Недействующий

Об утверждении Республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы (с изменениями на 16 октября 2017 года)



2.3. Анализ состояния бытового обслуживания населения


Сфера услуг является одним из самых перспективных направлений бизнеса. Она призвана удовлетворять потребности населения и создавать комфортные условия для труда и отдыха. Степень удовлетворения потребностей населения в услугах является одним из индикаторов уровня качества жизни населения.


Спрос на услуги, особенно бытовые, по мере насыщения рынка товарами и роста доходов населения, неуклонно возрастает. По мнению экспертов маркетингового агентства Bauman innovation, спрос в РФ на бытовые услуги в последние годы увеличивается на 25 - 30% ежегодно, что обусловлено стремлением людей улучшать качество жизни и экономить свое время.


В большинстве развитых стран сфера услуг развивается более динамично, чем производственная сфера. Она также более гибко реагирует на изменение рыночных потребностей. Услуги являются наиболее инвестиционно привлекательной сферой бизнеса. В настоящее время свыше 40% размещенных в мире прямых иностранных инвестиций вложено в сферу услуг (банковские услуги и страхование).


Все больше людей и организаций во всем мире пользуются услугами, оказываемыми на профессиональной основе. Салоны красоты, химчистки и прачечные, мастерские по ремонту обуви и одежды, салоны по ремонту и обслуживанию автотранспортных средств и другие организации бытового обслуживания относятся к категории наиболее динамично развивающихся.


На бытовые услуги приходится пятая часть валового внутреннего продукта РФ. Эта сфера деятельности обеспечивает рабочими местами тысячи граждан и является одной из основных бюджетообразующих отраслей экономики. В сфере бытового обслуживания населения в России преобладают коллективные и кооперативные формы организаций, в то время как в развитых странах - малые и средние организации в виде семейного бизнеса.


Отличительной чертой российской сферы бытового обслуживания населения является диверсификация деятельности организаций, работающих на рынке бытовых услуг. Наряду с основной деятельностью они активно развивают другие непрофильные виды деятельности, приносящие дополнительный доход.


Кроме того, организации, занятые в сфере бытовых услуг, относятся к категории низкорентабельных организаций. Одной из основных причин низкой рентабельности организаций, оказывающих бытовые услуги, являются длительные сроки окупаемости инвестиционных проектов. Еще одним фактором, сдерживающим развитие сферы бытовых услуг в РФ, является невысокая ликвидность бизнеса. Важными направлениями повышения рентабельности компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, являются диверсификация бизнеса и их экспансия в регионы. Диверсификация бизнеса проявляется также в стремлении компаний, предоставляющих бытовые услуги населению, ежегодно расширять спектр оказываемых услуг. На протяжении последних нескольких лет российский рынок бытовых услуг, по данным РосБизнесКонсалтинг, демонстрировал устойчивый рост - около 20% в год. Наиболее емкими сегментами рынка бытовых услуг являются: ритуальные услуги, на долю которых приходится (22,7%), услуги парикмахерских (21,2%), а также ремонт и пошив одежды (18,7%). На российском рынке бытовых услуг по объему платных услуг населению на первом месте находится Центральный федеральный округ, прежде всего, за счет высокого уровня развития рынков Москвы и Московской области.


В Республике Мордовия за анализируемый период произошли положительные изменения. В 2012 году населению республики было предоставлено платных услуг на сумму 18633,0 млн. рублей, что на 52% больше, чем 2007 году (таблица 17).