ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 26 марта 2013 года N 134-п


ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


(в ред. постановления Правительства Волгоградской обл.
от 26.05.2014 N 272-п)

В целях модернизации системы общего образования Волгоградской области Правительство Волгоградской области

постановляет:

(преамбула в ред. постановления Правительства Волгоградской обл. от 26.05.2014 N 272-п)

1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году и на период до 2020 года.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.

Вице-губернатор - председатель
Правительства Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ

     

Утвержден
постановлением
Правительства
Волгоградской области
от 26 марта 2013 года N 134-п

КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


(в ред. постановления Правительства Волгоградской обл.
от 26.05.2014 N 272-п)

1. Анализ реализации Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2011 - 2012 годах

В Волгоградской области с 2011 года реализуются мероприятия в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области (далее именуется - Комплекс мер).

Общий объем субсидий из федерального бюджета, предоставленных с 2011 года на модернизацию системы общего образования Волгоградской области, составил 1430,99 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 339,28 млн. рублей, в 2012 году - 1091,71 млн. рублей. Значения показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования Волгоградской области приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Значение показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования в 2011 году


N п/п

Наименование показателей результативности предоставления субсидий

Единица измерения

Значение показателей результативности предоставления субсидий

план

факт

1

2

3

4

5

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Волгоградской области за четвертый квартал 2011 г. и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Волгоградской области за первый квартал 2011 г. по данным Федеральной службы государственной статистики <*>

процентов

100

118,20

2.

Доля школьников, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту (далее именуется - ФГОС) общего образования, в общей численности школьников, в том числе:

процентов

11,21

11,21

обучающихся по ФГОС начального общего образования

27

27

обучающихся по ФГОС основного общего образования

-

-

обучающихся по ФГОС среднего (полного) общего образования

-

-

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей

процентов

22

69,3

4.

Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей

процентов

80,3

80,3

5.

Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений

процентов

5,7

5,7

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная/отрицательная

положительная

положительная

________________

<*> Применяется показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по Волгоградской области

Таблица 2

Значение показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования на конец 2012 года

N п/п

Наименование показателей результативности предоставления субсидий

Единица измерения

Значение показателей результативности предоставления субсидии

план

факт

1

2

3

4

5

1.

Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Волгоградской области за четвертый квартал 2012 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Волгоградской области в 2011 году по данным Федеральной службы государственной статистики <*>

процентов

107,7

113,44

2.

Доля школьников, обучающихся по ФГОС общего образования, в общей численности школьников, в том числе:

процентов

22

23

обучающихся по ФГОС начального общего образования

51

51

обучающихся по ФГОС основного общего образования

0,9

3,2

обучающихся по ФГОС среднего (полного) общего образования

-

-

3.

Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей

процентов

73,4

73,4

4.

Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений

процентов

56,6

56,6

5.

Доля
общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений

процентов

11,6

11,6

6.

Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов

положительная/отрицательная

положительная

положительная

________________

<*> Применяется показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по Волгоградской области


Наилучший результат достигнут по показателю "доля школьников, обучающихся по ФГОС общего образования, в общей численности школьников", фактическое значение которого на ступени основного общего образования превысило плановое в 3,5 раза. С 01 сентября 2012 г. к реализации в пилотном (апробационном) режиме ФГОС основного общего образования в пятых классах приступили 70 школ Волгоградской области. По новым стандартам обучаются 3375 пятиклассников (3,2 процента от количества обучающихся основной ступени). Существенное по сравнению с плановым увеличение количества общеобразовательных учреждений [пилотных (апробационных) площадок по реализации ФГОС основного общего образования] оказалось возможным благодаря реализации мероприятий, проводимых в рамках Комплекса мер в 2011 - 2012 годах, в том числе за счет приобретения учебного оборудования, соответствующего требованиям ФГОС общего образования.

Таким образом, опыт Волгоградской области может предлагаться другим регионам для практического использования в части:

инструментария для организации мониторинга готовности к введению ФГОС основного общего образования;

модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работы в соответствии с ФГОС общего образования;

инструментария для разработки индивидуальных образовательных программ педагогов с использованием тьюторского сопровождения.

Благодаря реализации мероприятий, проводимых в рамках Комплекса мер в 2011 - 2012 годах, в системе общего образования Волгоградской области достигнуты реальные результаты, в том числе в части создания условий для реализации ФГОС общего образования, сохранения и укрепления здоровья школьников, обеспечения доступности качественного общего образования, усиления кадрового потенциала системы общего образования.

Наибольший объем финансовых средств (766,258 млн. рублей за 2 года) был израсходован на приобретение оборудования (учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного, компьютерного, спортивного инвентаря) с целью создания условий для реализации ФГОС общего образования. С использованием нового оборудования, соответствующего современным требованиям, в 2011 году обучались 158 тыс. школьников, в 2012 году - 177 тыс. школьников. По данным федерального электронного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее именуется - мониторинг ННШ), значительно увеличилась доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС общего образования (в общей численности обучающихся по ФГОС общего образования): 2010 год - 11 процентов, 2011 год - 70,94 процента, что выше среднего по Российской Федерации (69,7 процента). Также выше среднего значения по Российской Федерации доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться интерактивными учебными пособиями в соответствии с ФГОС общего образования: в 2011 году она составила 80,99 процента, по Российской Федерации - 73,98 процента.

В 52 ресурсных центрах, функционирующих на базе муниципальных общеобразовательных учреждений Волгоградской области, созданы центры образовательной робототехники. Приобретенные комплекты образовательной робототехники позволили обучать детей начиная с младшего школьного возраста основам конструирования и программирования. В 2011 году пополнились фонды школьных библиотек в 499 школах, в 2012 году - в 513 школах. В 2012 году централизованно проведена закупка 22 тыс. учебников нового учебного курса для обучающихся четвертых классов "Основы религиозных культур и светской этики" в соответствии с выбранным для изучения модулем.

Реализация мероприятий Комплекса мер в 2011 - 2012 годах позволила существенно улучшить условия для сохранения и укрепления здоровья школьников, организации в школах условий обучения, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам. В 2011 году фактические расходы на развитие школьной инфраструктуры составили 42,867 млн. рублей, что позволило провести текущий ремонт в 321 общеобразовательном учреждении, более 72,5 тыс. детей обучались в отремонтированных помещениях. В 2012 году на проведение текущего ремонта, капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений было израсходовано 323,643 млн. рублей, что позволило организовать обучение в отремонтированных помещениях 513 школ более 127,5 тыс. детей.

Приобретенное оборудование и инструментарий для медицинских кабинетов позволили обеспечить качественное проведение доврачебного осмотра более 200 тыс. обучающихся. Модернизация оборудования столовых и пищеблоков способствовала улучшению качества питания, значительному увеличению охвата школьников двухразовым горячим питанием больше чем в 1,7 раза по сравнению с 2011 годом. Благодаря приобретению современного спортивного оборудования и спортивного инвентаря повысилась эффективность деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников, развитию физической культуры и спорта.

По данным мониторинга ННШ, доля обучающихся, которым предоставлены от 81 до 100 процентов основных видов современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования), в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом в 1,3 раза и составила 45,06 процента, что выше среднего по Российской Федерации (38,33 процента). Также в 2,7 раза увеличилась доля общеобразовательных учреждений (от общего числа общеобразовательных учреждений), в которых созданы от 81 до 100 процентов условий для реализации федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников (в 2010 году - 18,02 процента, в 2011 году - 49,87 процента).

Проведение мероприятий в рамках реализации Комплекса мер в 2011 - 2012 годах способствовало повышению доступности качественного образования для всех категорий обучающихся независимо от их места жительства, состояния здоровья и социальной принадлежности. Для этого закуплено оборудование и проведены необходимые мероприятия по организации дистанционного обучения. Объем фактических расходов на эти цели за 2 года составил 15,690 млн. рублей. Это позволило увеличить в 2,1 раза долю образовательных учреждений, реализующих дистанционные формы обучения (в 2011 году - 35 образовательных учреждений, в 2012 году - 73 образовательных учреждения). Дистанционные образовательные технологии используются для реализации образовательных услуг по отдельным предметам и курсам учебного плана при любой форме получения образования для разных категорий обучающихся, в том числе для детей, обучающихся в малокомплектных школах, для одаренных школьников, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Количество детей-инвалидов, которым созданы условия для дистанционного образования, в 2012 году составило 307 человек. Система дистанционного образования детей-инвалидов в Волгоградской области складывалась в течение ряда лет и в настоящий момент представляет собой сбалансированный и гибкий механизм удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов независимо от их места жительства и состояния здоровья. Дистанционное образование осуществляют 2 центра и 10 опорных школ в 7 муниципальных районах и 4 городских округах Волгоградской области, которые обучают детей-инвалидов из других районов и городов Волгоградской области. Кроме этого, центры и опорные школы организуют методическое сопровождение деятельности общеобразовательных учреждений по дистанционному обучению детей-инвалидов, оказывают консультативно-методическую помощь педагогам и родителям в дистанционной форме.

Полноценная организация дистанционного обучения требует обеспечения высокоскоростного доступа к сети Интернет. Благодаря мероприятиям Комплекса мер пропускная способность интернет-трафика увеличилась в 2011 году в 100 школах, в 2012 году - в 155 школах. По данным мониторинга ННШ, доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), от общей численности обучающихся выросла по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза и составила 22,94 процента.

Повышению доступности качественного общего образования независимо от места жительства способствовало также обновление школьного автопарка путем приобретения современных транспортных средств, соответствующих нормам безопасности. На эти цели за 2 года было израсходовано 107,238 млн. рублей. В настоящее время в Волгоградской области для организации подвоза обучающихся к местам обучения используются 518 автобусов, из них 25 были приобретены в рамках Комплекса мер в 2011 году, 69 - в 2012 году. Осуществляется подвоз 12760 обучающихся и 321 педагога из 690 населенных пунктов.

В течение 2011 и 2012 годов в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области наблюдается положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов. Объем фактических расходов на эти цели за 2 года составил 91,874 млн. рублей.

В результате реализации мероприятий Комплекса мер в 2011 - 2012 годах значительно усилился кадровый потенциал системы общего образования Волгоградской области. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений были направлены на повышение их профессиональной компетенции, необходимой для реализации ФГОС общего образования. На эти цели за 2 года было израсходовано 6,207 млн. рублей. В 2011 году повысили свою квалификацию 1848 педагогических и руководящих работников, в 2012 году - 8572 педагога и руководителя школ. Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС общего образования, в общей численности учителей составляет 56,6 процента.

В 2012 году была сформирована новая система аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. В основу нового порядка аттестации заложены конкретные показатели работы учителя, достижения обучающихся и воспитанников, качество образовательного результата. В 2012 году доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей выросла и составила 73,4 процента.

Реализация Комплекса мер в 2011 году предполагала доведение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений Волгоградской области до средней заработной платы по экономике в Волгоградской области. Однако было принято решение о повышении заработной платы не только учителям, но и всем педагогическим работникам. Увеличение заработной платы было осуществлено путем индексации заработной платы педагогических работников с 01 сентября 2011 г. в муниципальных учреждениях, реализующих программы общего образования, - на 11 процентов; в государственных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, - на 20 процентов.

Кроме того, с 01 сентября 2011 г. была повышена заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на 30 процентов, медицинских работников учреждений, реализующих программы дошкольного и общего образования, на 50 процентов, вспомогательного персонала дошкольных образовательных учреждений на 20 процентов.

Повышение заработной платы прочих работников, в том числе руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, было проведено на 6,5 процента с 01 октября 2011 г.

Из средств областного бюджета на эти цели было выделено 570,490 млн. рублей.

С 01 октября 2012 г. на 6 процентов проиндексированы фонды оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области, в том числе и педагогических работников учреждений, реализующих программы общего образования. На эти цели в областном бюджете были предусмотрены средства в размере 135 млн. рублей.

Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Волгоградской области в 2012 году приведены в приложении 1.

Фактическое расходование средств по направлениям Комплекса мер в 2012 году отличается от плановых значений. Это связано с тем, что экономия, сложившаяся от проведения конкурсных процедур на закупку товаров, оказание услуг (выполнение работ), была перераспределена получателями средств на другие актуальные направления.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»