Эффективное, ответственное и прозрачное управление общественными финансами является базовым условием для повышения уровня и качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики и социальной сферы, достижения других стратегических целей социально-экономического развития любой территории - страны в целом и каждого региона в отдельности.
На фоне бюджетной реформы в стране и постоянного совершенствования бюджетного законодательства в Ярославской области в 2008 - 2013 годах при поддержке Министерства финансов Российской Федерации проводились фундаментальные реформы системы управления финансами.
Серьезные преобразования в бюджетной сфере Ярославской области осуществлялись системно и целенаправленно в рамках реализации областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 10.12.2008 N 629-п "Об областной целевой программе "Реформирование региональных финансов Ярославской области" на 2008 - 2011 годы", и региональной программы "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 30.06.2011 N 489-п "О региональной целевой программе "Повышение эффективности бюджетных расходов Ярославской области" на 2011 - 2013 годы".
Итогами реализации указанных программ стали масштабные институциональные преобразования в сфере общественных финансов регионального и муниципального уровня, формирование основы для повышения эффективности бюджетных расходов, принятие принципиально новой нормативно-правовой базы, внедрение в практику новых механизмов и инструментов управления финансами. Наиболее значимые результаты работы по итогам шести лет:
- переход к среднесрочному бюджетному планированию на основе разделения действующих и принимаемых расходных обязательств, а также разделения бюджета текущих расходов и бюджета развития;
- реформа сети бюджетных учреждений в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
- развитие программно-целевых методов управления с переходом на программный формат и программную классификацию бюджета в увязке со стратегией социально-экономического развития области и целевыми программами;
- автоматизация процесса планирования областного бюджета, в том числе в программном формате, а также процесса формирования целевых программ и государственных программ Ярославской области в увязке с бюджетом;
- улучшение кадрового обеспечения бюджетного процесса в результате мероприятий по обучению и повышению квалификации руководителей и специалистов органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, муниципальных и государственных учреждений;
- повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств и муниципальных образований области;
- повышение прозрачности и открытости бюджетного процесса.
Сфера государственных и муниципальных закупок Ярославской области также претерпела серьезные изменения, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", который полностью интегрировал закупочный процесс с бюджетным процессом. В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в Ярославской области была создана региональная информационная система в сфере закупок, интегрированная с информационными системами в сфере управления государственными финансами.
(абзац введен Постановлением Правительства Ярославской области от 23.11.2017 N 871-п)
Необходимо отметить, что данные преобразования проводились при относительно благоприятных финансовых условиях своевременного и полного исполнения приоритетных расходных обязательств на фоне приемлемого уровня дефицита бюджета и государственного долга.