Недействующий

ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 октября 2009 года N 1158

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА СОСТОЯНИЕМ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2015 ГОДА

____________________________________________________________________
Утратил силу с 11 октября 2012 года на основании постановления Губернатора Волгоградской обл. от 11.10.2012 N 969.
____________________________________________________________________

"Волгоградская правда",, N 17 от 07.10.20099 г.

Изменения и дополнения:

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.04.2010 г. N 489, НГР: ru34000201000326

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2010 г. N 1032, НГР: ru34000201000739

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 08.11.2011 г. N 1218, НГР: ru34000201101125

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 09.02.2012 г. N 123, НГР: ru34000201200096

Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 17.02.2012 г. N 148, НГР: ru34000201200135

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 6 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" и в целях обеспечения потребности органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц в оперативной и достоверной информации о качестве атмосферного воздуха постановляю:


1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года.

2. Утратил силу - Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 07.04.2010 г. N 489, НГР: ru34000201000326.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава Администрации Волгоградской области

Н.К. Максюта

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Главы

Администрации

Волгоградской области

от 05 октября 2009 г. N 1158

КОНЦЕПЦИЯ развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года


1. Общие положения

Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", являются сохранение окружающей среды и обеспечение ее защиты, а также ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности (абзац 1 раздела 1 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17.02.2012 г. N 148, НГР: ru34000201200135).


Концепция развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года (далее именуется - Концепция) определяет цель и основные направления развития территориальной системы наблюдения за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области до 2015 года (далее именуется - территориальная система наблюдения).

Концепция разработана в соответствии с федеральными законами от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", постановлением Волгоградской областной Думы от 24 июня 2004 г. N 8/231 "О рекомендациях депутатских слушаний "Охрана и использование природных ресурсов и экологический мониторинг на территории Волгоградской области", постановлением Администрации Волгоградской области от 07 ноября 2011 г. N 662-п "Об утверждении Положения о Комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области" (абзац 3 раздела 1 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 09.02.2012 г. N 123, НГР: ru34000201200096).


В Концепции используются следующие термины и определения:

территориальная система наблюдения - система мероприятий, обеспечивающих определение параметров, характеризующих состояние атмосферного воздуха в пределах административно-территориальной обособленной единицы;

наблюдательная сеть за состоянием атмосферного воздуха Волгоградской области (далее именуется - наблюдательная сеть) - система стационарных и подвижных пунктов наблюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, предназначенных для определения метеорологических параметров и уровня загрязнения атмосферного воздуха;

подвижной пункт наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - подвижная лаборатория) - комплекс, включающий в себя платформу с установленными на ней приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик атмосферного воздуха, его загрязнения;

стационарный пункт наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением (далее именуется - стационарный пост) - комплекс, включающий в себя земельные участки с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик атмосферного воздуха, его загрязнения. Стационарные посты подразделяются на посты с автоматическими средствами измерения и без автоматических средств измерения;

маршрутный пост - заранее выбранная точка местности, предназначенная для регулярного отбора проб воздуха, когда невозможно (нецелесообразно) установить стационарный пост;

передвижной (подфакельный) пост - точки местности, расположенные на фиксированных расстояниях от источника выброса в соответствии с направлением дымового (газового) факела с целью выявления зоны влияния данного источника промышленных выбросов.

2. Характеристика существующей наблюдательной сети и факторы, определяющие ее развитие

В настоящее время существующая наблюдательная сеть представлена 14 стационарными постами, в том числе в городском округе город-герой Волгоград - 8, городском округе город Волжский - 5, Светлоярском городском поселении Светлоярского муниципального района - 1.

На стационарных постах проводится регулярное наблюдение за состоянием атмосферного воздуха и метеопараметрами.

В атмосферном воздухе определяются разовые и среднесуточные концентрации 23 основных и специфических загрязняющих веществ, характерных для выбросов промышленных предприятий и автотранспортного комплекса (оксида азота; диоксида азота; оксида углерода; диоксида серы; пыли - взвешенных веществ, аэрозольных частиц с размерами менее 10 микрометров; сероводорода; аммиака; хлорида водорода; фторида водорода; формальдегида; озона; сажи; фенола; метилмеркаптана; бенз(а)пирена; хрома; марганца; железа; никеля; меди; цинка; свинца). Данные о состоянии атмосферного воздуха от автоматических стационарных постов передаются в Комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды Администрации Волгоградской области (далее именуется Комитет) в непрерывном круглосуточном режиме.

Кроме того, наблюдение за состоянием атмосферного воздуха в Волгограде и городе Волжском ведется с использованием двух подвижных лабораторий на маршрутных и передвижных (подфакельных) постах, а также при получении жалоб жителей на загрязнение атмосферного воздуха селитебной зоны.

Эксплуатация стационарных постов и подвижных лабораторий проводится федеральным государственным бюджетным учреждением "Волгоградский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды", Муниципальным бюджетным учреждением "Служба охраны окружающей среды" городского округа город Волжский Волгоградской области, муниципальным учреждением "Городское управление аналитического и оперативного контроля качества окружающей природной среды", Комитетом (абзац 5 раздела 2 в редакции Постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 08.11.2011 г. N 1218, НГР: ru34000201101125, от 17.02.2012 г. N 148, НГР: ru34000201200135).

За период с 2005 по 2008 годы выполнены мероприятия по расширению наблюдательной сети (установлено 9 стационарных постов) и перечня измеряемых в атмосферном воздухе компонентов (аэрозольных частиц с размерами менее 10 микрометров, озона).

Таким образом, существующая наблюдательная сеть Волгограда и города Волжского с учетом потенциала подвижных лабораторий, выполняющих наблюдения на маршрутных и передвижных (подфакельных) постах, обеспечивает получение достоверных данных о состоянии атмосферного воздуха в оперативном режиме.

Данные наблюдений за состоянием атмосферного воздуха направляются в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), в Комитет и используются для информирования органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц (по требованию) о качестве атмосферного воздуха (абзац 8 раздела 2 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17.02.2012 г. N 148, НГР: ru34000201200135).

Однако на протяжении последних лет Волгоград и город Волжский входят в список городов Российской Федерации с наибольшим уровнем загрязнения воздуха. По наблюдаемой в течение пяти последних лет тенденции изменения уровня загрязнения атмосферного воздуха установлено следующее:

а) в Волгограде:

среднегодовая концентрация диоксида азота, фторида водорода, хлорида водорода, бенз(а)пирена превышает уровень предельно допустимой концентрации (далее именуется - ПДК)- В течение наблюдаемого периода уровень загрязнения атмосферного воздуха Волгограда фторидом и хлоридом водорода увеличился, а диоксидом азота снизился;

среднегодовая концентрация фенола находится на уровне ПДК;

среднегодовая концентрация пыли (взвешенных веществ), диоксида серы, оксида азота, сажи, аммиака находится в пределах гигиенических нормативов.

б) в городе Волжском:

среднегодовая концентрация диоксида азота, аммиака, формальдегида, бенз(а)пирена превышает уровень ПДК. В течение наблюдаемого периода уровень загрязнения атмосферного воздуха диоксидом азота, аммиаком увеличился, а формальдегидом снизился;

среднегодовая концентрация пыли (взвешенных веществ), диоксида серы, оксида азота находится в пределах гигиенических нормативов.

Анализ ситуации и действующая схема размещения стационарных постов (их количество, перечень загрязняющих веществ) свидетельствуют о том, что наблюдательную сеть необходимо развивать и совершенствовать, так как до настоящего времени она не отвечает установленной нормативной потребности.

Для дальнейшего развития наблюдательной сети требуются дооснащение стационарных постов автоматическими средствами измерения, расширение наблюдаемого перечня загрязняющих веществ. Предусматривается постепенное расширение наблюдательной сети за счет организации стационарных постов в муниципальных образованиях Волгоградской области, в том числе на территориях природных парков, использования потенциала ведомственных лабораторий.

3. Цель и основные направления развития территориальной системы наблюдения

Целью развития территориальной системы наблюдения является получение объективных данных (как текущих, так и прогнозных) о состоянии атмосферного воздуха, об условиях рассеивания загрязняющих веществ при наличии застройки, в том числе в периоды неблагоприятных метеорологических условий, формирующих высокий уровень загрязнения атмосферы, необходимых для предотвращения и (или) уменьшения последствий неблагоприятного изменения качества атмосферного воздуха. Организация работ по регулированию выбросов вредных веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий позволит путем выполнения мероприятий, утвержденных проектом нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, сократить выбросы и снизить рост концентраций загрязняющих веществ.

Создание территориальной системы наблюдения будет способствовать поступлению оперативной информации о состоянии атмосферного воздуха, которая используется при разработке прогнозов социально-экономического развития муниципальных образований области, целевых программ в сфере охраны атмосферного воздуха, инвестиционных программ, мероприятий по охране атмосферного воздуха, а также при проведении государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха. Кроме того, информация, полученная при осуществлении наблюдений, необходима для территориального планирования, социально-гигиенического мониторинга, при рассмотрении жалоб граждан (абзац 2 раздела 3 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 08.11.2011 г. N 1218, НГР: ru34000201101125).

Функционирование территориальной системы наблюдения позволит:

проводить наблюдение за количественными и качественными показателями (их совокупностью), характеризующими состояние атмосферного воздуха муниципальных районов и городских округов, включая территории природных парков Волгоградской области, в том числе за состоянием атмосферного воздуха в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на атмосферный воздух;

проводить оценку качества (уровня загрязнения) атмосферного воздуха, включая своевременное выявление негативных процессов под воздействием природных и антропогенных факторов, влияющих на качество атмосферного воздуха, выработку рекомендаций по предотвращению негативных воздействий;

обеспечить потребности органов исполнительной власти Волгоградской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления Волгоградской области, юридических и физических лиц в оперативной и достоверной информации о качестве атмосферного воздуха.

Основными направлениями деятельности по развитию территориальной системы наблюдения являются:

повышение эффективности работы автоматических стационарных постов, в том числе снижение потерь информации и практическое ее использование;

расширение перечня измеряемых компонентов в атмосферном воздухе;

расширение наблюдательной сети до 23 единиц за счет организации стационарных постов на территории Волгоградской области, в том числе (абзац 10 раздела 3 в редакции Постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2010 г. N 1032, НГР: ru34000201000739, от 17.02.2012 г. N 148, НГР: ru34000201200135):

а) в городском поселении г.Краснослободск Среднеахтубинского муниципального района в 2011 году (абзац 11 раздела 3 в редакции Постановлений Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2010 г. N 1032, НГР: ru34000201000739, от 17.02.2012 г. N 148, НГР: ru34000201200135);

б) в городском округе город Михайловка и природном парке "Эльтонский" в 2012 году (абзац 12 раздела 3 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2010 г. N 1032, НГР: ru34000201000739);

в) в городском округе город Урюпинск и природном парке "Щербаковский" в 2013 году (абзац 13 раздела 3 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2010 г. N 1032, НГР: ru34000201000739);

г) в городском округе город Фролово и природном парке "Донской" в 2014 году (абзац 15 раздела 3 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2010 г. N 1032, НГР: ru34000201000739);

д) городе Калач-на-Дону и природном парке "Цимлянские пески" в 2015 году (абзац 10 раздела 3 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2010 г. N 1032, НГР: ru34000201000739);

е) Исключен - Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 30.06.2010 г. N 1032, НГР: ru34000201000739;

расширение наблюдательной сети за счет использования потенциала организаций, осуществляющих мониторинг атмосферного воздуха на территории Волгоградской области, и использования потенциала ведомственных лабораторий (центров) организаций, обеспечивающих проведение производственного контроля уровня загрязнения атмосферного воздуха в районах расположения источников антропогенного воздействия (абзац 17 раздела 3 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 17.02.2012 г. N 148, НГР: ru34000201200135);

формирование баз данных результатов ведомственного и территориального наблюдения за состоянием атмосферного воздуха;

подготовка информации, необходимой для осуществления государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, экологического образования и проведения экологической экспертизы (абзац 19 раздела 3 в редакции Постановления Главы Администрации Волгоградской области от 08.11.2011 г. N 1218, НГР: ru34000201101125);

использование данных территориальной системы наблюдения для оценки эффективности проводимых воздухоохранных мероприятий;

совершенствование методического обеспечения территориальной системы наблюдения;

создание правовой базы в целях осуществления интегрирования получаемой информации в сфере охраны атмосферного воздуха.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»