Бюджетная политика, проводимая Правительством Ростовской области, ориентирована на эффективное, ответственное и прозрачное управление государственными финансами, что является базовым условием для устойчивого экономического роста, своевременного исполнения социальных обязательств и достижения других стратегических целей социально-экономического развития региона.
По итогам 2013 года в основном обеспечена положительная динамика основных показателей консолидированного бюджета Ростовской области.
Исполнение консолидированного бюджета Ростовской области составило: по доходам - 155,4 млрд. рублей и по расходам - 164,5 млрд. рублей, что на 1,9 процента, или на 2,9 млрд. рублей, выше показателей 2012 года по доходам и на 8,0 процента, или на 12,1 млрд. рублей, - по расходам. Дефицит бюджета по итогам 2013 года составил 9,1 млрд. рублей. Основными источниками его покрытия выступили кредитные ресурсы банков и остатки средств бюджета на 01.01.2013.
Среднедушевой бюджетный доход на жителя области составил 36,6 тыс. рублей.
Основными доходными источниками консолидированного бюджета Ростовской области являлись собственные доходы. Их объем составил 77,8 процента всех поступлений в консолидированный бюджет Ростовской области, рост к уровню прошлого года обеспечен на 5,3 млрд. рублей, или на 4,6 процента.
Продолжилось снижение доли федеральной финансовой помощи в доходах консолидированного бюджета Ростовской области. В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.12.2013 N 412 впервые Ростовская область включена в список низкодотационных регионов страны с долей межбюджетных трансфертов от 5 до 20 процентов.
В 2013 году проводилась взвешенная долговая политика, направленная на ограничение размера государственного долга Ростовской области с учетом требований бюджетного законодательства и минимизацию расходов на обслуживание долговых обязательств.
Государственный долг Ростовской области составил 15,1 млрд. рублей или на уровне 18,2 процента от нормативной величины, установленной бюджетным законодательством Российской Федерации, что значительно ниже показателей в целом по субъектам Российской Федерации и по Южному федеральному округу, которые составили соответственно 33 и 64 процента.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 14.11.2013 N 485 утвержден план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики в Ростовской области на 2013-2016 годы.
В связи с изменением темпов экономического роста в Российской Федерации и темпов поступления собственных доходов Правительством Ростовской области были приняты меры, устанавливающие особые подходы исполнения областного бюджета в ноябре - декабре 2013 г.
В результате принятых мер обеспечено выполнение первоочередных задач, поставленных Губернатором Ростовской области и определенных основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ростовской области. В их числе выполнение указов Президента Российской Федерации, безусловное исполнение социальных обязательств, решение вопросов экономического развития.
Просроченная задолженность по социально значимым и долговым обязательствам консолидированного бюджета Ростовской области отсутствовала.
Начиная с формирования областного бюджета 2014 года, Правительством Ростовской области принято решение о формировании и исполнении областного бюджета в программном формате.
Программный областной бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, сформированный на основе 21-й утвержденной государственной программы Ростовской области, исполняется с учетом необходимости реализации запланированных мероприятий. На эти цели предусмотрено более 90 процентов расходов областного бюджета.
Принято постановление Правительства Ростовской области от 23.09.2013 N 583 "Об утверждении государственной программы Ростовской области "Управление государственными финансами и создание условий для эффективного управления муниципальными финансами". По аналогии с федеральной государственной программой данная государственная программа Ростовской области является "обеспечивающей" и определяет принципиальные тенденции развития государственных финансов Ростовской области, совершенствование межбюджетных отношений.
В целях реализации положений Федерального закона от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части государственного финансового контроля определен орган внутреннего государственного финансового контроля Ростовской области, подготовлена нормативная правовая база по вопросам осуществления внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
(в ред. постановления Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520)
Абзац утратил силу. - Постановление Правительства Ростовской области от 20.07.2016 N 520.
Осуществление областными органами исполнительной власти внутреннего государственного финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита позволит повысить эффективность и прозрачность использования средств областного бюджета.
Проведены мероприятия по внедрению современной единой информационной системы управления общественными финансами с использованием современных телекоммуникационных технологий. Введена в эксплуатацию единая автоматизированная система управления государственными финансами в части планирования и исполнения бюджета Ростовской области.
Определяющим направлением бюджетной политики на современном этапе является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. Постановлением Правительства Ростовской области от 02.04.2014 N 216 утверждена Программа повышения эффективности управления государственными финансами на период до 2018 года в Ростовской области.
Для достижения целей эффективной бюджетной политики перед всеми участниками бюджетного процесса поставлены задачи по:
обеспечению сбалансированности областного и местных бюджетов;
повышению объективности и качества бюджетного планирования;
обеспечению в полной мере приоритизации структуры бюджетных расходов в целях увеличения доли средств, направляемых на развитие человеческого капитала и инфраструктуры;
повышению эффективности распределения бюджетных средств в целях возможности совершения бюджетного маневра, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости.