предприятий и населения области с улучшением потребительских свойств и расширением ассортимента выпускаемой продукции и в дальнейшем достичь конкурентного уровня цен на производимые комбикорма по сравнению с производителями других регионов, сохраняя конкурентоспособность продукции.
Программные мероприятия по технической и технологической модернизации производства в агропромышленном комплексе позволят снизить трудо- и ресурсоемкость производства продукции, повысить ее качество, условия и сроки ее хранения, расширить ассортимент. Тем самым будет достигнут конкурентный уровень издержек и цены реализации, высокий уровень рентабельности и получение прибыли в объемах, позволяющих вести безубыточное производство.
Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса в Мурманской области должно стать общеэкономической предпосылкой успешного решения накопленных у местных товаропроизводителей финансовых и производственных проблем, а также фактором стабилизации постоянно растущих цен на сельскохозяйственную продукцию и отдельные продовольственные товары (яйца, молоко, мясо) на региональном рынке.
В развитии сельских территорий прогнозируется решить жилищную проблему как минимум для 20 семей, проживающих в сельской местности;
- повысить уровень инженерного обустройства села: питьевой водой - с 91,6 процента до 95 процентов;
- ввести в действие 9 фельдшерско-акушерских пунктов; обеспечить жителям доступ к учреждениям культурно-досугового типа в сельской местности.
С целью повышения конкурентоспособности региональной экономики и интенсификации механизмов государственно-частного партнерства в долгосрочной перспективе планируется создание экспортно-ориентированного продовольственного кластера.
В сфере развития государственной ветеринарной службы региона основным ожидаемым результатом реализации госпрограммы является эпизоотическое благополучие региона.
III. ПЕРЕЧЕНЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
N п/п | Государственная программа, показатель | Ед. изм. | Значение показателя | Источник данных | Соисполнитель, ответственный за выполнение показателя | ||||||||||||||||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | 2019 | 2020 | |||||||||||||
факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||||
Государственная программа "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" | |||||||||||||||||||||
I | Показатели целей государственной программы: | ||||||||||||||||||||
1.1 | Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) | % | 99,0 | 101,8 | 80,7 | 101,8 | 102,5 | 102,1 | 102,2 | 102,5 | 102,9 | 102,1 | Федеральная служба государственной статистики (код работы 032324082) | Комитет по АПК и ПР МО | |||||||
1.2 | Производство в хозяйствах всех категорий: | тыс. тонн | 27,86 | 29,2 | 27,2 | 29,3 | 29,9 | 30,1 | 30,4 | 30,9 | 32,1 | 32,1 | Федеральная служба государственной статистики (код работы 061744092) | Комитет по АПК и ПР МО | |||||||
- скота и птицы на убой (в живом весе) | тыс. тонн | 19,46 | 19,0 | 15,98 | 19,7 | 20,7 | 21,4 | 22,0 | 22,7 | 23,5 | 24,1 | ||||||||||
- яиц | млн. штук | 38,9 | 24,6 | 24,6 | 11,0 | 11,3 | 14,4 | 14,4 | 15,0 | 15,1 | 15,2 | ||||||||||
1.3 | Доля продукции, производимой хозяйствующими субъектами области (доля собственного производства), в общем объеме потребления | Федеральная служба государственной статистики (код работы 061741564) | Комитет по АПК и ПР МО | ||||||||||||||||||
- молока | % | 13,6 | 13,4 | 13,0 | 13,2 | 13,2 | 13,6 | 14,0 | 14,3 | 14,6 | 14,9 | ||||||||||
- мяса всех видов | % | 19,9 | 20,4 | 15,7 | 21,3 | 22,6 | 23,5 | 24,3 | 25,3 | 26,3 | 27,2 | ||||||||||
1.4 | Доля выявленной некачественной и опасной пищевой продукции животного происхождения при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы | % | 0,08 | 0,13 | 0,04 | 0,12 | 0,11 | 0,1 | 0,09 | 0,08 | 0,07 | 0,06 | ведомственный мониторинг | Комитет по ветеринарии МО | |||||||
II | Показатели задач государственной программы (целей подпрограмм): | ||||||||||||||||||||
2.1 | Подпрограмма 1 "Развитие агропромышленного комплекса" | ||||||||||||||||||||
2.1.1 | Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) | % | -2,9 | -0,9 | -11 | -0,3 | -0,1 | 0,1 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | ведомственный мониторинг | Комитет по АПК и ПР МО | |||||||
2.1.2 | Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) | руб. | 21301,9 | 22839 | 25049,8 | 26500 | 27235 | 29741 | 32477 | 35464 | 38727 | 42290 | Федеральная служба государственной статистики (код работы 141244562) | Комитет по АПК и ПР МО | |||||||
2.1.3 | Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства | % | 96 | 104 | 97 | 104,1 | 104,2 | 104,3 | 104,5 | 104,8 | 104,9 | 105 | Федеральная служба государственной статистики (код работы 052042139) | Комитет по АПК и ПР МО | |||||||
2.2 | Подпрограмма 2 "Устойчивое развитие сельских территорий Мурманской области" на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года | ||||||||||||||||||||
2.2.1 | Коэффициент миграционного прироста (+), | % | -10,2 | -9,7 | -12,9 | -9,3 | -8,8 | -8,4 | -7,9 | -7,5 | -7,1 | -6,8 | Федеральная служба государственной статистики (коды работ 141144092, 141141007) | Комитет по АПК и ПР МО | |||||||
2.3 | Подпрограмма 3 "Развитие государственной ветеринарной службы Мурманской области" | ||||||||||||||||||||
2.3.1 | Количество случаев возникновения очагов особо опасных, болезней животных | ед. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ведомственный мониторинг | Комитет по ветеринарии МО | |||||||
2.3.2 | Количество случаев заболевания людей болезнями, общими для человека и животных, выявляемых при проведении ветеринарно-санитарной экспертизы пищевой продукции животного происхождения | ед. | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ведомственный мониторинг | Комитет по ветеринарии МО | |||||||
2.3.3 | Количество выявленных очагов заразных болезней животных | ед. | 1 | 4 | 5 | 4 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 | 0 | ведомственный мониторинг | Комитет по ветеринарии МО |