КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 сентября 2014 года N 666


Об утверждении Концепции патриотического воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан

(с изменениями на 28 мая 2024 года)

(в ред. Постановлений КМ РТ от 01.11.2023 N 1397, от 28.05.2024 N 372)



В целях дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания молодежи, выработки системного подхода, отражающего совокупность официально принятых взглядов на государственную политику, и основных направлений деятельности в сфере патриотического воспитания молодежи в Республике Татарстан Кабинет Министров Республики Татарстан ПОСТАНОВЛЯЕТ:


(в ред. Постановления КМ РТ от 28.05.2024 N 372)


1. Утвердить Концепцию патриотического воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан (далее - Концепция).


(в ред. Постановления КМ РТ от 28.05.2024 N 372)


2. Республиканским органам исполнительной власти при решении вопросов гражданско-патриотического воспитания молодежи, при разработке и реализации государственных программ Республики Татарстан руководствоваться Концепцией.


(в ред. Постановления КМ РТ от 01.11.2023 N 1397)


3. Предложить территориальным органам федеральных органов исполнительной власти по Республике Татарстан, органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Татарстан, организациям при решении вопросов гражданско-патриотического воспитания учитывать в своей деятельности положения Концепции.


(в ред. Постановления КМ РТ от 01.11.2023 N 1397)


4. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Министерство по делам молодежи Республики Татарстан.


(в ред. Постановления КМ РТ от 01.11.2023 N 1397)



Премьер-министр
Республики Татарстан
И.Ш.ХАЛИКОВ



Утверждена
Постановлением
Кабинета Министров
Республики Татарстан
от 16 сентября 2014 г. N 666



КОНЦЕПЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН

(в ред. Постановлений КМ РТ от 01.11.2023 N 1397, от 28.05.2024 N 372)



I. Общие положения


Концепция патриотического воспитания детей и молодежи в Республике Татарстан (далее - Концепция) отражает совокупность официально принятых взглядов на государственную политику и основных направлений деятельности в сфере патриотического воспитания молодежи в Республике Татарстан.


(в ред. Постановления КМ РТ от 28.05.2024 N 372)


В Концепции сформулированы теоретические основы патриотического воспитания, его цель, задачи и принципы, роль и место государственных социальных институтов, общественных объединений по воспитанию патриотизма молодежи в Республике Татарстан в современных условиях.


(в ред. Постановления КМ РТ от 28.05.2024 N 372)



II. Правовые основы Концепции


Правовой основой и нормативными источниками патриотического воспитания на современном этапе являются: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне", Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года N 1416 "О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания", распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. N 134-р, Конституция Республики Татарстан, Закон Республики Татарстан от 19 октября 1993 года N 1983-XII "О молодежи и государственной молодежной политике в Республике Татарстан", Закон Республики Татарстан от 9 декабря 2023 года N 123-ЗРТ "О патриотическом воспитании граждан в Республике Татарстан", Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 05.03.2019 N 158 "Об утверждении государственной программы Республики Татарстан "Развитие молодежной политики в Республике Татарстан" и иные правовые акты Российской Федерации и правовые акты Республики Татарстан в части, касающейся вопросов патриотического воспитания.


(в ред. Постановлений КМ РТ от 01.11.2023 N 1397, от 28.05.2024 N 372)



III. Характеристика проблемы патриотического воспитания


Патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируются не только соответствующие идеалы, принципы и мировоззрение, но и происходит становление личностных качеств молодого человека, в том числе и таких морально-психологических, как гражданское мужество, смелость, честность, порядочность.


Патриотическое воспитание в условиях современной России объективно признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.


Патриотическое воспитание граждан понимается как целенаправленная деятельность органов государственной власти Республики Татарстан, органов местного самоуправления, социально ориентированных некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере патриотического, в том числе военно-патриотического, воспитания граждан, и иных субъектов патриотического воспитания по формированию у граждан патриотического сознания, верности Родине, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества, уважения к отечественной истории.


(в ред. Постановления КМ РТ от 28.05.2024 N 372)


Система патриотического воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у граждан активной позиции, способствовать всемерному включению в решение общегосударственных задач, создавать условия для развития государственного мышления, привычки действовать в соответствии с национальными интересами России. Она должна подготовить молодежь, а также побудить представителей других поколений к такому характеру активной деятельности, в которой знания и жизненный опыт соединяются с позицией гражданского долга и сопричастностью с судьбой Родины, личные интересы - с общественными.


Ответственность за функционирование системы лежит на государстве как на самом высокоорганизованном и оснащенном субъекте патриотического воспитания, что не снимает моральной ответственности за ее функционирование с общества, его групп и слоев и каждого гражданина.


На становление и развитие патриотизма в настоящее время оказывают влияние два основных фактора: внутренний и внешний. Первый (внутренний) - связан с трансформационными процессами в России. Распад СССР негативно отразился не только на социально-политической и экономической сферах жизнедеятельности общества, но и на духовной. Возникновение нового государства - Российской Федерации сопровождалось сменой ценностно-нравственных ориентиров, в результате чего нарушилась связь поколений, молодые погрузились в некий моральный вакуум. Такие ранее непоколебимые ценности, как чувство любви к своей Родине, осознание долга перед Отчизной, перестали быть ориентирами современной молодежи. Указанные изменения привели к депатриотизации и дезинтеграции российского общества, и, как следствие, в общественном сознании сформировались равнодушие, эгоизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к органам государственной власти и социальным институтам. В целом современное социально-психологическое состояние российского общества, а особенно его молодой генерации, может быть охарактеризовано понятием "фрустрация". Это - и социальная реадаптация многих молодых людей, и растущая неуверенность в завтрашнем дне, и обесценивание стимулов творческой деятельности и инновационных подходов. Однако формирование гражданина-патриота способно дать новый импульс духовному оздоровлению социума.


Внешний фактор проявляется во влиянии общемировых глобализационных процессов на социокультурную ситуацию в российском обществе. Зачастую такие процессы, размывая образ Родины в общественном сознании, оказывают отрицательное воздействие на формирование патриотизма.


Проблема патриотизма актуальна также и при постановке вопроса о построении единого, социально ориентированного и прогрессивно развивающегося поликультурного государства посредством внедрения инновационных технологий. Полиэтничность большинства субъектов Российской Федерации побуждает сформировать в общественном сознании идею патриотического единства, нацеленную на сохранение социокультурного единства народов. При отсутствии такого понимания естественные проявления любви к своей малой Родине (к ценностям своего этноса) могут выливаться в высказывания о превосходстве своего народа над всеми остальными и, как следствие, создавать межэтническую напряженность. Зачастую смысл слова "патриотизм" и необходимость формирования патриотических чувств не находят понимания в общественном сознании россиян. Особенно эта проблема актуализируется в молодежной среде.



IV. Цели, задачи и принципы патриотического воспитания молодежи в Республике Татарстан

(в ред. Постановления КМ РТ от 28.05.2024 N 372)



В настоящее время в Республике Татарстан сложилась система патриотического воспитания молодежи. В муниципальных районах созданы центры патриотического воспитания, клубы (объединения) патриотической направленности. В городе Казани действует Республиканский центр спортивно-патриотической и допризывной подготовки молодежи "Патриот", который призван объединить усилия органов государственной и муниципальной власти, всех заинтересованных ведомств и общественности в вопросах гражданско-патриотического воспитания. В Республике Татарстан создан Координационный совет по патриотическому воспитанию, который разрабатывает стратегические вопросы патриотического воспитания.


Патриотическое воспитание - многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, возвышенного чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.


Основной целью патриотического воспитания является формирование у граждан духовно-нравственных и социальных ценностей, гражданственности, верности конституционному и воинскому долгу, ответственности и дисциплинированности.


Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:


воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Татарстан, соблюдения законности;


формирование у граждан уважения к культурному, историческому прошлому и традициям Российской Федерации, Республики Татарстан, готовности к служению Отечеству, его защите, добросовестному выполнению гражданского, профессионального и воинского долга;


привитие гражданам чувства гордости и уважения к государственным символам Российской Федерации, государственным символам Республики Татарстан;


развитие системы патриотического воспитания, повышение престижа государственной службы, совершенствование подготовки граждан к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;


развитие добровольческой (волонтерской) деятельности;


формирование у граждан потребности в духовно-нравственном развитии и уважительного отношения к старшему поколению, обеспечение связи между поколениями, проявление заботы о пожилых и близких людях, укрепление института семьи и сохранение традиционных семейных ценностей;


развитие дружественных связей между народами, создание условий для обеспечения межнационального и межконфессионального согласия, противодействия проявлениям экстремизма.


Принципами патриотического воспитания являются:


адресный подход в работе с гражданами;


системность, организация взаимодействия органов государственной власти Республики Татарстан с иными субъектами патриотического воспитания;


учет национальных, этнокультурных, конфессиональных особенностей граждан при организации деятельности по патриотическому воспитанию;


непрерывность и преемственность в патриотическом воспитании граждан;


открытость и независимость в оценке результатов реализации мер, направленных на патриотическое воспитание;


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»