Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ НА 2013 - 2020 ГОДЫ (с изменениями на: 03.07.2018)


 Паспорт государственной программы развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы

Наименование программы

Государственная программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы (далее - Программа)

Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668

Ответственный исполнитель государственной программы

Министерство здравоохранения Республики Мордовия

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668)

Участники государственной программы

Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668;

Министерство социальной защиты, труда и занятости населения Республики Мордовия;
Министерство печати и информации Республики Мордовия;
Министерство спорта и физической культуры Республики Мордовия;
Министерство образования Республики Мордовия;
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия;

Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 14.02.2018 N 63;

Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия;
Министерство культуры, национальной политики, туризма и архивного дела Республики Мордовия;
Государственный комитет Республики Мордовия по делам молодежи;

Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 14.02.2018 N 63;

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Мордовия
Министерство информатизации и связи Республики Мордовия;
Министерство строительства, транспорта и дорожного хозяйства Республики Мордовия

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668, от 14.02.2018 N 63)

Цели государственной программы

целью государственной программы является совершенствование системы охраны здоровья граждан для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668)

Задачи государственной программы

задачи государственной программы:
обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;
повышение эффективности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации;
уменьшение очередей к специалистам в медицинских организациях;
повышение эффективности службы родовспоможения и детства;
развитие медицинской реабилитации населения и совершенствование системы санаторно-курортного лечения, в том числе детей;
обеспечение медицинской помощью неизлечимых больных, в том числе детей;
обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;
повышение доступности качественных эффективных безопасных препаратов;
внедрение элементов проектного менеджмента в управление отраслью;
информатизация здравоохранения, включая развитие телемедицины;
обеспечение системности и территориального планирования организации медицинской помощи населению республики

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668)

Важнейшие целевые показатели государственной программы

смертность от всех причин:

2013 год - 14,8 на 1000 населения;

2014 год - 14,3 на 1000 населения;

2015 год - 14,1 на 1000 населения;

2016 год - 14,1 на 1000 населения;

2017 год - 13,7 на 1000 населения;

2018 год - 13,6 на 1000 населения;

2019 год - 13,5 на 1000 населения;

2020 год - 13,4 на 1000 населения;

материнская смертность:

2013 год - 0 случаев на 100 тыс. населения;

2014 год - 12,3 случаев на 100 тыс. населения;

2015 год - 0 случаев на 100 тыс. населения;

2016 год - 12,6 случаев на 100 тыс. населения;

2017 год - 0 случаев на 100 тыс. населения;

2018 год - 13,0 случаев на 100 тыс. населения;

2019 год - 13,0 случаев на 100 тыс. населения;

2020 год - 13,0 случаев на 100 тыс. населения;

младенческая смертность:

2013 год - 7,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

2014 год - 6,0 случаев на 1000 родившихся живыми;

2015 год - 4,4 случаев на 1000 родившихся живыми;

2016 год - 4,5 случаев на 1000 родившихся живыми;

2017 год - 5,0 случаев на 1000 родившихся живыми;

2018 год - 4,7 случаев на 1000 родившихся живыми;

2019 год - 4,6 случаев на 1000 родившихся живыми;

2020 год - 4,5 случаев на 1000 родившихся живыми;

смертность от болезней системы кровообращения:

2013 год - 668,9 на 100 тыс. населения;

2014 год - 556,2 на 100 тыс. населения;

2015 год - 444,3 на 100 тыс. населения;

2016 год - 429,7 на 100 тыс. населения;

2017 год - 426,5 на 100 тыс. населения;

2018 год - 422,8 на 100 тыс. населения;

2019 год - 418,7 на 100 тыс. населения;

2020 год - 416,1 на 100 тыс. населения;

смертность от дорожно-транспортных происшествий:

2013 год - 16,9 на 100 тыс. населения;

2014 год - 13,2 на 100 тыс. населения;

2015 год - 14,7 на 100 тыс. населения;

2016 год - 14,9 на 100 тыс. населения;

2017 год - 14,8 на 100 тыс. населения;

2018 год - 14,5 на 100 тыс. населения;

2019 год - 14,3 на 100 тыс. населения;

2020 год - 14,1 на 100 тыс. населения;

смертность от новообразований (в том числе от злокачественных новообразований):

2013 год - 184,1 на 100 тыс. населения;

2014 год - 187,5 на 100 тыс. населения;

2015 год - 185,4 на 100 тыс. населения;

2016 год - 174,4 на 100 тыс. населения;

2017 год - 173,0 на 100 тыс. населения;

2018 год - 180,0 на 100 тыс. населения;

2019 год - 180,0 на 100 тыс. населения;

2020 год - 178,3 на 100 тыс. населения;

смертность от туберкулеза:

2013 год - 4,8 на 100 тыс. населения;

2014 год - 4,1 на 100 тыс. населения;

2015 год - 3,8 на 100 тыс. населения;

2016 год - 3,1 на 100 тыс. населения;

2017 год - 3,0 на 100 тыс. населения;

2018 год - 2,9 на 100 тыс. населения;

2019 год - 2,8 на 100 тыс. населения;

2020 год - 2,8 на 100 тыс. населения;

потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь):

2013 год - 7,0 литра на душу населения в год;

2014 год - 6,5 литра на душу населения в год;

2015 год - 6,5 литра на душу населения в год;

2016 год - 6,3 литра на душу населения в год;

2017 год - 6,2 литра на душу населения в год;

2018 год - 6,0 литра на душу населения в год;

2019 год - 5,8 литра на душу населения в год;

2020 год - 5,7 литра на душу населения в год;

распространенность потребления табака среди взрослого населения:

2013 год - 38,0 процента;

2014 год - 35,0 процента;

2015 год - 32,0 процента;

2016 год - 30,0 процента;

2017 год - 28,0 процента;

2018 год - 25,0 процента;

2019 год - 23,3 процента;

2020 год - 21,8 процента;

распространенность потребления табака среди детей и подростков:

2013 год - 11,7 процента;

2014 год - 11,5 процента;

2015 год - 11,3 процента;

2016 год - 11,0 процента;

2017 год - 10,7 процента;

2018 год - 10,5 процента;

2019 год - 10,3 процента;

2020 год - 9,0 процента;

заболеваемость туберкулезом:
2013 год - 51,4 на 100 тыс. населения;
2014 год - 52,3 на 100 тыс. населения;
2015 год - 50,2 на 100 тыс. населения;
2016 год - 47,4 на 100 тыс. населения;
2017 год - 47,9 на 100 тыс. населения;
2018 год - 47,6 на 100 тыс. населения;
2019 год - 47,2 на 100 тыс. населения;
2020 год - 47,0 на 100 тыс. населения;

обеспеченность врачами:

2013 год - 44,4 на 10 тыс. населения;

2014 год - 45,0 на 10 тыс. населения;

2015 год - 44,9 на 10 тыс. населения;

2016 год - 44,4 на 10 тыс. населения;

2017 год - 43,4 на 10 тыс. населения;

2018 год - 46,5 на 10 тыс. населения;

2019 год - 44,4 на 10 тыс. населения;

2020 год - 41,4 на 10 тыс. населения;

соотношение врачей и среднего медицинского персонала:

2013 год - 1/2,4;

2014 год - 1/2,5;

2015 год - 1/2,6;

2016 год - 1/2,7;

2017 год - 1/2,8;

2018 год - 1/3,0;

2019 год - 1/2,8;

2020 год - 1/2,9;

соотношение заработной платы врачей и работников, медицинских организаций Республики Мордовия, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия:

2013 год - 138,7 процента;

2014 год - 132,1 процента;

2015 год - 147,7 процента;

2016 год - 162,1 процента;

2017 год - 167,9 процента;

2018 год - 200,0 процента;

2019 год - 200,0 процента;

2020 год - 200,0 процента;

соотношение заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала медицинских организаций Республики Мордовия к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия:

2013 год - 78,6 процента;

2014 год - 76,8 процента;

2015 год - 85,7 процента;

2016 год - 91,6 процента;

2017 год - 90,7 процента;

2018 год - 100,0 процента;

2019 год - 100,0 процента;

2020 год - 100,0 процента;

соотношение заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) медицинских организаций Республики Мордовия к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия:

2013 год - 50,5 процента;

2014 год - 51,7 процента;

2015 год - 57,0 процента;

2016 год - 61,4 процента;

2017 год - 69,0 процента;

2018 год - 100,0 процента;

2019 год - 100,0 процента;

2020 год - 100,0 процента;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении:

2013 год - 71,0 лет;

2014 год - 71,8 лет;

2015 год - 72,4 лет;

2016 год - 72,9 лет;

2017 год - 72,7 лет;

2018 год - 73,0 лет;

2019 год - 74,0 лет;

2020 год - 75,3 лет.

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 14.02.2018 N 63, от 03.07.2018 N 361)

Сроки и этапы реализации государственной программы

Программа реализуется в два этапа:
первый этап: 2013 - 2015 год
второй этап: 2016 - 2020 год

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668)

Подпрограммы государственной программы

подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";
подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";
подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства";
подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка";
подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям";
подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям";
подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";
подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";
подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении";
подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования субъектов Российской Федерации"
подпрограмма "Управление развитием отрасли"

(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 24.02.2014 N 81, от 30.12.2016 N 668)

Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668

Объемы финансового обеспечения государственной программы

общий объем финансирования Программы в 2013 - 2020 годах составит 79300246,9 тыс. руб., в том числе по годам:
2013 год - 8748243,4 тыс. руб.;
2014 год - 8729756,7 тыс. руб.;
2015 год - 9430453,1 тыс. руб.;
2016 год - 9453452,9 тыс. руб.;
2017 год - 10000572,4 тыс. руб.;
2018 год - 10635418,9 тыс. руб.;
2019 год - 10966089,2 тыс. руб.;
2020 год - 11336260,3 тыс. руб.,
из них:
средства республиканского бюджета Республики Мордовия по предварительной оценке 18302372,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год), в том числе по годам:
2013 год - 1711634,3 тыс. руб.;
2014 год - 1838873,8 тыс. руб.;
2015 год - 2275242,2 тыс. руб.;
2016 год - 2406226,8 тыс. руб.;
2017 год - 2824767,7 тыс. руб.;
2018 год - 2319856,7 тыс. руб.;
2019 год - 2452887,4 тыс. руб.;
2020 год - 2472883,3 тыс. руб.;
средства Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Мордовия по предварительной оценке 58168873,9 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год), в том числе по годам:
2013 год - 6231702,0 тыс. руб.;
2014 год - 6395000,0 тыс. руб.;
2015 год - 6816224,7 тыс. руб.;
2016 год - 6721645,8 тыс. руб.;
2017 год - 6845204,5 тыс. руб.;
2018 год - 8063194,1 тыс. руб.;
2019 год - 8372882,8 тыс. руб.;
2020 год - 8723020,0 тыс. руб.;
средства за счет внебюджетных источников 100000,0 тыс. руб. (с 2016 по 2017 год), в том числе по годам:
2016 год - 60000,0 тыс. руб.;
2017 год - 40000,0 тыс. руб.;
средства федерального бюджета по предварительной оценке 2729000,8 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год), в том числе по годам:
2013 год - 804907,1 тыс. руб.;
2014 год - 495882,9 тыс. руб.;
2015 год - 338986,2 тыс. руб.;
2016 год - 265580,3 тыс. руб.;
2017 год - 290600,2 тыс. руб.;
2018 год - 252368,1 тыс. руб.;
2019 год - 140319,0 тыс. руб.;
2020 год - 140357,0 тыс. руб.
Подпрограмма "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"
Всего: 24005618,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"
Всего: 41402368,5 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Развитие государственно-частного партнерства"
Всего: 1010410,4 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Охрана здоровья матери и ребенка"
Всего: 4694202,9 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям"
Всего: 1446340,1 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Оказание паллиативной помощи, в том числе детям"
Всего: 526738,5 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"
Всего: 881254,7 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях"
Всего: 4045465,0 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Развитие информатизации в здравоохранении"
Всего: 150077,6 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)
Подпрограмма "Совершенствование системы территориального планирования субъектов Российской Федерации"
Всего: 0 тыс. руб.
Подпрограмма "Управление развитием отрасли"
Всего: 1137771,2 тыс. руб. (с 2013 по 2020 год)

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 03.07.2018 N 361)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности

снижение показателя общей смертности до 13,4 на 1000 населения;
снижение показателя материнской смертности до 13,0 случаев на 100 тыс. родившихся живыми;
снижение показателя младенческой смертности до 4,5 на 1000 родившихся живыми;
снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения до 416,1 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий до 14,1 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от новообразований (в том числе, от злокачественных) до 178,3 случаев на 100 тыс. населения;
снижение смертности от туберкулеза до 2,8 случаев на 100 тыс. населения;
снижение потребление алкогольной продукции (в перерасчете на абсолютный алкоголь) до 5,7 л на душу населения в год;
снижение распространенности потребления табака среди взрослого населения до 21,8%;
снижение распространенность потребления табака среди детей и подростков до 9%;
снижение уровня заболеваемости туберкулезом до 47,0 случаев на 100 тыс. населения;
увеличение обеспеченности врачами до 41,4 на 10 тыс. населения;
достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1/2,9;
достижение соотношения заработной платы врачей и работников, медицинских организаций Республики Мордовия, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия до 200%;
достижение соотношения заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала медицинских организаций Республики Мордовия к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия до 100%;
достижение соотношения заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) медицинских организаций Республики Мордовия к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) в Республике Мордовия до 100%;
увеличение ожидаемой продолжительности жизни при рождении до 75,3 лет

(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 03.07.2018 N 361)

Исключено. - Постановление Правительства Республики Мордовия от 30.12.2016 N 668


1. Характеристика текущего состояния, основные проблемы в сфере реализации Программы.

Программа развития здравоохранения Республики Мордовия на 2013 - 2020 годы направлена на дальнейшее эффективное развитие отрасли.

Население Мордовии на 1 января 2012 г. - 825,5 тыс. человек. Городские жители составляют ориентировочно 61% от общего населения республики.

Доля детей в возрасте от 0 до 17 лет составляет 16,6 процента.

Медицинскую помощь населению республики на начало 2012 года оказывали:

Республиканские больницы - 6, детская республиканская больница - 1, госпиталь - 1, инфекционная больница - 1, офтальмологическая больница - 1, больницы восстановительного лечения - 2, центральные районные больницы - 22, участковые больницы - 2, перинатальный центр - 1, родильный дом - 1, психиатрическая больница - 1, диспансеры - 6, амбулаторно-поликлинические учреждения - 13, стоматологические поликлиники - 5.

В 2012 году в Республике Мордовия родившихся живыми 8168 человек, что на 276 человек больше в сравнении с 2011 годом. Показатель рождаемости в 2012 году составил 9,9 на 1000 населения, что на 12,1% больше, чем в 2006 году - 8,7 (по Российской Федерации - на 21,2%).

В 2012 году в республике зарегистрировано 11859 умерших, по сравнению с предыдущим годом меньше на 451 человека. Показатель общей смертности в 2012 году составил 14,4 на 1000 населения. Величина показателя общей смертности населения республики выше, чем в среднем по Российской Федерации на 0,9%.

С 2006 по 2012 год смертность населения Республики Мордовия снизилась на 11,6% - с 16,3 до 14,4 на 1000 населения.

Основными причинами смерти населения по-прежнему остаются болезни системы кровообращения (51,9% от общего числа умерших), на втором месте - онкологические заболевания (12,4%), внешние причины на третьем месте - 9,3%.

Наилучшие показатели по снижению смертности населения получены по заболеваниям, активная борьба с которыми началась в рамках приоритетного национального проекта "Здоровье":

показатель смертности от болезней кровообращения с 2006 года снизился на 23,3% (с 877,5 на 100 тыс. населения в 2006 г. до 711,6 - в 2012 г.);

от злокачественных новообразований по сравнению с 2010 годом на 20,5% (в 2010 г. - 207,2 на 100 тыс. населения, в 2012 г. - 172,0).

Однако в 2012 году отмечен рост показателя смертности от всех видов дорожных травм, который составил 14,7 случая на 100 тыс. населения.

Показатель младенческой смертности за последние десять лет регистрировался стабильно ниже, чем в Российской Федерации (на 1 января 2012 г. - 5,2 на 1000 населения, что на 17% ниже результата 2010 г.); в Российской Федерации - 7,3 на 1000 детей, родившихся живыми, Приволжский округ - 6,3 (3-е место в Приволжском федеральном округе).

С 1 января 2012 года Республика Мордовия, как и Россия в целом, перешла на новые медицинские критерии подсчета рождения, что дало повышение показателя младенческой смертности. За 2012 г. показатель младенческой смертности составил 8,1 на 1000 населения, что на 8% ниже Российского показателя (Российская Федерация - 8,8). Рост младенческой смертности обусловлен высокой смертностью новорожденных с очень низкой массой тела (от 1000 г. - 1500 г.) и экстремально низкой массой тела (от 500 г. до 999 г.).

Наблюдаемые в последние годы прирост рождаемости и уменьшение смертности обусловили благоприятную тенденцию уменьшения коэффициента естественной убыли населения республики. За период с 2006 по 2012 год показатель естественной убыли уменьшился с -7,6 до -4,5 на 1000 населения (Российская Федерация - с -4,8 до -0,9).

Улучшение социально-экономических условий жизни в республике, эффективная деятельность органов здравоохранения и служб, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, во многом обусловили благоприятные изменения медико-демографической ситуации, вследствие чего произошло увеличение показателя средней продолжительности жизни в 2012 году, по сравнению с 2006 годом: у мужчин - с 61,55 до 62,99 и у женщин - с 74,26 до 76,67 лет.

Показатели общей заболеваемости взрослых в 2012 г. свидетельствуют о том, что каждый среднестатистический взрослый ежегодно обращается за медицинской помощью в амбулаторно-поликлинические учреждения, где у него регистрируется в среднем около двух заболеваний.

У взрослого населения на первом месте регистрируются заболевания органов кровообращения - 17,9%, второе место занимают болезни органов дыхания - 12,0%, на третьем месте - болезни костно-мышечной системы - 8,7%. Заболеваемость детей в последние годы остается на высоком уровне и составляет 2167 на 1000 детского населения, у каждого ребенка до 14 лет включительно ежегодно регистрируется 2,1 заболеваний, 74,1% из которых выявляются впервые. Чаще у детей регистрируются болезни органов дыхания (в 49,3% случаев). Заболевания органов пищеварения у детей занимают второе место в нозологической структуре - 7,9%, заболевания глаз - третье (5,7%), травмы - 3,0%.

В ходе реализации мероприятий по развитию здравоохранения республики для обеспечения доступности медицинской помощи населению планируется увеличение количества общеврачебных практик, расширение работы выездных бригад и оптимизации маршрутизации населения по зоне ответственности медицинских организаций.

В целях приближения медицинской помощи жителям села организуются телемедицинские абонентские пункты во всех центральных районных больницах.

В период до 2020 года планируется продолжение реформирования инфраструктуры здравоохранения и приведение в соответствие с численностью и составом населения, а также со структурой заболеваемости и смертности на территории республики.

Целесообразность использования программно-целевого метода для развития здравоохранения Республики Мордовия обусловлена рядом следующих объективных причин:

сложностью и многообразием методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при различных заболеваниях, что предполагает разработку и осуществление комплекса мероприятий, взаимоувязанных по целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;