____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2018 года на основании постановления Правительства РМ от 16.10.2017 N 555.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 16 октября 2017 года)
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 12.05.2014 N 217, от 21.07.2014 N 339, от 12.05.2015 N 265, от 25.04.2016 N 215, от 12.12.2016 N 608, от 22.12.2016 N 627, от 10.04.2017 N 227, от 16.10.2017 N 555)
В целях развития потребительского рынка товаров и услуг на территории Республики Мордовия Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы (далее - Программа).
2. Исполнительным органам государственной власти Республики Мордовия, исполнителям программных мероприятий, обеспечить своевременное выполнение мероприятий, предусмотренных Программой.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Заместителя Председателя Правительства - Министра торговли и предпринимательства Республики Мордовия В.В.Руженкова.
Председатель Правительства
Республики Мордовия
В.СУШКОВ
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА В РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ" НА 2013 - 2019 ГОДЫ
(в ред. постановлений Правительства Республики Мордовия от 12.12.2016 N 608, от 22.12.2016 N 627, от 10.04.2017 N 227, от 16.10.2017 N 555)
Наименование Программы | - | Республиканская целевая программа "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2019 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | - | распоряжение Правительства Республики Мордовия от 29 июля 2013 г. N 417-Р "Об утверждении Концепции Республиканской целевой программы "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия" на 2013 - 2018 годы, распоряжение Правительства Республики Мордовия от 4 февраля 2013 г. N 40-Р "Об утверждении Программы действий Правительства Республики Мордовия на 2013 год по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Послания Главы Республики Мордовия Государственному Собранию" |
Государственный заказчик | - | Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555) | ||
Основные разработчики | - | Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева" |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555) | ||
Основная цель Программы | - | создание условий для устойчивого сбалансированного развития потребительского рынка Республики Мордовия, повышение социально-экономической эффективности его функционирования, обеспечение для абсолютного большинства населения доступности услуг потребительского рынка, создание комфортных условий проживания и повышения качества жизни населения |
Основные задачи Программы | - | 1. Активизация предпринимательской деятельности и поддержание конкурентной среды. 2. Создание современной инфраструктуры потребительского рынка. 3. Повышение качества, конкурентоспособности и доступности товаров и услуг для населения. 4. Совершенствование механизма защиты прав потребителей при приобретении товаров и услуг. 5. Совершенствование государственной политики Республики Мордовия в сфере потребительского рынка. 6. Совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере потребительского рынка |
Важнейшие целевые показатели | - | показатели, предусматривающие увеличение к 2019 году: числа торговых объектов в сфере розничной торговли в 1,2 раза; увеличение объема оборота розничной торговли в 1,6 раза; увеличение доли сетевых структур в розничной торговле до 27%; обеспечение населения Республики Мордовия площадью торговых объектов до 562 кв. м на 1000 жителей; числа торговых объектов в сфере оптовой торговли в 1,2 раза; объема оборота оптовой торговли в 1,6 раза; числа организаций в сфере бытового обслуживания населения в 1,4 раза; увеличение объема услуг бытового характера в 1,3 раза; числа организаций в сфере общественного питания в 1,2 раза; обеспечение населения Республики Мордовия посадочными местами в местах общественного питания до 45 мест на 1000 жителей; создание более 3,0 тыс. новых рабочих мест; количества установленных post-терминалов в организациях потребительского рынка в 1,6 раза; объема производства продукции, вырабатываемой организациями потребкооперации в 1,4 раза; оборота заготовительной деятельности организаций потребительской кооперации в 1,4 раза; оборота розничной торговли и общественного питания организаций потребительской кооперации в 1,2 раза; повышение качества обслуживания потребителей в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания |
Сроки и этапы реализации Программы | - | реализация Программы рассчитана на 7 лет с 2013 по 2019 годы в один этап, обеспечивающий непрерывность решения поставленных задач по следующим направлениям развития потребительского рынка: 1. Совершенствование государственного регулирования в сфере потребительского рынка. 2. Развитие потребительского рынка 3. Защита прав потребителей. 4. Кадровое обеспечение в сфере потребительского рынка. 5. Финансово-экономическое обеспечение организаций сферы потребительского рынка. 7. Формирование современной инфраструктуры потребительского рынка |
Перечень основных мероприятий | - | совокупность мероприятий, предусмотренных Программой, обеспечит внедрение современных передовых технологий в сферу розничной и оптовой торговли, общественного питания и бытового обслуживания, а также прирост доли объектов, предлагающих прогрессивные методы продажи на основе современных информационных технологий |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования Программы в 2013 - 2019 годах составит 1450740,0 тыс. рублей, в том числе: средства республиканского бюджета Республики Мордовия - 404630,0 тыс. рублей; внебюджетные источники - 1046110,0 тыс. рублей. Средства республиканского бюджета Республики Мордовия: 2014 год - 4630,0 тыс. рублей; 2015 год - 100000,0 тыс. рублей; 2016 год - 200000,0 тыс. рублей; 2017 год - 100000,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год - 0,0 тыс. рублей. Внебюджетные средства: 2013 год - 25000,0 тыс. рублей; 2014 год - 384260,0 тыс. рублей; 2015 год - 378150,0 тыс. рублей; 2016 год - 256600,0 тыс. рублей; 2017 год - 2100,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555) | ||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет Министерство экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия. Реализация системы конкретных мероприятий и проектов Программы представляет собой скоординированные по срокам и направлениям действия исполнителей, ведущие к достижению намеченных целей. Ежегодно производится уточнение первоочередных мероприятий на предстоящий календарный год и проектирование мероприятий на последующий трехлетний период. Предусматривается проведение ежегодного мониторинга действий исполнителей Программы и достигнутых результатов и их обсуждение в Министерстве экономики, торговли и предпринимательства Республики Мордовия. На основе данных мониторинга в перечень и содержание мероприятий Программы, а также в их ресурсное обеспечение предусматривается возможность внесения корректировок, ежегодное уточнение показателей и затрат на программные мероприятия с учетом ресурсной базы финансирования Программы |
(в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 16.10.2017 N 555) | ||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - | экономическая эффективность Программы будет выражена в увеличении оборота розничной торговли в 1,6 раза, оптовой торговли - в 1,6 раза, общественного питания - 2 раза, объема бытовых услуг, оказываемых населению - в 1,3 раза, объема продукции, производимой предприятиями потребительской кооперации - в 1,4 раза. Объем частных инвестиций в развитие инфраструктуры потребительского рынка составит более 740 млн. рублей. Создание более 3,0 тысяч новых рабочих мест |
Современная экономика характеризуется вступлением в качественно новую стадию развития, что обусловлено глобализацией социально-экономических процессов, высокими темпами научно-технического прогресса, глубокими изменениями во всех сферах жизнедеятельности людей. Потребительский рынок является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики, формирующих значительную часть ВВП. Уровень его развития служит важным индикатором экономического благосостояния населения, привлекательности региона для граждан других стран и регионов. В связи с этим его развитию во всем мире уделяется большое внимание. Россия и ее регионы также заинтересованы в динамичном развитии потребительского рынка как в связи с ростом потребностей людей и возможностями их наиболее полного удовлетворения, так и в связи с расширением границ национального и региональных потребительских рынков, обусловленным вступлением РФ в ВТО.
Разработанная Республиканская программа "Развитие потребительского рынка в Республике Мордовия на 2013 - 2019 годы" основана на высокой социальной и экономической значимости потребительского рынка. Ее основной целью является обеспечение территориальной и ценовой доступности широкого ассортимента товаров и услуг для всех слоев населения.
Программа базируется на согласованности приоритетных направлений развития потребительского рынка в Республике Мордовия с основными положениями стратегических документов, принятых на федеральном и региональном уровнях: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2011 - 2015 годы и период до 2020 года, утвержденной приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 422, Стратегии социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 165-р, Стратегии социально-экономического развития Республики Мордовия до 2025 года, утвержденной Законом Республики Мордовия от 1 октября 2008 г. N 94-З, Концепции развития торговли в Республике Мордовия на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 25 июня 2012 г. N 371-Р, Республиканской целевой программы развития Республики Мордовия на 2013 - 2018 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 8 октября 2012 г. N 363.
Ее реализация будет осуществляться на основе системности принимаемых органами власти решений, ответственности исполнителей программных мероприятий, скоординированности действий всех участников, а также прозрачности деятельности субъектов потребительского рынка и органов управления, обеспечиваемой широким информационным сопровождением проводимой политики в области развития потребительского рынка.
Потребительский рынок Республики Мордовия в 2007 году характеризовался динамичным развитием, что было обусловлено стабилизацией социально-экономических процессов, ростом промышленного производства и реальных денежных доходов населения, и, как следствие, повышением емкости потребительского рынка, улучшением его конъюнктуры.
В торговле, общественном питании и бытовом обслуживании населения Республики Мордовия формируется около 18% валового регионального продукта и занято 24,6% работающих (с учетом индивидуальных предпринимателей и наемных работников). Расходы населения на приобретение товаров и оплату услуг занимают 80% в структуре используемых денежных доходов населения республики.
Потребительский рынок характеризуется достаточно высокой инвестиционной привлекательностью, о чем свидетельствует постоянный рост количества торговых организаций. На территории республики в 2012 году функционировало 4617 торговых точек. В сравнении с 2011 годом их количество увеличилось на 42 торговые точки. В 2011 - 2012 годах открылись новые сетевые магазины и современные супермаркеты.
Рост и быстрое обновление потребностей создали благоприятные условия для развития розничной торговли и роста товарооборота.
Развитие потребительского рынка, насыщение его товарами и услугами способствуют повышению уровня и качества жизни населения. В то же время рост денежных доходов населения служит главным фактором, оказывающим влияние на величину и структуру спроса на потребительском рынке.
Процессы формирования и развития среднего класса оказывают существенное влияние на структуру потребительского рынка. Размеры потребительского рынка в значительной мере зависят от спроса на товары и услуги со стороны среднего класса, который составляет в России 33% от общей численности населения. У среднего класса концентрируется около 60% всех денежных доходов и двух третьих всех сбережений. Повышение доли среднего класса в общей численности населения будет способствовать росту платежеспособного спроса населения и расширению потребительского рынка.
Наметившаяся в Республике Мордовия тенденция роста денежных доходов населения обеспечила повышение покупательской способности. В 2007 - 2012 годах в республике наблюдался устойчивый рост объемов розничного товарооборота (в 1,98 раза) и платных услуг в связи с увеличением доходов населения и ростом цен на услуги. В структуре бюджетов домохозяйств наибольшая доля приходится в настоящее время на оплату жилищно-коммунальных услуг - 42,7%, услуг связи - 18,0%, бытовых услуг - 11,8 процента.
Более чем в 2 раза в анализируемом периоде увеличился оборот общественного питания. Однако, несмотря на его положительную динамику, Республика Мордовия отстает от общероссийского показателя в 2 раза.
В настоящее время структура потребительского рынка претерпевает изменения, связанные с увеличением доли покупок в супермаркетах, гипермаркетах. Происходит смещение потребительских интересов из области покупки товаров экономкласса в область более высококачественных товаров. В связи с расширением ассортимента предоставляемых бытовых услуг растет их доля в структуре затрат домохозяйств. Вследствие роста доходов населения повышается доля расходов на непродовольственные товары, бытовые услуги и услуги общественного питания в структуре совокупных расходов.
В последнее десятилетие произошли значительные изменения в инфраструктуре потребительского рынка. Высокими темпами развивались корпоративные торговые сети, являющиеся новым торговым форматом на потребительском рынке России, сокращалась доля нецивилизованной рыночной торговли на продуктовых и вещевых рынках, продолжался процесс универсализации торговых организаций. Если потребительский рынок России будет развиваться по сценарию стран Западной Европы и США, то, несомненно, в ближайшие годы корпоративные торговые сети станут основным форматом в сфере розничной торговли.
В основу деятельности корпоративных торговых сетей заложен эффект масштаба, который позволяет им в качестве одного из основных конкурентных преимуществ в сравнении с другими стационарными торговыми организациями, минимизировать розничные цены, способствуя привлечению большего количества потребителей, ориентированных на снижение совокупных потребительских расходов на продукты питания при абсолютном увеличении потребительского набора. Все большая часть населения Российской Федерации готова платить больше за гарантированное качество товаров и услуг, более широкий ассортимент товаров и удобство процесса покупки.
Формирование крупных федеральных и региональных торговых сетей приводит к созданию логистических и дистрибуционных центров, разработке и применению мультимодальных перевозок, образованию новой подотрасли торговли, отличающейся высокой степенью информатизации.
Достоинства сетевой организации быстро осваивают и другие секторы потребительского рынка. Широкий рост сетей отмечен и в секторе общественного питания: в секторе ресторанов (10 сетевых операторов управляют 70 точками обслуживания), "фаст-фуда" (9 крупнейших сетей объединяют 120 точек). На сети быстрого питания, по мнению экспертов, приходится 60% всей выручки. Данный сегмент потребительского рынка растет в России гораздо быстрее, чем даже в США, где на долю фаст-фуда приходится только 39% рынка. Ресторанная сеть Kentucky Fried Chicken (KFC) планирует увеличить количество точек в РФ к 2015 году до 300, т.е. в 2 раза. Этому способствует постепенное распространение в России франчайзинга, который является наиболее перспективным направлением развития потребительского рынка.
Потребительские рынки г. Москвы и г. Санкт-Петербурга все ближе подходят к уровню насыщения и активной конкуренции за покупателя. Поэтому интересы крупных игроков начинают активно перемещаться в регионы, где растет покупательная способность населения, более низкий уровень конкуренции, в том числе и со стороны иностранных сетей, а также имеется достаточный выбор торговых площадей и свободных площадок под строительство.
Выход новых иностранных операторов оптовой и розничной торговли, сферы общественного питания и бытовых услуг на потребительский рынок России и ее регионов обостряет конкуренцию, это несет и важные позитивные импульсы, поскольку в результате конкуренции снижаются розничные цены, повышается уровень обслуживания, расширяется ассортимент товаров и услуг, растет уровень технологических процессов. Кроме того, практика работы иностранных сетей на российском потребительском рынке ускоряет формирование более цивилизованных рынков.
В сферах торговли, общественного питания и бытовых услуг потребительского рынка России наблюдается повышение уровня автоматизации бизнес-процессов. Активно внедряются информационные системы управления взаимоотношениями с клиентами (Customer Relationship Management, CRM), управления продажами (Sales Force Automation, SFA), управления взаимоотношениями с партнерами (Partner Relationship Management, PRM), управления запасами, сбора информации (штрих-кодирования), что делает сферы торговли и общественного питания одними из самых передовых в оснащении IT. Изменения на потребительском рынке связаны также с широким использованием сети Интернет для приобретения товаров и услуг; развитием мобильной коммерции (операторы сотовой связи открывают собственные порталы, которые могут быть использованы в целях организации розничной торговли). Активно осуществляется внедрение информационных технологий с целью автоматизации большинства процессов внутренней деятельности супермаркетов, торговых центров, сетей общественного питания.
На динамику оборота розничной торговли заметное влияние оказывает изменение потребительского поведения населения, сопровождающееся снижением норм сбережения и увеличением объема потребительского кредитования. Последнее обусловлено преимущественно более высокими темпами роста продаж непродовольственных товаров. Темпы прироста рынка потребительского кредитования составили в 2011 году - 36%, а в 2012 году - 39 процентов.
Потребительское кредитование увеличивает платежеспособный спрос, стимулирует экономическую активность потребителей, что в свою очередь способствует развитию производства, росту ВВП и ускорению темпов экономического роста. Увеличение объемов потребительского кредитования обусловлено повышением конкуренции на рынке банковских услуг и экспансией крупных столичных банков в регионы. Следствием этого является расширение ассортимента кредитных продуктов, снижение процентных ставок и ослабление требований к заемщикам. Использование потребительского кредитования приводит к резкому расширению емкости рынка по целому спектру потребительских товаров. Внедрение практики потребительских кредитов позволило увеличить на 5 - 10% товарооборот сетей непродовольственного сектора.
Консолидация розничной торговли, проникновение крупных общефедеральных и мировых торговых сетей также способствуют широкому распространению кредитных продуктов, стимулируя спрос на непродовольственные товары, повышая их доступность для населения.
Тем не менее, по доле потребительского кредитования в ВВП (12% ВВП) Россия отстает не только от Германии, США и других (более 50% ВВП), но и от таких стран как Польша, Чехия и другие (30 - 40% ВВП).