Переход к программно-целевому принципу планирования бюджета начал реализовываться в республике в рамках реформирования региональных финансов, ключевым направлением которого стало смещение акцента в управлении расходами с так называемой "затратной" модели, когда финансовые ресурсы распределяются между государственными органами в сметном порядке, к модели бюджетирования, ориентированного на результат (БОР), когда бюджетные ресурсы становятся не самоцелью, а лишь инструментом в достижении поставленных целей. Распределение бюджетных ресурсов с учетом ожидаемых и фактических результатов деятельности в рамках четких среднесрочных ориентиров становится залогом повышения результативности и эффективности расходов бюджета.
В качестве инструментов программно-целевого планирования используются долгосрочные целевые программы, ведомственные целевые программы, государственные задания на оказание государственных услуг, доклады о результатах и основных направлениях деятельности.
Удельный вес расходов республиканского бюджета Республики Хакасия, формируемых в рамках программ, в 2008 году составил 7,6%, в 2009 году - 14,5%, в 2010 году - 16,9%, в 2011 году - 19%, в 2012 году - 16,9%.
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.12.2013 N 688)
Крайне важным явилось внедрение в бюджетный процесс системы докладов республиканских министерств и ведомств о результатах своей деятельности и основных направлениях работы на перспективу. В процессе перехода к программной структуре бюджета они занимают одно из ключевых мест, так как:
- отражают взаимосвязь между социально-экономическими ориентирами республики и финансовыми ресурсами ее бюджета;
- являются отчетным и плановым документом в деятельности главных распорядителей (распорядителей) бюджетных средств и в бюджетном процессе;
- отражают эффективность использования средств республиканского бюджета Хакасии и деятельности органов исполнительной власти региона.
В целях реализации программно-целевого принципа планирования республиканского бюджета был проведен мониторинг качества разработки долгосрочных республиканских целевых программ, комплексная оценка эффективности выполнения долгосрочных республиканских целевых программ. В результате были разработаны и утверждены нормативные правовые акты, регулирующие процесс работы с долгосрочными республиканскими целевыми программами и ведомственными целевыми программами:
Постановление Правительства Республики Хакасия от 14.02.2008 N 40 "О Порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ в Республике Хакасия" (с последующими изменениями).
В целях оптимизации программно-целевого принципа планирования бюджета создана Комиссия при Правительстве Республики Хакасия по бюджетным проектировкам" (Постановление Правительства Республики Хакасия от 24.06.2013 N 343 "О Комиссии при Правительстве Республики Хакасия по бюджетным проектировкам и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Республики Хакасия").
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 31.07.2013 N 436)
Кроме того, в республике действует Постановление Правительства Республики Хакасия от 11.09.2007 N 283 "О совершенствовании бюджетного процесса в Республике Хакасия", которым утверждены Рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств республиканского бюджета Республики Хакасия.
Однако на практике не удалось применить в полном объеме все нормы, принципы и механизмы, предусмотренные указанными нормативными правовыми актами, из-за неготовности субъектов бюджетного планирования решать поставленные перед ними проблемы, ориентируясь на достижение конечных целей и решение задач. Так, существуют следующие проблемы:
- сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов;
- структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики;
- недостаточно тесно увязаны стратегическое и бюджетное планирование и целеполагание бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей;
- отсутствуют механизмы стимулирования участников бюджетного процесса к повышению эффективности бюджетных расходов;
- планирование программных и "непрограммных", капитальных и текущих расходов методологически не взаимоувязано;
- во многом формальным и не увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат.
Для решения указанных проблем предлагается следующее:
- обеспечить формирование республиканского бюджета на программной основе, начиная с 2015 года;
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.12.2013 N 688)
- обеспечить развитие методологии и практики использования государственных программ Республики Хакасия. Предлагается осуществить в два этапа:
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.12.2013 N 688)
первый этап - проведение анализа существующих нормативных правовых актов Республики Хакасия, регулирующих бюджетный процесс и порядок разработки, утверждения, реализации стратегических и программно-целевых документов;
(в ред. Постановления Правительства Республики Хакасия от 09.12.2013 N 688)