Недействующий


ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАБИНЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О Программе демонополизации экономики и развития
конкуренции в Республике Башкортостан

_____________________________
Документ утратил силу на основании:
Постановления Правительства РБ от 1 апреля 2010 года №95
____________________________________________________________________

В целях дальнейшего углубления и развития рыночных отношений в республике, создания необходимых условий для стабилизации ее экономики и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 года N 191 "О Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры)" Кабинет Министров Республики Башкортостан постановляет:

1. Утвердить Программу демонополизации экономики и развития конкуренции в Республике Башкортостан (прилагается).

2. Республиканским министерствам и ведомствам, главам администраций городов и районов Республики Башкортостан на основе утвержденной Программы демонополизации экономики и развития конкуренции определить комплекс конкретных мер, вытекающих из этой Программы.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Министерство экономики Республики Башкортостан и Государственный комитет Республики Башкортостан по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур.

И.о. Премьер-Министра
Республики Башкортостан
Р.Бакиев

Управляющий Делами Кабинета Министров
Республики Башкортостан
Р.Хайбуллин

Уфа, 15 августа 1994 года
N 288

Приложение
к постановлению Кабинета Министров
Республики Башкортостан
от 15 августа 1994 года N 288

ПРОГРАММА
демонополизации экономики и развития конкуренции
в Республике Башкортостан

Основные понятия и определения

Товарный рынок - рынок по каждому товару, виду работы, услуги или по каждой группе взаимозаменяемых товаров.

Взаимозаменяемые товары - товары, близкие по потребительским свойствам и удовлетворяющие в основном одинаковые потребности. Товарные границы рынка - набор (перечень) взаимозаменяемых для удовлетворения конкретной потребности товаров.

Географические границы рынка - сфера обращения товара и его заменителей, определяемая исходя из экономических возможностей покупателей в приобретении товара на соответствующей территории и отсутствие таких возможностей за ее пределами.

Демонополизация - снижение концентрации производства товаров и создание необходимых условий для развития конкуренции на товарных рынках.

Естественная монополия - монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством Республики Башкортостан, определяющим товарные границы монопольного рынка субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Временная монополия - монополия в условиях временного отсутствия конкуренции.

Группа предприятий - совокупность хозяйствующих субъектов, имеющих отношения, основанные на прямом или косвенном имущественном контроле одного хозяйствующего субъекта над другим (другими) посредством обладания контрольным пакетом акций (паев, долей) в уставном капитале либо оказания решающего воздействия на принимаемые решения иными средствами. Применительно к целям демонополизации группа предприятий рассматривается как единый хозяйствующий субъект.

Общие положения

Программа демонополизации экономики и развития конкуренции в Республике Башкортостан (далее по тексту Программа) разработана в соответствии с Законом Республики Башкортостан от 28 февраля 1992 года "О порядке применения на территории Республики Башкортостан Закона РСФСР от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Закона Республики Башкортостан от 26 февраля 1992 года "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и Закона Республики Башкортостан от 1 апреля 1993 года "О защите прав потребителей в Республике Башкортостан" с учетом положений Государственной программы демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации (основные направления и первоочередные меры), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 года N 191.

Программа устанавливает цели, задачи и приоритеты политики демонополизаций экономики и развития конкуренции в Республике Башкортостан, предусматривает мероприятия по их реализации, направлена на повышение эффективности общественного производства на основе рыночного регулирования экономических процессов.

При разработке положений Программы предусмотрено, что процесс демонополизации экономики и развития конкуренции в Республике Башкортостан должен отвечать следующим требованиям:

- комплексность решения задач демонополизации, приватизации и структурной перестройки экономики;

- взаимосвязь демонополизации экономики с процессами финансовой стабилизации, инвестиционной и экспортно-импортной антиинфляционной государственной политики;

- дифференцированный подход к объектам демонополизации с учетом экономических и социальных интересов, отраслевых особенностей, уровня дефицитности продукции, платежеспособного спроса, исходя из положения, что антимонопольная политика не должна направляться против монополизма вообще - формироваться только как орудие его тотального разрушения, что есть сферы деятельности, где сохранение монополизма экономически оправдано и естественно;

- постоянный мониторинг изменения структуры рынка;

- обеспечение гласности проводимых мероприятий по демонополизации и развитию конкуренции и их результатов.

Процесс монополизации экономики и развития конкуренции в республике рассчитан на долгосрочную перспективу с ежегодным уточнением приоритетов.

Не подлежат демонополизации в течение пяти лет временные монополии, возникшие в результате использования изобретений, внедрения патентов, лицензионного оборудования, считая с момента приобретения лицензии, патента или регистрации изобретения.

Цели и задачи политики демонополизации экономики
и развития конкуренции в Республике Башкортостан

В качестве основных целей и задач политики демонополизации экономики и развития конкуренции в Республике Башкортостан выдвигаются:

1. Дальнейшее обоснованное сокращение прямого государственного участия в управлении народным хозяйством Республики Башкортостан и переход к экономическим методам государственного регулирования на макроуровне и в структурной политике.

1.1. Уменьшение доли государственного сектора экономики на основе Программ приватизации предприятий государственной и муниципальной собственности в Республике Башкортостан.

1.2. Укрепление рыночных принципов организации обращения товаров в государственном и негосударственном секторах экономики, переход к гласной оптовой торговле как способу демонополизации сферы товарного обращения.

1.3. Переход в основном к контактной системе государственных закупок.

1.4. Совершенствование принципов налоговой политики.

1.5. Дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен. Сохранение при этом государственного регулирования цен на товары и услуги предприятий-монополистов и наиболее социально значимые товары (лекарственные средства и изделия медицинского назначения, хлебобулочные изделия, молочную продукцию, детское питание и др.).

1.6. Защита хозяйствующих субъектов от прямого вмешательства органов власти и управления в их оперативную хозяйственную деятельность.

2. Ограничение монополистических тенденций и устранение монополий в сфере производства и распределения товаров и оказания услуг.

2.1. Структурирование монополий и установление статуса естественной, государственной, временной монополии в зависимости от положения в народном хозяйстве, сферы деятельности, времени существования.

2.2. Формирование системы государственного контроля и регулирования деятельности монополий в соответствии с их статусом.

2.3. Разработка порядка составления и ведения Единого реестра монополий Республики Башкортостан.

2.4. Разработка и реализация отраслевых программ демонополизации.

2.5. Проведение политики стимулирования создания экспортных картелей (объединений) с сохранением конкурентной среды внутреннего рынка.

2.6. Применение специального государственного регулирования для хозяйствующих субъектов сферы временных монополий, нарушающих антимонопольное законодательство, вплоть до принудительного их разделения.

2.7. Осуществление государственного контроля за созданием, слиянием, присоединением, преобразованием, ликвидацией хозяйствующих субъектов.

2.8. Содействие формированию конкурентной среды рынка при реорганизации хозяйствующих субъектов в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий.

2.9. Государственное регулирование цен на продукцию предприятий, отнесенных в сфере естественной, государственной и временно монополии на основе действующего законодательства.

2.10. Проведение антимонопольной политики при интеграциионных процессах в промышленности. При создании промышленных или финансово-промышленных групп не допускать приобретение крупными промышленными или финансово-промышленными группами монопольного влияния на товарных рынках и ограничение доступа на них иным хозяйствующим субъектам.

2.11. Создание правовых и экономических условий для добровольного выделения структурных подразделений из состава государственных и муниципальных предприятий, выхода из организационно-монополистических структур.

2.12. Использование мощностей конверсируемых предприятий для создания посредством диверсификации параллельных конкурирующих производств товаров производственно-технического назначения и народного потребления.

2.13. Создание льготных условий иностранным инвесторам, осуществляющим инвестиции в монополизированные отрасли для создания альтернативных производств, предоставление им государственных гарантий.

2.14. Создание системы льгот хозяйствующим субъектам, вступающим в рынки товаров и услуг с высокой степенью монополизации.

2.15. Проведение политики снижения ставки налога на прибыль по операциям лизинга в приобретению высокотехнологического оборудования и новых технологий, для создания условий по развитию предпринимательства на базе передовых технологий.

2.16. Обеспечение равных условий доступа на мировой рынок. Проведение антимонопольной политики при лицензировании и квотировании экспорта.

2.17. проведение антимонопольной политики в кредитно-финансовой сфере и сфере страховых рынков.

2.18. Защита прав потребителей - как необходимого элемента конкурентного рынка.

3. Государственная поддержка новых экономических структур и развитие предпринимательства путем принятия и реализации "Программы поддержки малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 1994-1995 гг.".

4. Поддержка хозяйствующих субъектов Республики Башкортостан, в том числе монополистов, производящих продукцию конкурентноспособную на внешнем рынке.

5. Защита экономики республики от внешних монополий, проведение взвешенной политики республиканского протекционизма.

6. Правовое, организационное и кадровое обеспечение процессов антимонопольного регулирования, демонополизации и развития конкуренции.

6.1. Совершенствование Закона Республики Башкортостан "О порядке применения на территории Республики Башкортостан Закона РСФСР от 22 марта 1991 года "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и других законодательных актов с учетом накопленного опыта их применения и решения новых задач.

6.2. Разработка и принятие правовых актов, в том числе "О монополиях", "Об акционерных компаниях", "О казенных предприятиях", "О рынке ценных бумаг и фондовых бирж", "О некоммерческих организациях", "О концентрации производства и капитала", "Об организации оптовых товарных рынков", " Торгового кодекса Республики Башкортостан", "О концессиях" и т.д.

6.3. Более четкое взаимодействие с ГКАП России и его территориальными управлениями по вопросам совершенствования антимонопольного законодательства и практики его применения.

6.4. Формирование позитивного общественного мнения по отношению к проблемам демонополизации и развитию конкуренции в республике.

6.5. Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области демонополизации и специалистов антимонопольных органов.

7. Информационное и техническое обеспечение процессов антимонопольного регулирования, демонополизации и развития конкуренции.

Создание информационно-справочной системы.

7.1. Реформирование существующих форм статистической отчетности, предусматривающее введение показателей концентрации производства и доли хозяйствующего субъекта на региональном рынке.

7.2. Создание программного обеспечения информационно-справочной системы и автоматизированных рабочих мест.

Приоритеты политики демонополизации экономики и
развития конкуренции в Республике Башкортостан
на 1994-1995 годы

На ближайший период определяются следующие приоритетные направления политики демонополизации экономики и развития конкуренции в Республике Башкортостан:

- создание и совершение нормативно-правового и методического обеспечения процессов антимонопольного регулирования, демонополизации и развития конкуренции;

- осуществление первоочередных мероприятий по демонополизации хозяйственных комплексов: торгового, строительного, связи, транспортно-дорожного (за исключением железнодорожного), машиностроительного;

- развитие предпринимательства;

- государственное антимонопольное регулирование и пресечение монополистической деятельности;

- осуществление государственного контроля за ходом приватизации государственных и муниципальных предприятий в целях соблюдения антимонопольных требований и предупреждения создания новых монопольных структур, не относящихся к естественной монополии;

- устранение экономических и административных барьеров для свободного перемещения товаров, услуг и капиталов на рынках республики;

- снижение финансово-экономических, организационных и правовых барьеров для входа на рынок новых конкурирующих структур;

- пропаганда политики демонополизации экономики и развития конкуренции в Республике Башкортостан;

- подготовка кадров для реализации антимонопольного законодательства и демонополизации различных сфер экономики.

Финансовое обеспечение программы

Финансирование мероприятий Программы осуществляется из республиканского бюджета и бюджетов районов и городов в рамках финансирования деятельности органов власти и управления.

Кроме того, источником финансирования реализации Программы могут быть:

- часть средств от приватизации государственного и муниципального имущества;

- собственные или заемные средства хозяйствующих субъектов;

- средства акционеров, привлекаемые при создании новых или приватизации существующих предприятий;

- внебюджетные фонды.

Для стимулирования инициативного разукрупнения хозяйствующих субъектов могут использоваться налоговые льготы, устанавливаемые в законодательном порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»