Действующий

О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2017 ГОДЫ (с изменениями на: 23.05.2016)

 3. Доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей


Основной проблемой в сфере дошкольного образования Волгоградской области является недостаточное обеспечение доступности дошкольного образования для всех категорий детей, нехватка мест в образовательных организациях, реализующих программы дошкольного образования.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

В 2012 году в Волгоградской области действует 762 образовательные организации, которые осуществляют основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в том числе 740 дошкольных образовательных организаций и 22 начальные школы - детских сада. В 212 дошкольных образовательных организациях Волгоградской области открыта 441 группа кратковременного пребывания. Названные группы посещают 4743 ребенка. На базе дошкольных образовательных организаций открыты 82 консультационных пункта по оказанию помощи родителям, имеющим детей раннего возраста, которые сопровождают 1206 детей, на базе психолого-медико-педагогических комиссий открыты 4 пункта для сопровождения 70 детей.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

Очередность в дошкольные образовательные организации Волгоградской области в 2012 году составляет 58728 детей. С целью решения проблемы нехватки мест в детских садах действует долгосрочная областная целевая программа "Развитие дошкольного образования Волгоградской области" на 2011 - 2013 годы, в рамках которой предусмотрены строительство и реконструкция объектов дошкольного образования, открытие групп дошкольного образования в общеобразовательных организациях, развитие форм государственной поддержки частных дошкольных образовательных организаций (частно-государственное партнерство), открытие семейных групп при муниципальных дошкольных образовательных организациях.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

Сеть общеобразовательных организаций Волгоградской области включает 855 дневных общеобразовательных организаций (в том числе 128 начальных, 130 основных, 597 средних школ), в которых обучаются 166148 человек, 37 вечерних общеобразовательных организаций с контингентом 5523 обучающихся. Функционируют 20 гимназий (15395 обучающихся), 17 лицеев (14151 обучающийся), 4 кадетские школы, 33 средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов (22214 обучающихся). В 15 частных общеобразовательных организациях Волгоградской области обучается 1561 человек.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

Одним из основных принципов региональной политики в области образования является обеспечение прав граждан и государственных гарантий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования. В целях достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" на областном уровне реализуются федеральные и региональные проекты и программы, а также Комплекс мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2012 году, утвержденный постановлением Администрации Волгоградской области от 13 февраля 2012 года N 108-п, и Комплекс мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году и на период до 2020 года, утвержденный постановлением Правительства Волгоградской области от 26 марта 2013 года N 134-п. Поэтапно вводятся и реализуются федеральные государственные образовательные стандарты, развиваются различные формы предоставления качественных образовательных услуг - сетевое взаимодействие общеобразовательных организаций, дистанционное образование, интеграция общего и дополнительного образования детей, расширение функций малокомплектных школ до социокультурных центров. Разнообразие форм и технологий предоставления образовательных услуг направлено на удовлетворение индивидуальных образовательных запросов и потребностей школьников, выстраивание индивидуальной образовательной траектории школьников с использованием ресурсов учреждений различных типов и видов, что способствуют формированию осознанной профессиональной ориентации школьников, осознанному выбору дальнейшего жизненного пути.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п, постановления Администрации Волгоградской области от 23.05.2016 N 259-п)

Региональная система оценки качества образования строится на принципах охвата всех ступеней общего образования процедурами оценки качества образования. В построении этой системы принимают участие региональный Центр оценки качества образования, органы, осуществляющие управление в сфере образования муниципальных районов (городских округов), образовательные организации, представители общественности. Она призвана обеспечить единство требований к уровню подготовки выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, уровнями образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

Продолжает реализовываться и совершенствуется механизм проведения единого государственного экзамена на территории Волгоградской области. Обеспечивается контроль за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов, повышается качество информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов. Обеспечивается участие общественности в процедуре ЕГЭ на муниципальном и региональном уровнях, усиливается ее контролирующая роль. В настоящее время ведется проработка возможных механизмов совершенствования существующих моделей проведения ЕГЭ путем развития информационно-коммуникационных технологий.

Региональная образовательная политика в области дополнительного образования детей направлена на повышение его доступности и качества, удовлетворение потребности обучающихся в изучении программ дополнительного образования различных направленностей, воспитание качеств личности, востребованных в условиях современной социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране. Сеть организаций дополнительного образования представлена 156 организациями дополнительного образования детей, численность воспитанников составляет 118064 ребенка и подростка.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

Права детей на получение качественной среды развития реализуются в том числе через систему культурно-досуговых учреждений.

Среди государственных учреждений культуры активно занимаются проблемами организации досуга детей и подростков Волгоградская детская библиотека, которая осуществляет библиотечно-информационное обслуживание 10879 детей в возрасте до 14 лет, Волгоградская областная библиотека для молодежи, читателями которой являются 4655 несовершеннолетних, Волгоградская областная детская филармония с числом участников 400 детей и подростков, Волгоградская областная детская художественная галерея, где занимаются более 100 детей, и Волгоградский областной центр народного творчества, специалисты которого организуют областные фестивали и конкурсы для детей и юношества.

На сегодняшний день сеть детских библиотек Волгоградской области составляет 61 единицу - 1 государственная и 60 муниципальных библиотек. С момента вступления в силу Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" 5 детских библиотек Волгоградской области потеряли статус центральных, 3 библиотеки вошли в состав центров культуры и досуга, 2 детские библиотеки стали отделениями при центральных библиотеках, обслуживающих взрослое население, 2 детские библиотеки преобразованы в кафедры для обслуживания детей. Это способствовало сокращению на 10 процентов количества посещений детских библиотек.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

Сеть детских библиотек Волгоградской области за последние шесть лет сократилась на 7 специализированных детских библиотек, что ведет к лишению детей "зоны детства" и напрямую затрагивает несколько основных принципов Декларации прав ребенка, согласно которым детям должна быть предоставлена возможность и благоприятные условия, которые позволяли бы им развиваться умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровыми.

Именно детские библиотеки региона дают детям возможность бесплатно получать лучшие детские книги и журналы, работать на компьютерах и в сети Интернет, пользоваться мультимедиаматериалами, получать услуги удаленного доступа к базам данных, прибегать к помощи квалифицированных библиотекарей. Состояние фондов библиотек, обслуживающих детей, их пополнение в целом по Волгоградской области неблагополучно. Выбытие документов во многих библиотеках превышает поступление. Фонды детской литературы недостаточно обновляются, в некоторых районах прослеживается явная тенденция к их сокращению. Нехватку детской литературы в какой-то мере компенсирует подписка на периодические издания для детей и подростков.

Особое значение дети придают уровню оснащенности учреждений культуры современной техникой, возможности пользоваться компьютерными технологиями и правом свободного доступа к сети Интернет. В целом сеть Интернет усиливает познавательную активность детей, стимулирует их к приобретению новых знаний в самых разных областях в зависимости от индивидуальных предпочтений. Однако уровень информатизации библиотек Волгоградской области, обслуживающих детей, неоднороден. Существует разрыв в степени оснащенности информационно-коммуникационными технологиями библиотек городских округов, муниципальных районов и сельских поселений. К сети Интернет подключены 87 процентов детских библиотек Волгоградской области, собственный сайт или web-страницу имеют только 2 процента библиотек.

Современное учреждение культуры, работающее с детьми, должно оставаться "территорией детства", быть привлекательно для детей всех возрастов, вызывать у них желание находиться в нем, учиться и играть.

В учреждениях культуры Волгоградской области функционирует сеть различных детских творческих объединений. В нее входят различные клубы - экологические, познавательные, краеведческие, семейные. Помимо клубов, сеть включает в себя кружки, литературные гостиные, литературные объединения, мастерскую-студию, кукольный театр и другие формы самодеятельности детей. Поэтому приоритетом в данной сфере является сохранение детских учреждений культуры Волгоградской области.

Кадровая политика в отношении подготовки специалистов для детских учреждений культуры в настоящее время находится на низком уровне - в высших учебных заведениях в последние годы сокращены до минимума программы курсов детской литературы и педагогики, лекции по детской библиографии выведены из состава библиографических дисциплин, предмет "Руководство чтением детей и юношества в библиотеке" перестал быть самостоятельной дисциплиной и стал составляющей курса "Социология и психология чтения". Основная нагрузка ложится на систему переподготовки кадров. Семинары, совещания, конференции, школы различной тематики способствуют профессиональному росту работников культуры Волгоградской области, работающих с детьми.

Система детского художественного образования в Волгоградской области развита недостаточно, наблюдается неравномерный уровень обеспеченности населения Волгоградской области услугами организаций дополнительного образования.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 10.02.2014 N 58-п)

В Волгоградской области создана система гражданско-патриотического воспитания молодежи, благодаря которой регион является признанным лидером России в данной сфере. Кроме того, ведется работа по вовлечению молодежи в социальную практику, а также предупреждению экстремизма и ксенофобии в молодежной среде. Тем не менее этим направлениям необходимо дальнейшее развитие.