АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2012 года N 108-п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

(в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 28.08.2012 N 329-п)

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования" и в целях модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2012 году Администрация Волгоградской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2012 году.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Глава Администрации
Волгоградской области
С.А.БОЖЕНОВ

     




Утвержден
постановлением
Администрации
Волгоградской области
от 13 февраля 2012 года N 108-п



 КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2012 ГОДУ

(в редакции постановления Правительства Волгоградской области от 28.08.2012 N 329-п)


      1. Текущее состояние системы общего образования Волгоградской области в 2012 году


В Волгоградской области создано единое образовательное пространство. В структуру системы общего образования входят 1020 общеобразовательных учреждений (в том числе 158 начальных, 130 основных, 732 средних), в которых обучаются 218889 обучающихся. Из общего числа общеобразовательных учреждений в Волгоградской области работают 20 гимназий, 17 лицеев, 32 общеобразовательных учреждения с углубленным изучением отдельных предметов с общим контингентом обучающихся 49191 человек. В 15 негосударственных общеобразовательных учреждениях Волгоградской области обучается 1550 человек. В общеобразовательных учреждениях Волгоградской области обучающимся и их родителям предлагается широкий спектр образовательных программ, уровней обучения, форм получения образования. На базе образовательных учреждений действуют 47 региональных экспериментальных площадок.

Волгоградская область как регион с инновационной системой образования активно участвует в реализации мероприятий и основных направлений развития общего образования, определенных национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", приоритетным национальным проектом "Образование", Федеральной целевой программой развития образования на 2011 - 2015 годы, региональными целевыми программами в сфере образования. Реализация мероприятий в рамках данных проектов позволила достичь ряда значимых для региональной системы образования результатов.

С 2010 года в Волгоградской области осуществляется переход на федеральные государственные образовательные стандарты (далее именуются - ФГОС). Так, в 2011/2012 учебном году ФГОС начального общего образования реализуются во всех первых классах всех общеобразовательных учреждений, а также во вторых классах образовательных учреждений, приступивших к реализации ФГОС начального общего образования в пилотном (апробационном) режиме в 2010 году. По новым образовательным стандартам обучаются 25528 школьников, что составляет 11,2 процента от общего количества обучающихся. В образовательных учреждениях созданы учебно-методические, кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования. Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС начального общего образования, в общей численности учителей начальных классов составила 80,3 процента.

В Волгоградской области в государственном бюджетном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования" (далее именуется - ВГАПКРО) создан научно-исследовательский отдел - Центр оценки качества образования. В результате деятельности Центра оценки качества образования организована многоуровневая информационная система мониторинга качества образования Волгоградской области, разработан и внедрен механизм связи оценки качества системы образования и новой системы оплаты труда. Развитие региональной системы оценки качества образования актуализировало устойчивые тенденции данного направления. Так, обозначен переход на многофакторную систему оценки качества образования, апробируются элементы системы менеджмента качества образования, совершенствуются условия участия общественности в оценке качества образования.

С целью развития системы поддержки талантливых детей в Волгоградской области реализуется проект "Одаренный ребенок", открыт Центр по работе с одаренными детьми при ВГАПКРО, проводятся областные открытые олимпиады обучающихся 9 - 11 классов (в 2011 году в них приняли участие 3643 обучающихся), фестивали социальных и учебно-исследовательских проектов, в летнее время для старшеклассников - победителей олимпиад и одаренных детей организуется учебно-оздоровительный лагерь "Интеграл". Разработаны различные модели взаимодействия учреждений общего, дополнительного и профессионального образования по формированию индивидуальной образовательной траектории развития и поддержки одаренных детей.

Осуществляется адресная материальная поддержка и поощрение талантливых детей. 28 школьникам Волгоградской области - победителям региональных и межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий в 2011 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 года N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" были присуждены премии для поддержки талантливой молодежи в размере 30 тыс. рублей. Персональные стипендии, установленные Законом Волгоградской области от 5 апреля 2005 года N 1041-ОД "О персональных стипендиях Волгоградской области", по итогам конкурсного отбора были присуждены 20 школьникам.

Важнейшим ресурсом совершенствования учительского корпуса в Волгоградской области является создание условий для овладения педагогами идеей индивидуализации образования в целом и тьюторских практик. Открыт сертифицированный Региональный Центр тьюторских практик как ресурсный центр Межрегиональной тьюторской Ассоциации. Региональный Центр тьюторских практик объединяет 23 опытно-экспериментальные площадки. В рамках реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы образована стажировочная площадка по теме "Повышение качества общего образования через индивидуализацию образования посредством реализации тьюторских практик".

В Волгоградской области разработаны и апробированы новый порядок аттестации педагогических работников, модель организации и финансирования повышения квалификации работников образования, обеспечивающая непрерывность и адресный подход к повышению квалификации. Обеспечено профессиональное развитие управленческих кадров системы образования. Введены новые подходы к аттестации учителей с использованием механизма взаимосвязи результативности (через оценку проявления компетентностей педагога) и стимулирования труда учителя. В ВГАПКРО в 2011 году реализованы более 80 модульных программ повышения квалификации педагогов и руководителей образовательных учреждений.

В рамках развития и изменения школьной инфраструктуры внедрены эффективные формы организации профильного обучения на III ступени общего образования в 208 общеобразовательных учреждениях Волгоградской области, продолжена деятельность по отработке модели специализированной общеобразовательной подготовки (профильного обучения), ориентированной на проектирование и реализацию индивидуальных образовательных траекторий развития обучающихся, проявивших повышенный интерес к изучению отдельных предметов.

Продолжена работа по сетевому взаимодействию образовательных учреждений, в том числе с учреждениями дополнительного и профессионального образования. Отработаны модели взаимодействия образовательных учреждений в составе школьных округов посредством созданных 52 ресурсных центров и 104 базовых школ. Это позволило сконцентрировать современные технические, кадровые ресурсы, сделать их методическими центрами модернизации системы образования на местах. Отработан механизм сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений в форме дистанционного обучения на основе видео-конференц-связи. Оптимизирована работа по продвижению электронных образовательных ресурсов, внедрению автоматизации процессов управления в образовательном учреждении и предоставлению родителям в электронном виде оперативной информации о текущей успеваемости обучающихся.

С целью обеспечения права граждан на выбор образовательного учреждения, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, в Волгоградской области реализуется технология дистанционного образования: созданы два центра дистанционных технологий, в которых обучаются около 200 детей-инвалидов, в дистанционном режиме работают 80 преподавателей.

В Волгоградской области проводится мониторинг физического развития обучающихся. Во всех общеобразовательных учреждениях введен третий час физической культуры, реализуются более 110 программ, направленных на формирование здорового образа жизни. На базе образовательных учреждений в 2011/2012 учебном году реализуются программы дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности: в общеобразовательных учреждениях работают 1742 спортивные секции, в которых занимаются 29404 обучающихся, в учреждениях дополнительного образования детей - 1901 спортивная секция с 29433 обучающимися. В XXII спартакиаде учащихся общеобразовательных учреждений Волгоградской области участвовало более 130 тыс. школьников.

В период школьных каникул в течение 2011 года на базе 767 образовательных учреждений Волгоградской области были организованы лагеря с дневным пребыванием детей для 50697 обучающихся.

В 2011 году создано новое учреждение - государственное казенное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, "Волгоградский областной центр психолого-медико-социального сопровождения".

В рамках институциональных преобразований, направленных на формирование прозрачной, ориентированной на результат системы финансирования и управления, в Волгоградской области осуществляется нормативное финансирование общеобразовательных учреждений, реализуется модельная методика системы оплаты труда педагогов, ориентированная на результат педагогической деятельности.

В образовательных учреждениях Волгоградской области организовано государственно-общественное управление. Органы государственно-общественного управления в рамках своих полномочий влияют на определение уровня профессиональной компетентности каждого педагогического работника, в соответствии с которым определяется размер стимулирующих выплат. Разработаны планы работы управляющих советов, организовано межшкольное взаимодействие по этому направлению. Существенно повысилась правовая и организационная культура деятельности управляющих советов и директоров школ.

Организована публичная отчетность общеобразовательных учреждений Волгоградской области в сети Интернет, что позволяет обеспечить открытость и доступность информации об организации образовательного процесса в каждой школе для широкой общественности, в том числе для родителей.


2. Итоги модернизации общего образования Волгоградской области в 2011 году


В июле 2011 г. было подписано соглашение N 18 G64 240025 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Администрацией Волгоградской области от 11 июля 2011 г. о предоставлении в 2011 году субсидии из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию региональной системы общего образования. В соответствии с соглашением Волгоградская область в 2011 году получила средства в общем объеме 339280 тыс. рублей. Постановлением Администрации Волгоградской области от 8 июля 2011 года N 328-п был утвержден комплекс мер по модернизации в 2011 году общего образования Волгоградской области (далее именуется - Комплекс мер 2011 года). Целью реализации Комплекса мер 2011 года являлась модернизация общего образования Волгоградской области на региональном и муниципальном уровнях.

Распределение средств областного бюджета, полученных в виде субсидии из федерального бюджета на модернизацию региональной системы общего образования, по муниципальным районам, городским округам и государственным общеобразовательным учреждениям произведено в зависимости от количества обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, расположенных в конкретном муниципальном районе (городском округе), и в государственных общеобразовательных учреждениях по состоянию на 1 сентября 2010 г. В реализации Комплекса мер 2011 года участвовали 39 муниципальных районов и городских округов Волгоградской области и 31 государственное общеобразовательное учреждение.

На реализацию общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях муниципальным образованиям направлялись средства в виде субвенций, рассчитанных в соответствии с Законом Волгоградской области от 12 декабря 2005 года N 1143-ОД "О порядке определения нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности общеобразовательных учреждений в части расходов на реализацию основных общеобразовательных программ". Органы местного самоуправления самостоятельно доводили средства до общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативами, утвержденными названным Законом.

В Волгоградской области сосуществуют две модели расчета заработной платы педагогических работников - отраслевая и модельная. Выбор модели расчета заработной платы осуществляется руководителями общеобразовательных учреждений в зависимости от комплектования и ресурсного обеспечения. В определении размера стимулирующих выплат педагогическим работникам в пределах своей компетенции участвуют органы государственно-общественного управления, созданные в каждой школе.

Реализация Комплекса мер 2011 года предполагала доведение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений Волгоградской области до средней заработной платы по экономике в регионе, однако было принято решение о повышении заработной платы не только учителям, но и всем педагогическим работникам. Увеличение заработной платы было осуществлено путем индексации заработной платы педагогических работников с 1 сентября 2011 г. в следующих размерах:

в муниципальных учреждениях, реализующих программы общего образования, - на 11 процентов;

в государственных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, - на 20 процентов.

Кроме того, с 1 сентября 2011 г. была повышена заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на 30 процентов, медицинских работников учреждений, реализующих программы дошкольного и общего образования, - на 50 процентов, вспомогательного персонала дошкольных образовательных учреждений - на 20 процентов.

Повышение заработной платы прочих работников, в том числе руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, было проведено на 6,5 процента с 1 октября 2011 г.

Из средств областного бюджета на эти цели было выделено 570490,5 тыс. рублей.

Реализация Комплекса мер 2011 года привела к ряду положительных эффектов в системе образования Волгоградской области. Так, более 158 тыс. школьников обучаются с использованием нового учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного, компьютерного оборудования, соответствующего современным требованиям. Текущий ремонт был произведен в 321 общеобразовательном учреждении, более 72,5 тыс. детей обучаются в отремонтированных помещениях. Пополнились фонды библиотек в 499 школах. Данные мероприятия привели к улучшению условий организации образовательного процесса и повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

Благодаря приобретению оборудования для школьных столовых (в 417 школах) и оборудования для организации медицинского обслуживания (в 214 школах) повысилась эффективность деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников, развитию физической культуры и спорта.

Осуществление мер, направленных на энергосбережение в системе общего образования, привело к экономии финансовых ресурсов в 234 общеобразовательных учреждениях.

Мероприятия по повышению квалификации, профессиональной переподготовке педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений обеспечили обучение по запросам работодателей различных целевых групп работников образования, использование современных информационных технологий, гибкость и мобильность образовательных программ, обучение по индивидуальным образовательным траекториям, дистанционное обучение, обучение в форме экстерната, реализацию "накопительных схем" профессионального развития работников, создание муниципальных ресурсных центров переподготовки руководителей по федеральному проекту создания федерально-региональной мобильной, многовекторной системы переподготовки управленческих кадров. В рамках реализации Комплекса мер 2011 года повысили свою квалификацию 1848 педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, в том числе на основе персонифицированного подхода - 476 человек.

Аттестация педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Волгоградской области проводится в соответствии с приказом Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области от 1 марта 2011 года N 443 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Комитетом по образованию и науке Администрации Волгоградской области государственной функции по проведению аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений Волгоградской области". Аттестация руководителей образовательных учреждений осуществляется учредителями, аттестация педагогов отнесена к компетенции министерства образования и науки Волгоградской области. Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение занимаемой должности, в общей численности учителей составила 69,3 процента.

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 28.08.2012 N 329-п)

Улучшились условия предоставления качественного общего образования всем категориям обучающихся, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам. Это произошло в том числе благодаря приобретению 25 транспортных средств, осуществляющих перевозку 650 обучающихся.

В ходе реализации Комплекса мер 2011 года доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений составила 5,7 процента.

В Волгоградской области сосуществуют различные модели дистанционного обучения. В зависимости от места проживания, уровня собственных потребностей и способностей школьники могут либо получать дистанционно весь комплекс образовательных услуг, в том числе обучаться по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, либо изучать дистанционно программы дополнительного образования различных направленностей.

Было организовано эффективное информационное сопровождение и обеспечение прозрачности реализации Комплекса мер 2011 года. Все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность органов управления образованием по реализации Комплекса мер 2011 года, размещены на портале Комитета по образованию и науке, организовывалась работа региональной телефонной "горячей линии", проводились регулярные совещания по разъяснению содержания мероприятий и путей развития региональной системы образования с представителями общественности муниципальных образований Волгоградской области (встречи, селекторные совещания, вебинары и другие мероприятия), материалы этих совещаний освещались в региональных средствах массовой информации еженедельно.


3. Реализация Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2012 году


Комплекс мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2012 году (далее именуется - Комплекс мер 2012 года) разработан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2011 года N 436 "О порядке предоставления в 2011 - 2013 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на модернизацию региональных систем общего образования".

Цель реализации Комплекса мер 2012 года - дальнейшее развитие процессов модернизации системы общего образования Волгоградской области.

Комплекс мер 2012 года направлен на повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации, приоритетам социально-экономического развития Волгоградской области.

Комплекс мер 2012 года реализуется за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер 2012 года приведены в приложении 1.

Оценка эффективности использования федеральной субсидии по каждому направлению Комплекса мер 2012 года осуществляется по показателям результативности, значения которых определены в приложении 2.

Исполнителями мероприятий Комплекса мер 2012 года являются:

министерство образования и науки Волгоградской области;

(в ред. постановления Правительства Волгоградской области от 28.08.2012 N 329-п)

органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»