КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 июля 1998 года N 156
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 1998-2000 ГОДАХ
В целях реализации государственной политики экономических реформ и развития конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан, во исполнение пункта 3.2 комплексной Программы по реализации в 1998 году основных направлений и положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан "Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)", утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 марта 1998 года N 57, Кабинет Министров Республики Башкортостан
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу создания экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах.
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя Государственного комитета Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур Акбашеву З.Х.
Премьер - министр
Р.С.БАКИЕВ
Управляющий Делами
Н.З.ГАФАРОВ
ПРОГРАММА СОЗДАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН В 1998-2000 ГОДАХ
Программа создания экономических и правовых условий для развития конкуренции в Республике Башкортостан в 1998-2000 годах (далее по тексту - Программа) разработана в соответствии с Конституцией Республики Башкортостан, Законом Республики Башкортостан от 14 января 1997 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Республики Башкортостан", Законом Республики Башкортостан от 14 марта 1996 года "О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан", Законом Республики Башкортостан от 1 апреля 1993 года "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" с изменениями и дополнениями, внесенными Законом Республики Башкортостан от 7 июля 1997 года, и постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 27 марта 1998 года N 57 "Об утверждении комплексной Программы по реализации в 1998 году основных направлений и положений Послания Президента Республики Башкортостан Государственному Собранию Республики Башкортостан "Новые ориентиры нашей государственной политики (О положении в республике и основных направлениях ее дальнейшего развития)".
Настоящая Программа разработана исходя из принципа преемственности по отношению к Программе демонополизации и развития конкуренции в Республике Башкортостан, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 15 августа 1994 года N 288, учитывает опыт ее реализации.
Принимая во внимание, что проблема развития конкуренции - проблема государственная, а не узковедомственная, действенная и эффективная конкурентная политика может проводиться только всем государством, то есть всеми имеющимися в его распоряжении институтами власти. Программа предполагает объединение усилий различных государственных структур в решении задач развития конкуренции.
Программа базируется на анализе состояния товарных рынков, уточняет место и роль процессов демонополизации экономики и развития конкуренции в системе экономических реформ, устанавливает цели, задачи и приоритетные направления развития конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан, определяет мероприятия по развитию конкуренции на отдельных товарных рынках, включает ожидаемые результаты реализации Программы.
Программа разработана Государственным комитетом Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, согласована с заинтересованными министерствами и ведомствами, деловыми кругами республики.
Целью настоящей Программы является создание и совершенствование правовых, экономических и других условий, направленных на ускорение формирования устойчивой конкурентной среды на товарных рынках Республики Башкортостан.
Достижение поставленной цели связано с решением экономических проблем переходного периода как на региональном, так и на федеральном уровне. Проблемы формирования конкурентной среды непосредственно связаны с реальной экономической ситуацией в стране в целом и конкретными условиями региона.
Проблема развития конкуренции взаимосвязана с другими явлениями в экономике, такими как инфляция, кризис неплатежей и т.д., но может быть выделена в качестве самостоятельной проблемы переходного периода.
Основной задачей Программы является снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков, формирование и поддержание добросовестной конкуренции.
Снижение уровня концентрации монополизированных товарных рынков - новая задача, устанавливаемая настоящей Программой, в отличие от прежней задачи политики демонополизации экономики, заключавшейся в уменьшении степени концентрации производства.
Изменение акцентов в политике демонополизации связано с:
исчерпанием возможностей эффективной демонополизации путем разделения коммерческих организаций и их объединений, выделения из их состава одной или нескольких организаций на базе структурных подразделений в процессе приватизации;
развитием фондового рынка, процессов перераспределения собственности и, как следствие, необходимостью контроля за слияниями и их влиянием на структуру товарных рынков.
Решение указанной задачи предусматривает:
анализ существующей социально - экономической ситуации в республике, сложившихся товарных рынков, поведения на них хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами естественной и государственной монополии;
формирование необходимых организационно - правовых, экономических и иных предпосылок для создания эффективного рынка в республике;
отработка системы государственного контроля и регулирования деятельности субъектов естественной монополии;
учет особенностей денежного этапа приватизации в процессе осуществления мер по демонополизации и развития конкуренции;
формирование системы протекционистских и патерналистских мер по отношению к потенциально конкурентоспособным местным производителям на период вхождения в рынок;
поддержка любых форм предпринимательства, не противоречащих действующим нормативным правовым актам и способствующих насыщению товарных рынков и развитию конкуренции.
Развитие конкуренции на товарных рынках Республики Башкортостан неразрывно связано с общегосударственной экономической политикой, финансовой стабилизацией, антиинфляционными и другими антикризисными мерами, а также с экспортно - импортной политикой.
Основными условиями, необходимыми для реализации Программы, являются:
комплексный подход к решению задач развития конкуренции;
дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом социальных, отраслевых (продуктовых), региональных особенностей;
определение по каждому конкретному товарному рынку пределов и уровней демонополизации в зависимости от структуры рынка, его состояния, перспектив развития и других показателей;
применение широкого спектра правовых, административных и экономических мер: от пресечения злоупотреблений, введения ограничений и регулирования до стимулирования, поддержки и временной защиты отдельных товаропроизводителей;
координация действий органов государственного управления Республики Башкортостан, органов местного государственного управления в процессе реализации мероприятий по развитию конкуренции и рыночных отношений;
мониторинг структуры товарных рынков при реализации Программы в целях уточнения правильности выбранных методов развития конкуренции, степени и сроков вмешательства государственных органов в процесс развития товарных рынков и конкуренции;
преемственность решения проблем демонополизации и развития конкуренции;
обеспечение гласности проводимых мероприятий и их результатов.
В качестве приоритетов политики развития конкуренции определены следующие:
При определении приоритетных групп продукции и соответствующих рынков использованы следующие характеристики:
уровень концентрации производства;
принадлежность товара к продукции жизнеобеспечения;
значимость товара для производства и потребления;
принадлежность отрасли к специализации республики;
возможность использования для импортозамещения;
степень проникновения импорта;
конкурентоспособность (в том числе потенциальная) на отечественных и мировых рынках;
уровень стабилизации производства.
Согласно принятым качественным и количественным критериям составлен перечень монополизированных товарных рынков и хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на этих рынках.
---------------------------------------T-------------------------¬
¦ Хозяйствующие субъекты ¦ Товарные рынки ¦
L--------------------------------------+--------------------------
Химическая и нефтехимическая промышленность
АО "Уфанефтехим" Масла дизельные
Масла индустриальные
(веретенные)
АО "Уфимский нефтеперерабатывающий Сера
завод"
АО "Салаватнефтеоргсинтез" Карбамид
АО "Сода" Сода кальцинированная
Сода пищевая
СМС
Цемент, в т.ч.
сухого производства
Шифер
Гипс
Известняковая мука
АО "Каустик" Сода каустическая
Глицерин технический
АО "Каучук" Каучуки синтетические
ГПП "Химпром" Аминная соль
2,4-дихлорфеноксиуксусной
кислоты,
50-60-процентный
водорастворимый концентрат
АО "Уфаоргсинтез" Фенол
Этиловый спирт технический
Полиэтилен
АО "Уфимский завод эластомерных Ремни прорезиненные
материалов, изделий и конструкций" клиновые
АО "Стеклонит" Стеклопластики
АО "Минудобрения" Удобрения фосфатные