ПРАВИТЕЛЬСТВО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2013 года N 134-п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСА МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Волгоградской обл.
от 26.05.2014 N 272-п)
В целях модернизации системы общего образования Волгоградской области Правительство Волгоградской области
постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства Волгоградской обл. от 26.05.2014 N 272-п)
1. Утвердить прилагаемый Комплекс мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области в 2013 году и на период до 2020 года.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию.
Вице-губернатор - председатель
Правительства Волгоградской области
О.В.КЕРСАНОВ
КОМПЛЕКС МЕР ПО МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
(в ред. постановления Правительства Волгоградской обл.
от 26.05.2014 N 272-п)
В Волгоградской области с 2011 года реализуются мероприятия в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования Волгоградской области (далее именуется - Комплекс мер).
Общий объем субсидий из федерального бюджета, предоставленных с 2011 года на модернизацию системы общего образования Волгоградской области, составил 1430,99 млн. рублей, в том числе в 2011 году - 339,28 млн. рублей, в 2012 году - 1091,71 млн. рублей. Значения показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования Волгоградской области приведены в таблицах 1 и 2.
Значение показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования в 2011 году
N п/п | Наименование показателей результативности предоставления субсидий | Единица измерения | Значение показателей результативности предоставления субсидий | |
план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Волгоградской области за четвертый квартал 2011 г. и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Волгоградской области за первый квартал 2011 г. по данным Федеральной службы государственной статистики <*> | процентов | 100 | 118,20 |
2. | Доля школьников, обучающихся по федеральному государственному образовательному стандарту (далее именуется - ФГОС) общего образования, в общей численности школьников, в том числе: | процентов | 11,21 | 11,21 |
обучающихся по ФГОС начального общего образования | 27 | 27 | ||
обучающихся по ФГОС основного общего образования | - | - | ||
обучающихся по ФГОС среднего (полного) общего образования | - | - | ||
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационную категорию и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей | процентов | 22 | 69,3 |
4. | Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности учителей | процентов | 80,3 | 80,3 |
5. | Доля общеобразовательных учреждений, осуществляющих дистанционное обучение обучающихся, в общей численности общеобразовательных учреждений | процентов | 5,7 | 5,7 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | положительная/отрицательная | положительная | положительная |
________________
<*> Применяется показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по Волгоградской области
Значение показателей результативности предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Волгоградской области на модернизацию системы общего образования на конец 2012 года
N п/п | Наименование показателей результативности предоставления субсидий | Единица измерения | Значение показателей результативности предоставления субсидии | |
план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. | Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Волгоградской области за четвертый квартал 2012 года и среднемесячной заработной платы работников в целом по экономике Волгоградской области в 2011 году по данным Федеральной службы государственной статистики <*> | процентов | 107,7 | 113,44 |
2. | Доля школьников, обучающихся по ФГОС общего образования, в общей численности школьников, в том числе: | процентов | 22 | 23 |
обучающихся по ФГОС начального общего образования | 51 | 51 | ||
обучающихся по ФГОС основного общего образования | 0,9 | 3,2 | ||
обучающихся по ФГОС среднего (полного) общего образования | - | - | ||
3. | Доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей | процентов | 73,4 | 73,4 |
4. | Доля руководителей и учителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку для работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в общей численности руководителей и учителей общеобразовательных учреждений | процентов | 56,6 | 56,6 |
5. | Доля | процентов | 11,6 | 11,6 |
6. | Динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов | положительная/отрицательная | положительная | положительная |
________________
<*> Применяется показатель среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников по Волгоградской области
Наилучший результат достигнут по показателю "доля школьников, обучающихся по ФГОС общего образования, в общей численности школьников", фактическое значение которого на ступени основного общего образования превысило плановое в 3,5 раза. С 01 сентября 2012 г. к реализации в пилотном (апробационном) режиме ФГОС основного общего образования в пятых классах приступили 70 школ Волгоградской области. По новым стандартам обучаются 3375 пятиклассников (3,2 процента от количества обучающихся основной ступени). Существенное по сравнению с плановым увеличение количества общеобразовательных учреждений [пилотных (апробационных) площадок по реализации ФГОС основного общего образования] оказалось возможным благодаря реализации мероприятий, проводимых в рамках Комплекса мер в 2011 - 2012 годах, в том числе за счет приобретения учебного оборудования, соответствующего требованиям ФГОС общего образования.
Таким образом, опыт Волгоградской области может предлагаться другим регионам для практического использования в части:
инструментария для организации мониторинга готовности к введению ФГОС основного общего образования;
модульных образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работы в соответствии с ФГОС общего образования;
инструментария для разработки индивидуальных образовательных программ педагогов с использованием тьюторского сопровождения.
Благодаря реализации мероприятий, проводимых в рамках Комплекса мер в 2011 - 2012 годах, в системе общего образования Волгоградской области достигнуты реальные результаты, в том числе в части создания условий для реализации ФГОС общего образования, сохранения и укрепления здоровья школьников, обеспечения доступности качественного общего образования, усиления кадрового потенциала системы общего образования.
Наибольший объем финансовых средств (766,258 млн. рублей за 2 года) был израсходован на приобретение оборудования (учебно-лабораторного, учебно-производственного, спортивного, компьютерного, спортивного инвентаря) с целью создания условий для реализации ФГОС общего образования. С использованием нового оборудования, соответствующего современным требованиям, в 2011 году обучались 158 тыс. школьников, в 2012 году - 177 тыс. школьников. По данным федерального электронного мониторинга реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" (далее именуется - мониторинг ННШ), значительно увеличилась доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ в соответствии с ФГОС общего образования (в общей численности обучающихся по ФГОС общего образования): 2010 год - 11 процентов, 2011 год - 70,94 процента, что выше среднего по Российской Федерации (69,7 процента). Также выше среднего значения по Российской Федерации доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться интерактивными учебными пособиями в соответствии с ФГОС общего образования: в 2011 году она составила 80,99 процента, по Российской Федерации - 73,98 процента.
В 52 ресурсных центрах, функционирующих на базе муниципальных общеобразовательных учреждений Волгоградской области, созданы центры образовательной робототехники. Приобретенные комплекты образовательной робототехники позволили обучать детей начиная с младшего школьного возраста основам конструирования и программирования. В 2011 году пополнились фонды школьных библиотек в 499 школах, в 2012 году - в 513 школах. В 2012 году централизованно проведена закупка 22 тыс. учебников нового учебного курса для обучающихся четвертых классов "Основы религиозных культур и светской этики" в соответствии с выбранным для изучения модулем.
Реализация мероприятий Комплекса мер в 2011 - 2012 годах позволила существенно улучшить условия для сохранения и укрепления здоровья школьников, организации в школах условий обучения, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам. В 2011 году фактические расходы на развитие школьной инфраструктуры составили 42,867 млн. рублей, что позволило провести текущий ремонт в 321 общеобразовательном учреждении, более 72,5 тыс. детей обучались в отремонтированных помещениях. В 2012 году на проведение текущего ремонта, капитального ремонта и реконструкции общеобразовательных учреждений было израсходовано 323,643 млн. рублей, что позволило организовать обучение в отремонтированных помещениях 513 школ более 127,5 тыс. детей.
Приобретенное оборудование и инструментарий для медицинских кабинетов позволили обеспечить качественное проведение доврачебного осмотра более 200 тыс. обучающихся. Модернизация оборудования столовых и пищеблоков способствовала улучшению качества питания, значительному увеличению охвата школьников двухразовым горячим питанием больше чем в 1,7 раза по сравнению с 2011 годом. Благодаря приобретению современного спортивного оборудования и спортивного инвентаря повысилась эффективность деятельности общеобразовательных учреждений по сохранению и укреплению здоровья школьников, развитию физической культуры и спорта.
По данным мониторинга ННШ, доля обучающихся, которым предоставлены от 81 до 100 процентов основных видов современных условий обучения (от общей численности обучающихся по основным программам общего образования), в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом в 1,3 раза и составила 45,06 процента, что выше среднего по Российской Федерации (38,33 процента). Также в 2,7 раза увеличилась доля общеобразовательных учреждений (от общего числа общеобразовательных учреждений), в которых созданы от 81 до 100 процентов условий для реализации федеральных требований к общеобразовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся и воспитанников (в 2010 году - 18,02 процента, в 2011 году - 49,87 процента).
Проведение мероприятий в рамках реализации Комплекса мер в 2011 - 2012 годах способствовало повышению доступности качественного образования для всех категорий обучающихся независимо от их места жительства, состояния здоровья и социальной принадлежности. Для этого закуплено оборудование и проведены необходимые мероприятия по организации дистанционного обучения. Объем фактических расходов на эти цели за 2 года составил 15,690 млн. рублей. Это позволило увеличить в 2,1 раза долю образовательных учреждений, реализующих дистанционные формы обучения (в 2011 году - 35 образовательных учреждений, в 2012 году - 73 образовательных учреждения). Дистанционные образовательные технологии используются для реализации образовательных услуг по отдельным предметам и курсам учебного плана при любой форме получения образования для разных категорий обучающихся, в том числе для детей, обучающихся в малокомплектных школах, для одаренных школьников, а также для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Количество детей-инвалидов, которым созданы условия для дистанционного образования, в 2012 году составило 307 человек. Система дистанционного образования детей-инвалидов в Волгоградской области складывалась в течение ряда лет и в настоящий момент представляет собой сбалансированный и гибкий механизм удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей-инвалидов независимо от их места жительства и состояния здоровья. Дистанционное образование осуществляют 2 центра и 10 опорных школ в 7 муниципальных районах и 4 городских округах Волгоградской области, которые обучают детей-инвалидов из других районов и городов Волгоградской области. Кроме этого, центры и опорные школы организуют методическое сопровождение деятельности общеобразовательных учреждений по дистанционному обучению детей-инвалидов, оказывают консультативно-методическую помощь педагогам и родителям в дистанционной форме.
Полноценная организация дистанционного обучения требует обеспечения высокоскоростного доступа к сети Интернет. Благодаря мероприятиям Комплекса мер пропускная способность интернет-трафика увеличилась в 2011 году в 100 школах, в 2012 году - в 155 школах. По данным мониторинга ННШ, доля обучающихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), от общей численности обучающихся выросла по сравнению с 2010 годом в 1,5 раза и составила 22,94 процента.
Повышению доступности качественного общего образования независимо от места жительства способствовало также обновление школьного автопарка путем приобретения современных транспортных средств, соответствующих нормам безопасности. На эти цели за 2 года было израсходовано 107,238 млн. рублей. В настоящее время в Волгоградской области для организации подвоза обучающихся к местам обучения используются 518 автобусов, из них 25 были приобретены в рамках Комплекса мер в 2011 году, 69 - в 2012 году. Осуществляется подвоз 12760 обучающихся и 321 педагога из 690 населенных пунктов.
В течение 2011 и 2012 годов в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области наблюдается положительная динамика снижения потребления по всем видам топливно-энергетических ресурсов. Объем фактических расходов на эти цели за 2 года составил 91,874 млн. рублей.
В результате реализации мероприятий Комплекса мер в 2011 - 2012 годах значительно усилился кадровый потенциал системы общего образования Волгоградской области. Повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений были направлены на повышение их профессиональной компетенции, необходимой для реализации ФГОС общего образования. На эти цели за 2 года было израсходовано 6,207 млн. рублей. В 2011 году повысили свою квалификацию 1848 педагогических и руководящих работников, в 2012 году - 8572 педагога и руководителя школ. Доля учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС общего образования, в общей численности учителей составляет 56,6 процента.
В 2012 году была сформирована новая система аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений. В основу нового порядка аттестации заложены конкретные показатели работы учителя, достижения обучающихся и воспитанников, качество образовательного результата. В 2012 году доля учителей, получивших в установленном порядке первую, высшую квалификационные категории и подтверждение соответствия занимаемой должности, в общей численности учителей выросла и составила 73,4 процента.
Реализация Комплекса мер в 2011 году предполагала доведение средней заработной платы учителей общеобразовательных учреждений Волгоградской области до средней заработной платы по экономике в Волгоградской области. Однако было принято решение о повышении заработной платы не только учителям, но и всем педагогическим работникам. Увеличение заработной платы было осуществлено путем индексации заработной платы педагогических работников с 01 сентября 2011 г. в муниципальных учреждениях, реализующих программы общего образования, - на 11 процентов; в государственных общеобразовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, - на 20 процентов.
Кроме того, с 01 сентября 2011 г. была повышена заработная плата педагогических работников дошкольных образовательных учреждений на 30 процентов, медицинских работников учреждений, реализующих программы дошкольного и общего образования, на 50 процентов, вспомогательного персонала дошкольных образовательных учреждений на 20 процентов.
Повышение заработной платы прочих работников, в том числе руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров, было проведено на 6,5 процента с 01 октября 2011 г.
Из средств областного бюджета на эти цели было выделено 570,490 млн. рублей.
С 01 октября 2012 г. на 6 процентов проиндексированы фонды оплаты труда работников государственных учреждений Волгоградской области, в том числе и педагогических работников учреждений, реализующих программы общего образования. На эти цели в областном бюджете были предусмотрены средства в размере 135 млн. рублей.
Объемы финансирования мероприятий Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Волгоградской области в 2012 году приведены в приложении 1.
Фактическое расходование средств по направлениям Комплекса мер в 2012 году отличается от плановых значений. Это связано с тем, что экономия, сложившаяся от проведения конкурсных процедур на закупку товаров, оказание услуг (выполнение работ), была перераспределена получателями средств на другие актуальные направления.