Недействующий

ГУБЕРНАТОР ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2012 года N 969


О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2017 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 12 мая 2015 года на основании постановления Губернатора Волгоградской обл. от 12.05.2015 N 398.
____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 6 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и в целях обеспечения потребности органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц в оперативной и достоверной информации о качестве атмосферного воздуха

постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2017 года.

2. Признать утратившими силу:

постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05 октября 2009 года N 1158 "О Концепции развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года";

пункт 1.17 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 07 апреля 2010 года N 489 "О внесении изменений в некоторые постановления Главы Администрации Волгоградской области";

постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30 июня 2010 года N 1032 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05 октября 2009 года N 1158 "О Концепции развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года";

пункт 1.3 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 08 ноября 2011 года N 1218 "О внесении изменений в некоторые постановления Главы Администрации Волгоградской области";

пункт 1.5 постановления Главы Администрации Волгоградской области от 09 февраля 2012 года N 123 "О внесении изменений в некоторые постановления Главы Администрации Волгоградской области";

постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17 февраля 2012 года N 148 "О внесении изменений в постановление Главы Администрации Волгоградской области от 05 октября 2009 года N 1158 "О Концепции развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Губернатор
Волгоградской области
С.А.БОЖЕНОВ

     

Утверждена
постановлением
Губернатора
Волгоградской области
от 11 октября 2012 года N 969

     

 КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2017 ГОДА

     

1. Общие положения


Настоящая Концепция определяет цель и основные направления развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области.

Стратегические цели обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования определены Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", направлены на сохранение окружающей среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидацию экологических последствий хозяйственной деятельности.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 г., постановлением Волгоградской областной Думы от 24 июня 2004 года N 8/231 "О рекомендациях депутатских слушаний "Охрана и использование природных ресурсов и экологический мониторинг на территории Волгоградской области", постановлением Правительства Волгоградской области от 22 мая 2012 года N 104-п "Об утверждении Положения о комитете охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области".

2. Основные термины и определения


В настоящей Концепции используются следующие основные термины и определения:

территориальная система наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области (далее именуется - ТСН) - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние атмосферного воздуха, его загрязнение. Является частью единой системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды);

наблюдательная сеть за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области (далее именуется - наблюдательная сеть) - система стационарных, маршрутных, передвижных (подфакельных) постов наблюдения, предназначенных для определения характеристик атмосферного воздуха, его загрязнения;

пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - пост наблюдения) - выбранное место (точка местности), на котором размещают павильон или автомобиль, оборудованные соответствующими приборами;

стационарный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - стационарный пост) - пост наблюдения, предназначенный для непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ (автоматизированный пост) или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа;

маршрутный пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - маршрутный пост) - пост наблюдения, предназначенный для регулярного отбора проб воздуха, когда невозможно (нецелесообразно) установить стационарный пост или необходимо более детальное изучение состояния атмосферного воздуха в отдельных районах;

передвижной (подфакельный) пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением [далее именуется - передвижной (подфакельный) пост] - пост наблюдения, располагаемый на фиксированных расстояниях от источника выброса для выявления зоны влияния данного источника выбросов;

передвижная лаборатория - комплекс, включающий в себя автомашину с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик атмосферного воздуха, его загрязнения [при проведении наблюдений с использованием маршрутных и передвижных (подфакельных) постов].

3. Характеристика действующей ТСН и факторы, определяющие ее развитие


3.1. В настоящее время действующая наблюдательная сеть представлена 15 стационарными постами (8 постов в городском округе город-герой Волгоград, 5 постов в городском округе город Волжский, 1 пост в Светлоярском муниципальном районе, 1 пост в Среднеахтубинском муниципальном районе) и двумя передвижными лабораториями, используемыми при проведении наблюдений на маршрутных и передвижных (подфакельных) постах, в том числе по жалобам на загрязнение атмосферного воздуха.

3.2. Эксплуатация стационарных постов и передвижных лабораторий проводится федеральным государственным бюджетным учреждением "Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", комитетом охраны окружающей среды и природопользования Волгоградской области, муниципальным бюджетным учреждением "Служба охраны окружающей среды" городского округа город Волжский и муниципальным учреждением "Городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающей природной среды" (Волгоград).

Таким образом, существующая наблюдательная сеть Волгоградской области с учетом потенциала передвижных лабораторий обеспечивает репрезентативность оценки состояния атмосферного воздуха как в дискретном режиме, так и в режиме реального времени и в оперативном режиме.

3.3. В соответствии с установленной программой наблюдений в атмосферном воздухе определяются концентрации основных и специфических загрязняющих веществ, характерных для выбросов промышленных предприятий и автотранспортного комплекса в районе расположения поста: оксида азота, диоксида азота, оксида углерода, диоксида серы, взвешенных веществ, сероводорода, аммиака, хлорида водорода, фторида водорода, формальдегида, озона, сажи, фенола, бенз(а)пирена, а также тяжелых металлов: хрома, марганца, железа, никеля, меди, цинка, свинца. Характеристики загрязнения атмосферы определяются одновременно с метеорологическими показателями, необходимыми для их интерпретации.

3.4. На протяжении ряда лет Волгоград и г. Волжский входят в число городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Основными веществами, определяющими уровень загрязнения, являются формальдегид, бенз(а)пирен, фенол, хлорид водорода, сероводород и диоксид азота.

Анализ уровня загрязнения атмосферного воздуха показывает необходимость предотвращения и снижения негативного воздействия на окружающую среду, совершенствования ТСН и соответственно развития наблюдательной сети, входящей в ее состав.

Для дальнейшего развития ТСН необходимо расширение сети стационарных постов до рекомендованной РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы" нормативной потребности за счет организации стационарных наблюдений в муниципальных образованиях Волгоградской области (в том числе на территориях природных парков), приобретение передвижных лабораторий, использование потенциала ведомственных лабораторий, а также дооснащение существующих постов наблюдения и расширение перечня наблюдаемых загрязняющих вредных веществ.

4. Цель и основные направления развития ТСН


4.1. Целью развития ТСН является получение объективных данных о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении, необходимых для предотвращения и (или) уменьшения последствий неблагоприятного влияния на атмосферный воздух, об условиях рассеивания загрязняющих веществ при наличии застройки, в том числе в периоды неблагоприятных метеорологических условий, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в атмосфере.

Развитие ТСН способствует получению детальных репрезентативных данных о качестве атмосферного воздуха, уточнению распределения содержания загрязняющих веществ по конкретной территории, которые могут быть использованы для:

прогнозирования социально-экономического развития области;

разработки мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна отдельного города или крупного промышленного района;

разработки целевых программ и мероприятий в сфере охраны атмосферного воздуха;

проведения государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха;

территориального планирования;

ведения социально-гигиенического мониторинга.

Информация о состоянии атмосферного воздуха пополняет государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и предназначена для обеспечения информацией территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Волгоградской области, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц (по требованию). Данные наблюдения за загрязнением атмосферы и полученные на их основе статистические показатели также используются для формирования Государственного доклада "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации" и доклада "О состоянии окружающей среды Волгоградской области".

4.2. ТСН позволяет проводить:

наблюдения за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние атмосферного воздуха, уровень его загрязнения, на территориях муниципальных районов и городских округов, включая природные парки Волгоградской области, в том числе в районах расположения источников антропогенного воздействия;

оценку качества (уровня загрязнения) атмосферного воздуха, включая своевременное выявление негативных процессов под воздействием природных и антропогенных факторов, влияющих на качество атмосферного воздуха, выработку рекомендаций по предотвращению негативных воздействий.

4.3. Основными направлениями деятельности по развитию ТСН являются:

а) увеличение количества стационарных постов до 25 единиц за счет их организации на территории Волгоградской области, в том числе:

в городских округах город Михайловка и город Урюпинск в 2013 году;

в природных парках "Щербаковский" и "Эльтонский" в 2014 году;

в городском округе город Фролово и природном парке "Донской" в 2015 году;

в городском округе город Камышин и природном парке "Цимлянские пески" в 2016 году;

в природных парках "Усть-Медведицкий" и "Нижнехоперский" в 2017 году;

б) приобретение одной передвижной лаборатории в 2013 году;

в) повышение эффективности работы стационарных постов за счет их оснащения современным автоматизированным измерительным и аналитическим оборудованием, обеспечения стабильности сбора, обработки, хранения и передачи информации;

г) расширение перечня измеряемых компонентов в атмосферном воздухе;

д) расширение наблюдательной сети за счет использования потенциала ведомственных систем наблюдения организаций, осуществляющих мониторинг атмосферного воздуха на территории Волгоградской области, и использования потенциала ведомственных лабораторий (центров) организаций, обеспечивающих проведение производственного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения источников антропогенного воздействия;

е) формирование баз данных результатов деятельности наблюдательной сети и ведомственных систем наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;

ж) использование данных ТСН для оценки эффективности проводимых воздухоохранных мероприятий;

з) совершенствование правового и методического обеспечения деятельности ТСН.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»