Республика Бурятия расположена в центре пересечения всех международных транспортных коридоров "Европа - Азия" и "Север - Юг", основных транспортных коммуникаций, соединяющих европейскую часть России с Сибирью, Дальним Востоком и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Город Улан-Удэ является узлом магистральных линий связи, в одном часовом поясе с основными финансовыми центрами современной Азии (Гонконг, Сингапур, Пекин), что способствует созданию здесь логистического центра для управления товарными и финансовыми потоками.
По территории республики проходят Транссибирская железная дорога, Байкало-Амурская магистраль, автомагистрали федерального значения. В Республике Бурятия расположен один аэропорт федерального значения - международный аэропорт г. Улан-Удэ, пассажиропоток которого в среднем в год составляет 580,0 тыс. чел., и два аэропорта, расположенные в поселках Таксимо и Нижнеангарск, пассажиропоток - 20,0 тыс. чел.
Количество железнодорожных путей и автомобильных дорог с твердым покрытием в последние годы в республике остается относительно стабильным и по состоянию на конец 2022 года составляет соответственно 3,5 км и 27,1 км на 1000 кв. км территории. В то же время среднероссийские показатели по железнодорожным путям и автодорогам составляют 5,0 км и 67,8 км. Таким образом, по плотности железных дорог Республика Бурятия отстает от среднероссийских показателей в 1,4 раза, а по плотности автомобильных дорог с твердым покрытием - в 2,3 раза.
Актуальной является задача развития современной эффективной транспортной инфраструктуры (воздушной, водной, автомобильной, железнодорожной), обеспечивающей ускорение движения потоков пассажиров, товародвижения, снижение транспортных издержек в экономике, а также привлечение населения и бизнеса в формирование транспортной инфраструктуры на основе стратегического партнерства.
Крайне актуальной для республики является проблема обеспечения доступности для жителей северных районов Республики Бурятия столицы - г. Улан-Удэ (население северных районов - около 47,0 тыс. чел.), а также полноценного автомобильного сообщения жителей северных районов республики с соседними Иркутской областью и Забайкальским краем.
Основная цель развития транспортной инфраструктуры - обеспечение связанности экономического пространства республики и удовлетворение потребностей экономики и населения в транспортных услугах, включение республики в международные транспортные коридоры.
Транспортный комплекс Республики Бурятия объединяет 1794 предприятия транспорта. Численность работников организаций транспорта составляет около 14,5 тыс. человек. Доля занятых в транспортном комплексе от общей численности занятых в экономике республики составляет 6,6%.
При этом удельный вес транспорта в структуре валового регионального продукта составляет 9,5%. Данные показатели позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики.
В состав транспортного комплекса республики входят объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали, объекты гражданской авиации.
Ведущее место в транспортном комплексе по оказанию услуг населению занимает автомобильный пассажирский транспорт, которым перевозится 96% пассажиров от общего объема пассажирских перевозок, осуществляемых всеми видами транспорта. При этом отрасль "Транспорт" была включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, а также в настоящее время испытывает влияние санкционных действий.
Поэтому в 2020 - 2021 гг. наблюдалось снижение основных показателей работы транспорта, в настоящее время показатели 2019 года не достигнуты.
Ведущее место в транспортном комплексе по перевозкам грузов занимает железнодорожный транспорт. Удельный вес перевозимых грузов железнодорожным транспортом составляет 94% от общего объема перевозок всеми видами транспорта.